Победы новых профсоюзов

Победы новых профсоюзов

При нынешнем политическом, социальном и экономическом произволе власть имущие сразу сметут с поля отстаивающего свои права одиночного борца. Конечно, работник может обратиться с жалобой в суд, прокуратуру или Рострудинспекцию. Но, во-первых, для грамотного обращения требуется знание трудового и процессуального законодательства. Во-вторых, даже добившись восстановления законности, работник по-прежнему остаётся один на один с репрессивной машиной правящего капитала. Работодатель наверняка постарается избавиться от «умника». В такой ситуации работник-одиночка рискует превратиться в жалобщика-неудачника.

СОВСЕМ ДРУГОЕ ДЕЛО, когда на предприятии есть боевой, рабочий профсоюз. Защищая права своих членов, профсоюз вызывает огонь на себя, прикрывая собой отдельного активного работника. Не случайно в основном ведётся отстрел руководителей этих общественных организаций. С серьёзным профсоюзом работодатель связываться не рискнёт. И к работнику, состоящему в таком профсоюзе, лишний раз не придерётся. Перечислим несколько таких побед организаций, называемых свободными профсоюзами, над работодателями, возомнившими себя всесильными и неуязвимыми при нынешней российской государственной системе.

Активист нового свободного профсоюза «Действие», врач-реаниматолог из Волгограда Михаил Николаев работает в специализированной бригаде «скорой помощи», которая обязана выезжать по особо тяжёлым случаям. По нормативным документам состав этой бригады — врач, две медсестры и водитель. И это оправданно: человеку нужно на месте оказать реанимационную помощь, по дороге до больницы следить за тем, чтобы пациента довезти живым. Сердечный приступ купировать, кровотечение остановить в две руки невозможно. Вся бригада борется за жизнь пациента. Порой расплатой за минутное промедление становится смерть человека.

В марте 2015 года М. Николаева пытались заставить ехать на вызов вдвоём с водителем. Одна медсестра ушла с работы, потому что смена у неё закончилась, вторая заболела. Николаев пытался объяснить руководству, что один человек не сможет оказать качественную помощь пациенту, находящемуся в тяжёлом состоянии. Вместо пополнения бригады из имеющихся в запасе специалистов на вызов отправили фельдшера с водителем, а Николаеву объявили выговор за задержку выезда. Хорошо, что у пациента было повышенное давление, фельдшер сделал уколы, больше ничего в той ситуации и не потребовалось.

Выговор Николаев пытался опротестовать. На это ушло несколько месяцев. Администрация ему угрожала: если он будет с нею судиться, то лишат его вообще лицензии, то есть профессии. Грозились даже завести уголовное дело. Впрочем, после того случая специализированная бригада стала выезжать на вызовы только в полном составе.

Врач, отстаивая справедливость, обращался за помощью во многие инстанции. Областной отдел здравоохранения нарушений со стороны администрации не усмотрел, Волгоградский облсовпроф дал кучу обещаний, но практически для защиты врача ничего не сделал. Только в профсоюзе работников здравоохранения «Действие», работающем в составе Конфедерации труда России, Николаеву стали помогать юристы. Почувствовав перспективу, он создал у себя ячейку этого профсоюза. В августе 2015 года в новую профессиональную организацию вступили всего восемь человек, сейчас в ней состоят уже 52 человека.

Профсоюз обозначил острые проблемы «скорой помощи» в регионе. Под его напором в 2015 году губернатор подписал положение, согласно которому зарплата медработников должна быть увеличена. В частности, по новому положению у медработников увеличился оклад: фельдшер будет получать не 6500, а 11000 рублей, у врача оклад увеличился с 8500 до 13000 рублей.

Но рано было радоваться: оклад-то увеличили, но одновременно урезали все доплаты. За ночные смены они уменьшились на 60 процентов. Надбавка за стаж тоже «усохла». Под вопросом оказались и другие стимулирующие надбавки к окладу. Профсоюз направил губернатору в январе этого года коллективное письмо, которое подписали почти 500 работников «скорой». Ответа не последовало. Между тем в профкоме подсчитали, что реальное снижение зарплаты медработников с введением нового положения оплаты труда составит от 3500 до 5000 рублей. А значит, люди сами будут увольняться, искать другую

работу.

Последствия губернаторских новаций Николаев почувствовал на себе. Как врач-реаниматолог на «скорой» он получал со всеми ночными дежурствами где-то 22—23 тысячи рублей. Но одной ставки мало для жизни. Есть уже анекдот на эту тему: «Почему все врачи работают на полторы ставки? Потому что при работе на одну — есть нечего, а на две — некогда».

Профсоюз стал распространять листовки о тяжёлом положении «скорой помощи» «СПАСИ 03». Распространили около 5 тысяч экземпляров. Надеялись, что простые жители Волгограда (в перспективе — пациенты) помогут своим спасителям — медработникам — общественной поддержкой. Администрация же вместо того, чтобы задуматься ещё раз о зарплате медработников, просто уволила самого председателя профкома М. Николаева.

И вот 27 июля Красноармейский районный суд г. Волгограда восстановил в должности врача-реаниматолога выездной бригады, лидера профсоюза «Действие» волгоградской «скорой помощи» Михаила Николаева. Работодателю придётся оплатить ему три месяца вынужденного «отпуска», компенсировать моральный вред и судебные расходы.

Это был уже второй судебный иск к администрации станции скорой медицинской помощи г. Волгограда, выигранный Михаилом Николаевым в этом году. 21 апреля решением суда было отменено дисциплинарное взыскание, вынесенное Николаеву, и предписано работодателю выплатить в его пользу около 25 тысяч рублей.

НА ШКОЛЬНОМ ПОЛЕ действует свободный профсоюз «Учитель». В прошлом году организация добивалась возвращения стимулирующей части зарплаты преподавателям в г. Дзержинске Нижегородской области и получала в это же время удары «сверху». В результате на председателя профсоюзной первички Андрея Рудого со стороны директора его школы было даже подано заявление в полицию. Ему и члену профкома Ольге Гуро-Фроловой в целях устрашения администрация вынесла выговоры по абсурдным основаниям.

Однако профсоюз не просто выстоял, но и добился своего. Учителям были выплачены «стимулирующие баллы» за два месяца (сентябрь и октябрь 2015 года), а дирекции пришлось давать объяснения по поводу временного прекращения выплат. Более того, с Рудого и Гуро-Фроловой руководством школы были сняты выговоры и отозвано заявление из полиции.

Руководство Дзержинского управления образования и дирекция школы №23, в которой находится костяк профсоюзной организации, теперь настроены на мирный диалог. Стало понятно, что все антипрофсоюзные действия не только не возымели ожидавшегося начальством результата, но и принесли ущерб тем, кто в них участвовал. Лучше мир, чем постоянная война.

ПРОФСОЮЗ «Университетская солидарность» занимался в последнее время восстановлением на работе доцента Ивановского государственного университета Светланы Ниловой. На суд представитель университета принёс многочисленные справки и устаревшие рабочие конспекты других преподавателей, поданные как программы, по которым якобы работала доцент Нилова. Количество фальсифицированных документов исчисляется десятками. Увольнение было произведено без учёта мотивированного мнения выборного органа профсоюза. К удивлению профсоюзных активистов, на одно из заседаний суда по восстановлению Светланы Ниловой юрист

ИвГУ А.Г. Шибаев принёс протокол якобы прошедших консультаций с профкомом и Центральным советом «Университетской солидарности». Выступавшая в суде в качестве свидетеля со стороны работодателя начальник управления кадров ИвГУ М.И. Тощилова не постеснялась даже описывать в красках, как при проведении этих консультаций достойно вели себя представители администрации ИвГУ в отличие от «буквально потерявших контроль над собой» активистов профсоюза.

Правда, на предоставленных протоколах консультаций не было ни одной подписи со стороны профсоюза. Чтобы показать нелепость этих доказательств, на заседание суда из Москвы специально приехал один из сопредседателей «Университетской солидарности» Павел Кудюкин, который пояснил, какова вообще должна быть процедура такого примирительного акта и кто может вообще выступать от имени Центрального совета профсоюза. Рассказ представителя администрации университета представлял собой сочинённую им сказку, а представленные документы оказались фальсификацией.

В итоге суд постановил признать увольнение доцента Ниловой незаконным, восстановить её на рабочем месте, выплатить зарплату за вынужденный прогул и компенсацию за моральный ущерб.

Я рассказал только о некоторых достижениях новых свободных профсоюзов. Их особенность в том, что они обычно не отступают и ведут борьбу до конца. Это не продажные соглашатели, а настоящие борцы за справедливость.

Альберт СПЕРАНСКИЙ. Председатель Совета общероссийской общественной организации «Рабочие инициативы».

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *