Сегодня на сайте портала «Военное обозрение» была размещена статья, в которой речь шла о свержении первого президента независимой Индонезии Сукарно. Публикуем её полностью.
17 августа День независимости отмечает Индонезия — одна из крупнейших по численности населения стран мира. В настоящее время в этом островном государстве, занимающем большую часть Малайского архипелага, проживает свыше 250 миллионов человек. Удивительно, но всего лишь какие-то семьдесят два года назад Индонезия еще была колонией маленьких Нидерландов. Ее называли Нидерландской Ост-Индией, а национально-освободительное движение, несмотря на свою многочисленность и поддержку населения, никак не могло сбросить власть голландских колонизаторов.
Решающую роль, как и для большинства стран Юго-Восточной Азии, сыграла Вторая мировая война. А у истоков индонезийской независимости стоял Ахмед Сукарно. Именно он, ставший первым президентом суверенной Индонезии, сформировал основные принципы дальнейшего строительства индонезийской государственности. Сегодня его имя позабыто, но в 1950-е годы Сукарно считался одним из «главных друзей» Советского Союза. Он называл себя социалистом, хотя сам никогда не был последователем марксистского учения — взгляды Сукарно представляли собой достаточно типичное для азиатских и африканских стран того времени сочетание социалистических идей с антиимпериалистическим национализмом. Тем не менее, и личность, и взгляды Ахмеда Сукарно, и его деятельность на президентском посту весьма интересны.
Весной 1942 года, подавив непродолжительное и слабое сопротивление голландских колониальных войск, Япония оккупировала территорию Индонезии. Как и в других странах Юго-Восточной Азии, в Индонезии японские власти всячески стремились получить поддержку местного населения и поэтому постоянно напоминали о культурной и расовой близости индонезийцев и японцев. Представители японской администрации установили контакты с основными индонезийскими национально-освободительными организациями. Когда в 1945 г. стало ясно, что Япония вот-вот потерпит поражение во Второй мировой войне, японская администрация стала готовить Индонезию к независимости. Был даже создан Исследовательский комитет по подготовке индонезийской независимости, в который японское руководство включило основных индонезийских общественно-политических деятелей националистического толка. Был среди них и 44-летний Ахмед Сукарно (1901-1970) — ветеран национально-освободительного движения Индонезии, тесно сотрудничавший с японскими властями и даже удостоенный личной аудиенции у японского императора. Голландцы Сукарно не любили и обвиняли его в коллаборационизме и прислужничестве японцам, но на самом деле политик, мечтавший о независимости родной страны, просто видел в японцах тактических союзников, которые помогут ему свергнуть власть голландских колонизаторов.
Когда 6 июня 1901 года в древнем индонезийском городе Сурабая, что на востоке острова Ява, родился маленький мальчик, никто и не мог предположить, что через каких-то четыре с половиной десятилетия ему будет суждено сыграть важнейшую роль в современной истории индонезийского народа, стать отцом — основателем индонезийского государства. При рождении мальчика назвали Кусно. Самим своим происхождением он как бы подчеркивал единство народов и культур Индонезии. Отец ребенка Раден Соекеми Сосродихарджо работал учителем начальной школы, но по происхождению был представителем старой яванской аристократии. Он исповедовал ислам, как и большинство яванцев. Мать Ида Айю Ньоман Рай происходила из семьи брахманов с острова Бали, ее родители исповедовали индуизм.
Мальчик не отличался здоровьем, часто болел, и отец, решив, что все дело — в неудачном имени, переименовал Кусно в Карно — в честь знаменитого героя древнего индийского эпоса «Махабхарата». К имени Карно прибавили префикс «Су», что в переводе означало «Лучший». Средства у семьи водились, поэтому юный Сукарно в 1912 году отправился получать образование в одну из лучших школ Восточной Явы, а затем в 1916 году поступил в голландский колледж в Сурабае. Во время учебы в колледже Сукарно познакомился с человеком, оказавшим очень большое влияние на становление его мировоззрения и вообще на дальнейший жизненный путь. Этим человеком был Омар Саид Чокроаминото (1882-1934) — индонезийский мыслитель и политический деятель, основавший в 1912 году «Сарекат Ислам» — «Исламский союз» — одну из первых серьезных национальных политических организаций в Нидерландской Ост-Индии. Чокроаминото (на фото) придерживался весьма умеренных взглядов, в частности, несмотря на декларируемое возрождение исламских ценностей, он выступал за либеральную демократию и сотрудничество с голландской администрацией. Эта позиция тактически была весьма верной — голландцы, в свою очередь, также лояльно относились к деятельности Чокроаминото, что позволяло наращивать влияние и численность «Сарекат Ислам». Молодой Сукарно сблизился с Чокроаминото и в 1920 году, в возрасте всего лишь 19 лет, женился на его дочери 14-летней Утари. В 1921 году Сукарно поступил в Технологический институт в Бандунге, где изучал строительство и архитектуру. 25 мая 1926 года он завершил обучение в институте и уже в июле того же года создал собственную фирму, специализирующуюся на архитектурной деятельности. В это время Сукарно спроектировал множество домов в Бандунге. Однако, работа архитектора и открытие собственного бизнеса не помешали Сукарно стать политическим деятелем.
Двадцатые годы стали для Сукарно временем серьезных испытаний. Именно тогда происходило становление его взглядов, а молодой человек постепенно превращался в политического деятеля, известного на всю страну. В то время в индонезийском национальном движении было три основных направления — исламский фундаментализм, светский национализм и марксизм. Сукарно, будучи дальновидным политиком, догадался совместить все три направления — он выступал за верность религиозным традициям, за национальное освобождение и за социальную справедливость. 4 июля 1927 года в Бандунге прошел учредительный съезд, на котором была создана Национальная партия Индонезии. Но просуществовала она недолго, распавшись в 1931 году, спустя четыре года после создания. В это же время Сукарно стал подвергаться преследованиям со стороны голландской администрации. В 1929-1931 и 1933-1942 гг. Сукарно находился в тюрьмах и ссылках. Выходя на свободу, он совершал поездки по стране, выступал перед самыми разными аудиториями. Когда в 1942 году Нидерландская Ост-Индия была оккупирована японскими войсками, Сукарно пошел на сотрудничество с японцами. Он считал, что азиаты — японцы для Индонезии в любом случае более приемлемы, чем голландцы. Тем более, что Япония сразу же пообещала предоставить бывшей Нидерландской Ост-Индии независимость. Правда, рассчитывая превратить Индонезию в подвластную территорию, японское руководство три года тянуло с предоставлением независимости и решилось на этот шаг лишь в 1945 году.
17 августа 1945 года, спустя три дня после капитуляции Японии, Индонезия провозгласила свою политическую независимость. Был сформирован Центральный Национальный Комитет Индонезии, который утвердил первых лиц суверенного государства. Ахмед Сукарно был провозглашен президентом независимой Индонезии, а его соратник Мохаммед Хатта — вице-президентом. Так началась новая страница в индонезийской истории и в жизненном пути Сукарно.
Когда Вторая мировая война завершилась поражением Японии, в Индонезии вновь попытались укрепиться голландские колонизаторы. Власти Нидерландов отнюдь не хотели лишаться богатейшей колонии, поэтому руководство Нидерландов отказалось признавать политическую независимость Индонезии. Но индонезийцы после войны, тем более увидев слабость голландской администрации, сдавшейся японцам, уже не хотели жить под управлением иноземцев. Естественно, что началось вооруженное сопротивление голландским колонизаторам. Война за независимость Индонезии продолжалась три года. В декабре 1948 года голландцы подвергли бомбардировке Джокьякарту, в то время выполнявшую роль столицы страны. Им удалось захватить в плен Ахмеда Сукарно, вице-президента Мохаммеда Хатту и премьер-министра Сутана Шарира. Все высокопоставленные пленники голландских властей были направлены в ссылку. Однако при посредничестве ООН и США удалось добиться освобождения индонезийских лидеров. В августе 1949 года Сукарно вернулся в Джокьякарту. 23 августа 1949 года в Гааге прошла конференция, на которой было решено передать суверенитет над бывшей Нидерландской Ост-Индией Республике Соединенные Штаты Индонезии. 17 августа 1950 года Индонезия была повторно провозглашена независимым государством. На этот раз ее суверенитет признало большинство стран мира. Под контролем Нидерландов осталась только западная часть острова Новая Гвинея.
Первое время, стремясь заручиться поддержкой и признанием Запада, Сукарно приступил к строительству в Индонезии многопартийной политической системы. Первые семь лет независимости принято называть эпохой «либеральной демократии». Хотя Сукарно провозгласил страну унитарной республикой, он был вынужден пойти на значительное уменьшение полномочий президента и превращение страны в парламентскую республику. В Индонезии действовали многочисленные политические партии, в том числе и оппозиционные по отношению к президенту. Однако постепенно Сукарно все больше убеждался в том, что концепция многопартийной демократии не очень подходит для страны, которая только начинает свой путь независимого государства. Свидетельством тому были политические и экономические неурядицы, сопровождавшие первые годы индонезийской независимости. Внимание Сукарно, который еще в 1920-е годы изучал марксистские идеи, стали привлекать социалистические методы управления экономикой. К тому же он рассчитывал заручиться поддержкой Советского Союза, который оказывал серьезную материальную и организационную помощь тем государствам, которые провозглашали курс на социалистическую ориентацию. Хотя поворот к социализму не мог обрадовать влиятельные в Индонезии мусульманские и националистические партии, Сукарно приступил к сближению с Советским Союзом.
Сукарно начал укрепление политических и экономических отношений с Советским Союзом. Опираясь на военно-техническую помощь и моральную поддержку Советского Союза и других социалистических стран, в 1960 году Индонезия начала военную интервенцию в западную часть Новой Гвинеи, которая по-прежнему находилась под контролем Нидерландов. В результате вооруженного противостояния Нидерланды были вынуждены в 1962 году передать Западный Ириан под управление ООН, а в 1963 году территория Западной Новой Гвинеи вошла в состав Индонезии. Одновременно Сукарно очень активно противостоял созданию независимой Малайзии. По мнению основателя индонезийской государственности, Малайзия, создаваемая на базе британских колоний и протекторатов на Малакке и Калимантане, превращалась в потенциального проводника влияния США и Великобритании в регионе. Как оказалось, он мыслил абсолютно правильно — Малайзия стала одним из важных стратегических союзников Запада в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Кроме того, Сукарно считал вошедшие в состав Малайзии территории Сабах и Саравак на севере острова Калимантан частью Индонезии. Он поддерживал действовавшие в Малайзии группировки коммунистических партизан, установил тесное военное сотрудничество с КНР, КНДР и ДРВ. Когда Малайзия все же была принята в состав ООН, 7 января 1965 года Сукарно заявил о выходе Индонезии из Организации Объединенных Наций.
Политика Сукарно в 1957-1965 гг. активно поддерживалась Коммунистической партией Индонезии, которая к этому времени превратилась в крупнейшую компартию региона и насчитывала миллионы членов. С другой стороны, деятельность Сукарно, особенно после социалистического поворота, вызывала все большее неприятие со стороны Запада. США и их союзники опасались, что в Индонезии могут вообще прийти к власти коммунисты и в этом случае на стороне Советского Союза окажется крупнейшее государство Юго-Восточной Азии. Этого Вашингтон допустить не мог, особенно учитывая события в расположенных по соседству странах Индокитая. Не были довольны политикой Сукарно и представители праворадикальных националистических и религиозно-фундаменталистских кругов. В среде индонезийской военной элиты созрел заговор. Но о нем стало известно левой части офицерского корпуса, которая попыталась упредить заговорщиков и произвести революционный переворот. Однако, действия левых были блокированы остальной частью армии.
Пользуясь политическим хаосом, 1 октября 1965 г. власть взял в свои руки генерал-майор Мухаммед Сухарто, занимавший пост командующего стратегическим резервом армии. После прихода к власти Сухарто был коренным образом изменен политический курс Индонезии. Военные и правые радикалы провели настоящую резню индонезийских коммунистов, жертвами которой стали более миллиона человек. Сукарно формально сохранял пост президента страны до 1967 года, хотя фактически находился под домашним арестом. У бывшего главы государства обострилось сердечное заболевание, его состояние становилось все хуже и хуже. 21 июня 1970 года 69-летний Ахмед Сукарно скончался.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.