Вспоминая памятные даты освоения космоса. Часть 72.

Вспоминая памятные даты освоения космоса. Часть 72.

После того, как СССР и США стали ядерными сверхдержавами, перед военными и конструкторами обоих сторон встал вопрос о средствах доставки ядерных боезарядов к целям на территории противника. В США первоначальный упор был сделан на развитие дальней бомбардировочной авиации, способной совершать перелеты с территории США и стран-союзников по блоку НАТО. Американские военные поставили карту на многочисленные воздушные эскадрильи бомбардировщиков.

В Советском Союзе, еще залечивавшем раны Великой Отечественной войны, было решено пойти по пути создания ракетно-ядерного щита – спроектировать мощные ракеты, способные совершать полеты на межконтинентальное расстояние. По сравнению с авиацией, ракеты имели выгодное преимущество – они летали самостоятельно, с высокой скоростью и были недосягаемы для средств обычной ПВО. Кроме того, создавая межконтинентальные ракеты, советские конструкторы ракетной-техники во главе с Сергеем Павловичем Королевым, решали сразу две задачи – межконтинентальные ракеты можно было использовать как космические. В условиях приближавшейся «космической гонки», это также было важно.

Советские конструкторы уже имели опыт создания баллистических ракет средней дальности «Р-1», «Р-2», «Р-3» и «Р-5», которые стали улучшенными версиями немецкой баллистической ракеты «Фау-2». Советские ракеты успешно выполняли полеты на расстояние до 500 км. Американские конструкторы во главе с бывшим немецким конструктором В. фон Брауном, также создавали свою ракетную технику на основе «Фау-2». Но команда С.П.Королева успела уйти вперед в этом направлении.

Первые идеи создания межконтинентальной ракеты в СССР начались в 1950 г. 4 декабря Совет министров СССР своим постановлением поручил задачи по её разработке всем ведущим советским конструкторским бюро и научно-исследовательским институтам. Разработку ракеты поручили ОКБ-1 под руководством С.П.Королева, к работе были привлечены также конструкторские бюро и научно-исследовательские институты под руководством В.П.Глушко, М.В.Келдыша, М.С.Рязанского, Н.А.Пилюгина, В.П.Бармина, а также В.К.Шебанина, А.И.Соколова, А.А.Дородницына, В.В.Струминского, Б.П.Жукова, В.А.Кострова, С.И.Карпова, В.И.Кузнецова, А.И.Чарина.

В 1953-1954 гг. был разработан эскизный проект будущей ракеты. Изучив труды К.Э.Циолковского, советские конструкторы во главе с М.К.Тихонравовым, решили сделать ракету двухступенчатой – она состояла из нескольких небольших ракет. Схема расположения ступеней была «пакетной» — четыре блока первой ступени были симметрично расположены вокруг центрального блока более мощной второй ступени. Четыре боковых блока первой ступени были оснащены шестикамерными двигателями на жидком топливе «РД-107», на центральном блоке второй ступени был установлен аналогичный двигатель «РД-108», только с восемью камерами. Горючим топливом был керосин, а окислителем – жидкий кислород.

На вершине второй ступени ракеты предполагалось устанавливать полезную нагрузку весом до 5,5 тонн. Дальность полета ракеты должна была составить 5,5 тысяч км.

20 мая 1954 г. совместным постановлением КПСС и советского правительства, полномочия С.П.Королева, как главного конструктора межконтинентальной ракеты, были утверждены, ему были предоставлены самые широкие полномочия по привлечению промышленных сил, материальных ресурсов и финансирования. Окончательное проектирование ракеты было завершено в июле 1954 г., а в июле проект был одобрен правительством.

Одновременно для будущей ракеты, которая получила наименование «Р-7» (в документации она называлась «изделием №8К71»), было начато строительство первой стартовой позиции. Из трех потенциальных площадок была выбрана площадка в Казахской ССР у железнодорожной станции «Тюра-Там». В феврале 1955 г. здесь было начато строительство секретного объекта – Научно-исследовательского полигона №5 Минобороны СССР (НИИП №5 МО СССР). В будущем полигон станет всемирно известным космодромом «Байконур». Строительство велось одновременно с изготовлением первых экземпляров «Р-7». Ракету было поручено изготавливать Куйбышевскому заводу «Прогресс», ранее выпускавшему военные самолеты (ныне – Самарский РКЦ «Прогресс»).

1 марта 1956 г. Президиум ЦК КПСС принял постановление «О дальней ракете «Р-7»», согласно которому конструкторам ракеты, руководству ВВС и руководству НИИП №5 поручалось провести испытания «Р-7» в 1956 г., с последующими доработками и принятием на вооружение Советской Армии.

К началу 1957 г. «Р-7» была готова к летным испытаниям. В апреле того же года было завершено строительство стартового комплекса НИИП №5. 15 мая 1957 г. состоялся первый запуск ракеты «Р-7». Пуск закончился неудачно – сразу после отрыва ракеты от стартовой позиции в одном из боковых блоков начался пожар, а через 98 секунд неисправный блок оторвался от ракеты, после чего вся конструкция рухнула на землю. Конструкторам потребовался месяц, чтобы выявить и устранить обнаруженные при первом пуске неисправности. 12 июля состоялся второй старт «Р-7», но снова возникла проблема – ракету начало вращать из-за неисправностей при управлении по тангажу и вращению, она отклонилась от траектории и в итоге была взорвана по команде с земли.

Еще один месяц потребовался для окончательных доработок всей конструкции «Р-7». 21 августа 1957 г. состоялся третий и первый полностью успешный запуск ракеты «Р-7». План полета был выполнен полностью – все ступени ракеты отработали без замечаний, а макет ядерного заряда достиг заданного района на полигоне на Камчатке. Однако при входе в плотные слои атмосферы боеголовка была сильно повреждена, поэтому конструкцию головной части ракеты еще предстояло доработать. Главная же задача была достигнута – у Советского Союза появилась своя и первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета (МБР). 27 августа 1957 г. в советских СМИ появилось сообщение об успешном испытании в СССР сверхдальней многоступенчатой ракеты.

После успешных испытаний, было принято решение о строительстве второго стартового комплекса для боевого дежурства «Р-7». Местом строительства был выбран район в Архангельской области вблизи поселка Плесецк. В декабре 1959 г. здесь заступила на боевое дежурство стартовая позиция, с началом работы которой в Советской Армии был создан новый вид войск – Ракетные войска стратегического назначения (РВСН). 20 января 1960 г. «Р-7» была принята на вооружение. На боевое дежурство встала также первая военная модификация ракеты – «Р-7А», с увеличенной дальностью полета и габаритами полезной нагрузки.

Однако «Р-7» была быстро признана слишком неудачной МБР для военных задач. Стартовый комплекс ракеты был слишком большим и сложным для маскировки. Время предстартовой подготовки от вывоза на старт до запуска исчислялось сутками, а в заправленном состоянии и готовности к старту ракета могла находиться не более 30 суток – за это время полностью испарялся жидкий кислород, а для его постоянной подачи у стартовой позиции требовалось строительство целого завода. Невысокой оказалась также точность поражения цели. В этой связи, уже в 1968 г. ракеты «Р-7» были сняты с боевого дежурства. Совершенно иную судьбу изначально боевая ракета получила в мирной эксплуатации.

Высокая надежность конструкции и большая мощность позволила использовать «Р-7» как ракету космического назначения (РКН). Уже 4 октября 1957 г. на специально доработанном экземпляре «Р-7» в космос был запущен первый искусственный спутник Земли. Запуск положил начало «космической гонки» между СССР и США. И в ходе этого противостояния именно благодаря ракетам, созданным на базе «Р-7» («Луна», «Восток», «Молния»), были одержаны многие «победы» советской космонавтики. На них были запущены в космос первое живое существе, первый автономный аппарат на поверхность Луны и первый аппарат, выполнивший съемку обратной стороны Луны.

На двухступенчатом варианте «Р-7», ракете «Восток» в космос был отправлен первый космонавт Юрий Гагарин. На трехступенчатой ракете «Восход» в космос был отправлен первый космический экипаж корабля «Восход-1» и первый космонавт, вышедший в открытый космос Алексей Леонов на корабле «Восход-2».

С конца 1960 гг. и по сей день в СССР и России эксплуатируется трехступенчатый «потомок» «Р-7» — ракета-носитель «Союз». На этой ракете в космос отправлялись все последующие советские и российские космонавты, а также некоторые иностранные астронавты. Ракетно-космическая система из ракеты «Союз» и одноименного космического корабля «Союз» признана сегодня мировым космическим сообществом самой надежной в истории. Так, задуманная изначально как боевая ракета, «семёрка» стала самой узнаваемой мирной ракетой в истории космонавтики, а в кругах инженеров и конструкторов стала называться «великолепной Семёркой».

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *