Людмила Жукова. Секретные авиатрассы ленд-лиза

Людмила Жукова. Секретные авиатрассы ленд-лиза

30 августа 1941 г., когда план Гитлера на блицкриг — победу над СССР за месяц-полтора — был явно сорван, из Англии, страдавшей от беспощадных фашистских бомбёжек, пришёл первый (из 77 за войну) морской караван «Дервиш» с военными грузами и партией самолётов-истребителей «харрикейн» — по условиям срочно заключённого 16 августа англо-советского Соглашения о товарообороте, кредите и клиринге.

ИЗ США в СССР уже с июля шли поставки военной техники через Тихий океан за наличный расчёт. В октябре 1941 г., после заключения договора между США и СССР по ленд-лизу, поставки, прежде всего самолётов и зачастую — с грузами, стали проходить сложнейшими, впервые проложенными через половину земного шара воздушными маршрутами.

Во избежание утечки информации многие материалы по ленд-лизу в СССР были засекречены. Особенно глухо — маршруты сверхдальних и сверхопасных перегонов нашими лётчиками ленд-лизовских самолётов из США в СССР. Страна несла на этих необлётанных трассах небоевые потери, но лётчики-герои получали боевые ордена, не имея права рассказать, за какие заслуги. В 1990-е гг. гриф секретности с документов по ленд-лизу был снят.

Замысел обобщить исследования рассекреченных материалов в книге родился в Союзе российских ветеранов и был поддержан Российским географическим обществом. Авторами книги «Союзники: особые маршруты взаимодействия 1941—1945» стали профессор Академии военных наук, кандидат политических наук Владимир Рощупкин и руководитель секции АЛСИБ (трасса перегона Аляска—Сибирь) Российского Союза ветеранов Людмила Горбунова, дочь воевавшего на ленд-лизовском торпедоносце «бостон» командира эскадрильи Ивана Горбунова.

В книге добрым словом заслуженно вспоминаются многие представители союзников. Помощник президента и главнокомандующего США Т. Рузвельта Гарри Гопкинс ещё в первые дни нападения на СССР, несмотря на недавнюю операцию по удалению раковой опухоли, уговорил шефа разрешить ему лично слетать в СССР и напрямую у Сталина выяснить, что остро необходимо СССР и что может предложить Америка. Лететь через половину земного шара пришлось на боевом гидросамолёте «Каталина» в роли воздушного стрелка, устроившись на вращающемся стульчике у пулемёта…

Из книги узнаём о многих неизвестных страницах воздушной войны: не только французская эскадрилья «Нормандия—Неман», но и две эскадрильи 151-го авиакрыла (полка) Британских Королевских ВВС под командованием полковника Генри Рэмсботта-Айшервуда, уже 30 августа 1941 г. доставившие первым морским конвоем и авианосцем «Аргус» в Архангельск первую партию истребителей «харрикейн», не только обучали советских пилотов овладевать новой техникой, но и били на ней общего врага. В первом же бою в районе Петсамо (Печенга) они сбили три Ме-109 Е и вывели из строя самолёт-разведчик Хе-126. К сожалению, в этом бою была и боевая потеря — погиб пилот «харрикейна» сержант Смит… За время британской миссии с 11 сентября 1941 г. по 18 октября английские асы в небе Советского Заполярья одержали 15 побед. Объясняли же устройство матчасти русским соратникам на понятном языке жестов так конструктивно, что советский легендарный ас, Герой Советского Союза за более чем 10 побед на старичке И-16, «ишачке», Борис Сафонов под руководством комэска А.Г. Миллера овладел ею за один день, весь его полк — дней за десять.

НО ОКАЗАЛОСЬ, что огневая мощь новых машин слабовата для жарких боёв — и наши умельцы-авиатехники усилили её, заменив английские пулемёты на четвёрку крупнокалиберных отечественных, системы Березина. В других приходящих морскими конвоями машинах, бывало, даже моторы меняли на свои, морозоустойчивые, или добавляли подвески для дополнительных бомб и т.д. Но упрёков союзники не слышали: советские авиаторы радовались каждому присланному самолёту, уменьшавшему острый дефицит крылатых машин.

16 ноября 1941 г. последние лётчики и авиатехники 151-го авиакрыла Королевских ВВС покидали Мурманск. Они выстроились на палубах кораблей для прощания, а над ними в почётном строю пролетели «харрикейны» под началом Бориса Сафонова, вскоре ставшего за новые победы на этом тоже старичке, 1930-х гг. выпуска, первым за войну дважды Героем Советского Союза.

В начале марта 1942 г. командиру 2-го гвардейского авиаполка Северного морского флота Б.Ф. Сафонову и его трём асам были вручены высшие британские награды — Большой серебряный крест «за выдающиеся лётные боевые заслуги». Тогда же, в марте 1942 г., советский посол в Лондоне И.М. Майский вручил британским лётчикам — командиру 151-го авиакрыла полковнику Г.Н. Дж. Рэмсботту-Айшервуду, командирам эскадрилий А.Х. Руку и А.Г. Миллеру и сержанту Г. Хоу высшую награду СССР — орден Ленина.

Складывались и другие дружеские узы. Со 2 июня 1943 г. по сентябрь 1944 г. тяжёлые бомбардировщики США «летающая крепость», «либерейтор» и истребители сопровождения «мустанги» после выполнения бомбардировок Германии, Венгрии, Румынии приземлялись, и часто с большими повреждениями, на аэродромах освобождённых районов СССР — в Полтаве, Миргороде, Пирятине. С воздуха их отдых прикрывали советские асы от налётов вражеской авиации, на земле авиатехники ремонтировали машины, заправляли горючим, маслом, боеприпасами и бомбами — на обратный путь в Англию над Румынией, Венгрией, Германией. Оперативное взаимодействие с союзниками по этим полётам и снабжению осуществлял штаб 17-й Воздушной армии, командовал которой генерал авиации В.А. Судец.

Авторы ставят в книге многие важные для понимания цены победы вопросы. Например: много или мало для воюющего СССР 22 тысячи присланных по ленд-лизу самолётов 20 типов? Тогда как наш тыл смог выпустить за войну 136800 самолётов, в 6 раз больше. Среди них — 37 тысяч штурмовиков, которые из-за границы не поступали. Предоставляют слово самим героям-перегонщикам, передающим пережитое живописно и романтически, по лётной привычке опуская страшное и трагическое. Напоминают, кто из известных лётчиков летал на ленд-лизовских машинах. Василий Сталин, командир авиадивизии, например, совершал боевые вылеты и на наших «ястребках» — Як-7 и Ла-5, и на иностранных «харрикейне» и «бостоне», чтобы внушить к ним доверие молодым пилотам. Создатель целостной теории победного воздушного боя трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин летал с 1943 г. на американской «аэрокобре» под роковым номером 13. В приметы не верил.

С КОНЦА сентября 1942 г. в дни решающих судьбу войны боёв за Сталинград легендарному полярному лётчику И.П. Мазуруку на заседании ГКО было предложено Сталиным разработать трассу доставки самолётов из США «недоступным для самолётов противника маршрутом» и — самовывозом, отказав американцам, предложившим перегонять самолёты своими силами. Мазурук предложил маршрут в чкаловском стиле: Аляска (г. Фэрбенкс) — Берингов пролив — Чукотка (Уэлькан) — Якутия (над Верхоянским хребтом и полюсом холода) — с конечной базой в Красноярске с его добротным авиаремонтным заводом. Далее самолёты пусть идут в разобранном виде — на все фронты, а наши лётчики поспешат в обратный путь на Аляску, по карте лётным языком это — «вверх, направо и в угол». Американцы прокомментировали: «По этой трассе могут летать либо сумасшедшие, либо самоубийцы, либо русские». Но русские смогли и значительно облегчить эти запредельно трудные перелёты обустройством на вечной мерзлоте по трассе 16 аэродромов с авиаслужбами. И собранные в перегоночные полки полярные лётчики, привыкшие к полярным ночам и 60-градусным морозам, начали перегонять по трассе «АЛСИБ» — Аляска—Сибирь истребители «аэрокобры» и «харрикейны», торпедоносцы «бостон», бомбардировщики «митчелл» и другие боевые машины, вскоре вступившие в бои за Сталинград и далее везде.

А летом 1944 г., когда наша промышленность обеспечивала в достатке фронт своими совершенными машинами, возникла потребность у морских флотов в гидросамолётах, так как свои летающие лодки были в мизере и — безоружные. Перегон «каталин» (снабжённых радиолокаторами и глубинными бомбами для поиска подлодок и уничтожения их) проходил тремя разными маршрутами. Весь этот проект, засекреченный американцами под шифром «Зебра», открыт также в 1990-е гг., и мы узнали наконец о подвиге лётчиков-перегонщиков.

«КАТАЛИНЫ» для Северного флота до исландского Рей-кьявика вели наши эки-пажи, но с американскими штурманами, далее наши лётчики пробивались, нередко с боями, сами. Перегоняя самолёты для Тихоокеанского флота, наши лётчики готовили себя к опасным встречам с японцами, и они бывали… Трасса шла от о. Кадьяк в Аляскинском проливе через Тихий океан — Анадырь — Магадан до порта Владивосток. Для Черноморского флота и полярной авиации Главсевморпути маршрут был выбран экзотический, через Атлантический и Индийский океаны и экватор, при ориентировке по незнакомому звёздному небу. Прямо с Филадельфийского завода в Элизабет-Сити, затем над горами Бразилии, над Бермудами, где в тумане и грозах блуждали часов по шесть, над Марокко, Тунисом, Ираком — в Кировабад (ныне Гянджа). Далее — до мест назначения.

О судьбах многих героев-перегонщиков рассказывают самые впечатляющие страницы книги. О первом начальнике Красноярской воздушной трассы ВВС Красной Армии, командире 1-й Краснознамённой перегоночной авиадивизии лётного учебного центра в Архангельске полковнике И.П. Мазуруке, Герое Советского Союза. О лётчике-инструкторе 1-й перегоночной авиаэскадрильи на самолётах «киттихок», «аэрокобра», «кингкобра», затем перегонщике красноярской трассы Аляска—Сибирь Викторе Перове, доставившем в СССР более 300 ленд-лизовских машин (!). О «красном капитане», как звали в США нашего военпреда Игоря Петровича Лебедева, сумевшего доказать американцам необходимость приёмки нашей Закупочной комиссией самолётов непосредственно на заводах-производителях. О лётчике, командире эскадрильи Красноярского гвардейского авиаполка, воевавшем на торпедоносцах-бомбардировщиках «бостон», Иване Николаевиче Горбунове, который в числе других наград получил полководческий орден Александра Невского потому, что его эскадрилья (далее цитата из наградного листа, потому что это — редкий факт): «произвела 297 боевых вылетов, не имея потерь ни в материальной части, ни в людях». Спасибо «бостону», но спасибо и командиру.

ЛЮБОПЫТНЫ в книге рассказы о встреченных в США потомках русских эмигрантов, сердечно помогавших нашим лётчикам быстрее осваивать матчасть, — военном переводчике капитане Николае Барклай-де-Толли и лётчике-инструкторе лейтенанте ВМС США Грегори Гагарине из князей.

Из тех перелётов наши лётчики привезли популярную по сию пору у нас песню о сверхживучем бомбардировщике: «Мы летим, ковыляя во мгле… /Мы летим на последнем крыле. /Бак пробит, хвост горит, /Но машина летит /На честном слове и на одном крыле». Авторы книги выяснили, что хвала в песне адресована «митчеллу».

…Книга, подготовленная Союзом российских ветеранов, раскрывает ещё одну малоизвестную, долгое время засекреченную страницу Великой войны об обоюдополезных отношениях между США, Великобританией и СССР в годы общей беды, прерванных не по нашей вине. Жаль, что её тираж всего 500 экземпляров: она нужна всем, стремящимся знать правду о войне, многие страницы которой сфальсифицированы переписчиками истории.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *