Сегодня, 1 сентября, в День знаний – начало нового учебного года, а так же спустя немногим более 10 дней с момента отставки бывшего министра образования Ливанова самое время вспомнить об образовании – школьном, специальном, университетском. Впрочем, возможно стоит брать даже чуть более широко. Детство, школьный его этап — это время, когда окончательно формируется человеческая личность, её взгляды на мир и своё место в нём.
Немудрено, что именно этот период жизни во все времена был под особым вниманием и контролем общества и государства. И одним из величайших достижений XIX века стало почти повсеместное введение в Европе, а затем и в мире поддерживаемого государством школьного образования, а одним из величайших достижений советской эпохи стало введение полностью бесплатного (вплоть до университетского) образования. Образования разностороннего, формирующего не человека-функцию, а мыслящую личность, но в то же время и весьма качественного в каждом конкретном предмете. Так было…
А как стало теперь? Теперь устами Медведева молодые педагоги уже знают – есть места, где можно работать и зарабатывать – но только не у них. Их, как балласт сбросили с государственного судна. Обеспечение спокойного и без качки движения на бурных и кризисных экономических волнах для чиновников, олигархов и разных видов их смеси – всё это куда важнее для властвующей клики, чем они – те, кто своим умом у словом, куёт будущность страны и нации! Модернизация? Импортозамещение? Нанотехнологии!? Забудьте! Мы — коммунисты и комсомольцы уже язык обтрепали, говоря на трибуне Думы, на телевидении, в печати и всеми прочими доступными способами о деградации отечественного образования, а, следовательно, и нового поколения. Как могут двигать страну вперед люди, не знающие того, что знали их предшественники!? Здесь нет вины молодёжи — здесь её беда. Впрочем, не совсем. Порой поражает, как молодёжь — самая свободолюбивая и лёгкая на подъём часть общества допускает подобное обращение с собой. Хочется крикнуть: очнитесь, боритесь — ведь у вас, у нас всех крадут будущее! Вспомните славные свободолюбивые традиции университетов, уходящих корнями в средние века! Вспомните великие победы и свершения молодёжных комсомольских коллективов! Сметайте свежей молодой волной любых жирных лживых канцелярских крыс, которые только посмеют поднять свою руку на ваше право на знание! Как может быть так, что Герман Греф, в открытую провозглашающий с трибуны Гайдаровского форума и других подобных сборищ с говорящими названиями и не менее говорящей публикой, что он стремится уничтожить “лузерскую советскую систему образования в интересах бизнеса” оставаться на своём посту!? Как вообще он может оставаться в круге медийных персон, лиц, приближённых к верхушке, оказывающих влияние на жизнь миллионов!?
Вообще, даже удивительно то единство общества: учителей, учеников, родителей в осуждении так называемых «реформ». По личному студенческому опыту могу сказать – едва ли был такой преподаватель, который за время курса не ругал последними словами введённую по западным лекалам Болонскую систему образования, презрительно именуемую не иначе, как “болонка”. Можно ли назвать реформой то, что не улучшает, а ухудшает дело?
За годы, прошедшие с рокового 1991 в России (не говоря уж о других бывших республиках Союза) очень сильно сократилась доля специалистов… да буквально во всём. Великий Сталин говорил: «Кадры решают всё», а у нас они будут становиться из года в год всё хуже. Не мудрено, что падают ракеты, а самая элементарная работа оказывается провалена «дипломированными специалистами». Но и это — не самое страшное: поскольку этому теперь не уделяют внимания, то в человеке стало деградировать всё человеческое. Если советская система образования готовила и выпускала в мир разностороннюю и развитую личность, а первая страница первого советского букваря гласила – “Мы – не рабы! Рабы немы.”, то новая нацелена не производство людей-функций: выбрал технический профиль — плати за гуманитарный, если хочешь. Они не должны задаваться фундаментальными вопросами: «Что есть я?», «Как устроен мир?», «Какова моя роль в нём?», «Как устроен человеческий социум, и можно ли его устроить лучше?». Нет, ни в коем случае. А всё потому, что господам жизни не нужны мыслящие, способные на самостоятельный анализ окружающего мира, активно смотрящие на мир, готовые менять и улучшать его. Чем темнее холоп – тем лучше! Тем проще держать его в повиновении – не силой, а ложью. Им нужны люди-функции: потребители и рабы – и они, что всего страшнее, даже не задумываются (хотя должны бы бояться) говорить это вслух! К цитировавшемуся Грефу можно добавить и всё ещё памятную фразу Фурсенко про то, что нужны ни в коем случае не творцы, а квалифицированные потребители.
Новый министр образования – Ольга Юрьевна Васильева не стесняется говорить о проблемах в своей епархии, произносит правильные фразы о том, что не может быть и речи об образовании как о платной услуге – но пойдут ли за словами дела? ЕГЭ и всё с ним связанное стоит монолитом, финансирование сферы, жизненно важной для государства и народа продолжает быть мизерным, школьные поборы, стыдливо именуемые “добровольными пожертвованиями”, очевидно, тоже никуда не денутся в ближайшем будущем. Можно с пафосом вещать что угодно – пока не поменяется принцип, отношение, политика – система – всё останется на своих местах. Не удивительные процесс Образования из табула раса маленького ребёнка нового Человека, а смесь рутины, бюрократии, дрессуры и нищеты на обломках прежних успехов!
А теперь, кто бы ты ни был, задумайся. Если ты — учитель, то спроси себя: в этом ли — твоё призвание? Не учить детей вечному и прекрасному, не готовить их к встрече со всеми несовершенствами мира так, чтобы они были во всеоружии, не открывать им тайны и загадки мироздания, радуясь их победам и успехам, а плодить бездумную орду потребителей, которых ждёт впереди лишь разочарование множества обманов?
Если ты — молодой парень или девушка, то спроси себя: хочу ли я оставить свой след в этой жизни, творить, воплощать в жизнь мечты, трудиться, зная, что и как устроено в избранном тобой деле и как это вписывается в общую картину мира? Или тебе достанет относительно сытого желудка и мира размером в экран телевизора, любому слову которого ты готов верить?
Чуть более, чем через две недели, близится новая дата – не праздничная, но более важная сейчас, чем любой праздник – время решать. Наш номер – 12! Наше требование – иное общество!
Пресс-служба МГК КПРФ Мизеров Иван
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.