«Что было, то прошло». Этой фразой можно кратко охарактеризовать исторический переход США из прошлого в настоящее. Иностранные эксперты напоминают, что после Второй мировой войны США реально доминировали на планете, выпуская половину промышленного производства, контролируя 2/3 золотых и валютных резервов в мире и обладая мощнейшим военным потенциалом. Но сегодня даже наиболее стойкие защитники былых «либеральных» порядков предсказывают закат эры американской гегемонии.
На эту тему рассуждает профессор международных отношений Кристофер Лэйн (Christopher Layne) в журнале «The National Interest».
Западные политики предрекают крах либерального международного порядка, который последует за Brexit (выходом Великобритании из ЕС). Либеральный мировой порядок сложился после 1945 года, но теперь его устои шатаются. И вызвано это не только «брекситом» — существуют и «фундаментальные причины».
Иностранные эксперты, специалисты в области политики, напоминают, что либеральный международный порядок (Pax Americana), созданный после 1945 года, «покоился на фундаменте преобладающей власти США». В то время США оказались во главе «однополярного» мира. В 1945 году на долю Соединённых Штатов приходилась половина мировой продукции обрабатывающей промышленности, США контролировали две трети мировых золотовалютных резервов и обладали мощными глобальными возможностями проецирования военной силы, имея при этом «монополию на атомное оружие».
Подобное сочетание «военных, финансовых и экономических мышц» позволило Америке создать целую систему безопасности и экономических институтов: Организация Объединённых Наций, НАТО, Всемирный банк, Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация. Все эти учреждения со временем легли в основу послевоенного порядка и действуют до сих пор. Автор напоминает, что США занимались восстановлением разрушенных экономик стран Западной Европы и Японии, а также играли «умиротворяющую и стабилизирующую» роль в Европе и Восточной Азии.
Политологи говорят, что после Второй мировой войны Соединённые Штаты занимали в мире главенствующую позицию (были «гегемоном»). И даже во времена холодной войны доминированию США ничто всерьёз не препятствовало. Никто не сумел бросить Америке «серьёзный вызов». «Не имея ни экономических, ни технологических возможностей для сокращения разрыва в развитии с Соединёнными Штатами, Советский Союз скорее являлся «потёмкинской», нежели настоящей, сверхдержавой», — иронизирует профессор.
Распад Советского Союза в 1991 году, казалось, поднял США на ещё более недосягаемую геополитическую высоту. Появились гипотезы о «конце истории» — о том, что либеральный мировой порядок якобы стал постоянным стержнем международной политики.
«Теперь мы знаем, — делает поворот автор, — что это видение было иллюзорным».
По его мнению, либеральный международный порядок «приходит в негодность» из-за «смещения глобального баланса сил». «Тот фундамент власти США, на котором был некогда возведён Pax Americana, трещит», — развивает мысль аналитик.
На самом деле подтачивание американской мощи началось гораздо раньше — её мощь съёживается ещё с 1960-х годов. Правда, указывает автор, последствия этого подтачивания не были особо заметны, поскольку в 1960-е, 1970-е и 1980-е годы преимущества США сокращались за счёт роста их союзников в Европе и Японии, а не противников. «Драматический распад» Советского Союза дополнительно завуалировал шаткость американской гегемонии.
Некоторые аналитики, в том числе Дэвид Каллео, Роберт Гилпин и Пол Кеннеди, попытались в своё время понять природу геоэкономической трансформации. Книга Кеннеди «Взлёт и падение великих держав» (1987) стала «катализатором» дебатов о реальном состоянии американской мощи. Кеннеди не считает, что США избавлены от общих цивилизационных циклов, а потому закат вполне реален. Однако потом рухнул СССР, а затем зашаталась Япония (там лопнул «экономический пузырь»), и дебаты сошли на нет.
Между тем самый мощный вызов сохранявшейся власти Pax Americana был сделан как раз в 1980-е годы: в Китае начался экономический подъём. Дэн Сяопин запустил широкие экономические реформы, которые привели к быстрому росту Китая, заявившего о себе как о новой сверхдержаве.
Подъём Китая просто «захватывал дух», пишет автор. Позднее, в 2010 году, Китай сумел обогнать Соединённые Штаты, став крупнейшей в мире торговой нацией и самой крупной в мире производственной нацией. А в 2014 году, по данным МВФ и Всемирного банка, КНР «перепрыгнула» Соединённые Штаты в качестве крупнейшей экономики мира (по паритету покупательной способности). Одновременно Соединённые Штаты столкнулись с внутренними проблемами: старение населения, стагнация в производственных отраслях, политическая поляризация.
Будущее автору статьи тоже не кажется оптимистичным.
Соединённые Штаты столкнутся с надвигающимся финансовым кризисом уже в начале 2020-х годов. Кризис этот пойдёт и дальше. Имеются также долгосрочные прогнозы о том, что американский ВВП будет расти менее чем на 2% в год. «И лишь вопрос времени, когда Китай вырвется вперёд Соединённых Штатов не только по паритету покупательной способности, но и показателю ВВП, измеренному по рыночному обменному курсу», — считает Кристофер Лэйн.
Даже такие защитники либерального миропорядка, как Джон Айкенберри, уверены, что эпоха американского доминирования подходит к концу. Тем не менее, они утверждают, что Соединённые Штаты будут продолжать цепляться за «зомби-гегемонию»: в таком состоянии доминирования правила, нормы и институты, воплощённые в Pax Americana, могут утратить былой американский авторитет и влияние. При этом эксперты замечают, что Китай не станет оспаривать или «опрокидывать» либеральный международный порядок, потому что он сам является порождением (и в геополитическом, и в экономическом отношении) этой системы.
Профессор Лэйн, однако, считает, что усиливающийся Китай будет делать ровно то же, что «неизменно делают» поднимающиеся претенденты: он будет стремиться переделать международный порядок, дабы в мире учитывались его интересы, ценности и нормы, а не американские.
Другие специалисты, добавим, рассуждают о кризисе, который может ударить то ли по Китаю, наступающему на пятки Америке, то ли по Евросоюзу.
По данным Банка международных расчётов, который цитирует агентство «Ридус», в I квартале 2016 года отношение объёма выданных кредитов к ВВП (так называемый кредитный разрыв) в Китае достигло рекордных 30,1%. Показатель выше 10% уже указывает на то, что кризис может грянуть в любой момент в ближайшие три года.
Однако некоторые эксперты ждут кризиса с другой стороны. «Китай действительно закредитован, особенно в той части, что связана с быстрорастущими отраслями (строительство и прочее), — сказал «Ридусу» Алексей Вязовский, ведущий аналитик «Калита-Финанс». — Однако эта проблема уже давно висит над Поднебесной, и власти страны пока справляются с кредитной нагрузкой. […] Если уж оценивать риски, то наибольшую угрозу сейчас представляет ситуация с Deutsche Bank, у которого дыра в балансе сравнялась с капитализацией».
В случае краха «Дойче Банк» может сыграть роль, которую в 2008 году сыграл Lehman Brothers: падение названного банка стало прологом к одному из самых тяжёлых мировых кризисов.
Любопытно, что проблем этому банку добавили американцы. И некоторые аналитики считают, что добавили умышленно. На сегодня на балансе банка достаточно «токсичных» активов, а американские партнёры насчитали ему огромные штрафы. Интересно, однако, что крах этого банка ударит по США. «Самое странное, что дожимают его штатовцы из-за какой-то политики, — говорит ведущий аналитик «Калита-Финанс». — Но они же сами и пострадают, когда он рухнет. Когда ты валишься, то рынок действует по правилу: падающего — толкни. То есть ты бы, может быть, и выплыл, но на тебя закрывают лимиты на межбанке. Сегодня у Deutsche Bank одна надежда на государство и ЕЦБ». По мнению эксперта, о вероятном крахе Deutsche Bank может свидетельствовать и тот факт, что Сорос «зашортил» банк на большую сумму. Спекулянт, похоже, собрался заработать на падении Deutsche Bank. Акула учуяла кровь.
В итоге, заметим, там и сям назревает тот самый кризис, начало которого профессор Кристофер Лэйн определил примерно на 2020-й год. Очевидно, тряхнёт не только США, но и Китай, и ЕС.
Таким образом, после 1991 года, когда пал СССР, заправилы в США решили, что настал «конец истории» (расписанный известным идеалистом Ф. Фукуямой в одноимённой книжке), и Вашингтон с его либеральной демократией начнёт единовластно задавать тон всей планете. Но то была иллюзия! Многие зарубежные эксперты сегодня не сомневаются в шаткости нынешней американской «гегемонии». Сейчас «панамериканский» век подходит к закономерному финалу — не к концу истории, а к концу гегемонии. Бывшего гегемона выдавливает с трона Китай.
— специально для topwar.ru
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.