ГПЗ-2 тоже снесли на погост

ГПЗ-2 тоже снесли на погост

Подшипник. Образно — это бронзовое или железное обрамление дырки от бублика, то есть круглое отверстие, в которое вставлялся вал или ось.

В словаре Даля подшипником называется та часть, «подушка», на которой лежит шип оси или вала, т.е. опора для оси, отсюда «под шип». Человек давно и успешно использует подшипник. Технология уходящая корнями в глубь веков.

В древнем Египте уже в середине III тысячелетия были распространены каменные шары и ролики, которые использовались при перемещении больших тяжестей. Казаки всю жизнь так свои суда из одной реки в другую переволакивали.

В 18 веке знаменитый гром-камень — постамент для Медного Всадника в 1600 тонн, таким же образом проделал путь от Лахты до Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Гром-камень с баржи до места установки доставляли по ядрам, насыпанным в деревянные желоба. По сути это прообраз шарикоподшипника, развёрнутый на плоскости.

С изобретением колеса, скольжение — сани, волокуша, было заменено на качение — тарантас, колесницу.

Подшипник замечательно снижает силу трения, если в него добавлять смазку. На среднем Востоке смазки готовили путем продолжительного вываривания нефти (по арабски «нафта»). Для России смазкой был деготь, получаемый из березовой коры бересты.

Но вернемся к подшипнику. У Александра Македонского была осадная вышка с подвижным тараном, который передвигался на роликах по специальным желобкам.

В начале I века нашей эры Гай Юлий Цезарь Калигула отдал приказание построить два гигантских корабля. Один – дворец, второй — храм в честь богини Дианы. Построены они были в 40 году, а 41-м году, когда Цезарь был убит, корабли были затоплены, как наследие тирана. Подняли эти суда со дна озера Неми (Италия) лишь в 1932 году. При их изучении было сделано немало удивительных открытий. Оказывается, корабли имели поворотные платформы с опорными подшипниками – конусообразными роликами и бронзовыми шарами.

Так что идея катков, прообраза подшипника, напрашивается любому, кто собирается передвигать неподъемные тяжести на большое расстояние.

Сам же подшипник в нынешнем его виде широко и победно шагнул в жизнь лишь в 1839 году, когда американец Исаак Бэббит, ювелир по профессии, предложил для него вкладыш из прочного металла, залитый мягким антифрикционным сплавом. Так появился на свет первый разъемный подшипник со вставными вкладышами, а сплав, изобретенный пытливым ювелиром, нарекли в его честь баббитом.

Изобретение баббита резко ускорило процесс превращения производства подшипников в выгодный бизнес. В 1883 году германский изобретатель Фридрих Фишер сконструировал машину для шлифования стальных шариков. Класс подшипников сразу стал иным. Промышленная революция, как и современная индустрия, в принципе, напрямую связана с качественным подшипником.

Нет у тебя в стране подшипниковой промышленности – значит ты страна-изгой в мировом разделении труда. Труд сложный тебе недоступен. Ты сырьевой придаток промышленно развитых стран. Кирка, тачка и лопата. Приблизительно на этот уровень наше современное буржуазное правительство низвело РФ. А подтверждение тому – подшипниковая промышленность.

Убийственная цифра, показывающая реальное состояние дел. В РСФСР в 1990 году производилось – 800 млн.подшипников. В буржуазной России в 2013 году произвели – 64 миллиона, в 2014 году уже только 56 млн, а в 2015 году всего – 49, 1 млн. подшипников или 6,1 % от уровня 1990 года.

Китай в 1990 году производил столько же подшипников, сколько и РСФСР, а сегодня, в 2015 году он собрал 28 млрд подшипников. У нас падение производства в 16 раз, в Китае рост — в 28 раз.

Россия сегодня – деиндустриализирована до сапожной мастерской. То, что еще летает и крутится – это задел, остатки советского благословенного прошлого.

Значение подшипников для промышленного производства хорошо понимал даже Гитлер. У немцев в начале войны было всего два центра по производству подшипников в Швайнфурте и Регенсбурге, Одним ударом можно было бы закончить войну, разбомбив оба эти центра и создав дефицит подшипников. Наши союзники, имея многочисленную бомбардировочную авиацию, хотели это сделать. Не удалось. Летом 1943 года во время массированного налета американцы потеряли свыше трети своих машин. Немецкие заводы были слишком хорошо защищены. После этого американцы полгода никого не бомбили, пилоты просто отказывались лететь на частокол зениток. Немцы же, воспользовавшись перерывом в налетах союзников, рассредоточили оборудование в штольнях и на других площадках.

Подшипники были, есть и будут всегда, пока технические устройства останутся в сколько-нибудь в современном виде. Достаточно сказать, что подшипник скольжения — деталь, без которой не едет ни велосипед, ни мопед, ни автомобиль. Компьютер и тот не обходится без подшипника.

В 1945 году появились безмасляные подшипники скольжения, затем пришел черед гибридных подшипников, подшипников с низким моментом вращения, микроподшипников для микроэлектроники, подшипников с керамическими телами качения.

Развитие химии полимеров дает производителям подшипников очень интересные возможности. Уже существуют подшипники, в конструкции которых металла нет вообще. Их внутренний рабочий слой выполнен из углепластика, содержащего мелкодисперсный политетрафторэтилен, а силовая оболочка — из конструкционного стеклопластика.

Но все эти новейшие разработки сделаны за пределами России. Все больше отечественных предприятий, использующих подшипники в качестве комплектующих, перешли на импортную продукцию.

Иметь свою подшипниковую промышленность могут себе позволить только технологически развитые страны мира, такие как США, Германия, Швеция, Япония, Франция, Китай. В Китае – еще год назад было 223 завода. У нас же в России по дружеской «партнерской» подсказке запада закрываются подшипниковые заводы. По пальцам одной руки их можно пересчитать.

Москва – показательный пример. На всю струну гремел ГПЗ-2. В конце 19 века это было небольшое предприятие по производству различной промышленной и бытовой утвари. В 1914 году заводик достался шведской фирмы SKF (СКФ) «Свенска Куллагерфабрикен». В 1916 году она и начала производство подшипников качения. Датой основания собственно подшипникового завода принято считать 1916 год. В революцию завод на Шаболовке был национализирован, но во времена НЭПа шведы ненадолго вернулись в роли концессионеров.

В тридцатые годы на месте концессионного предприятия был создан Второй государственный завод «Шарикоподшипник», переименованный вскоре во 2-й государственный завод «Шарико-ролико-подшипник», а затем в Государственный подшипниковый завод №2 — ГПЗ-2. Вторым он был по той причине, что пока он «ходил» под шведами, был создан ГПЗ-1.

В 30-е годы ГПЗ-2 — основной производитель подшипников в СССР. Во время Великой Отечественной Войны предприятие эвакуировали в Томск.

На подшипниках ГПЗ-2 были смонтированы звезды московского Кремля, поворотная сцена МХАТа, ими комплектовались эскалаторы первой очереди Московского метрополитена, первые прокатные станы, буровые машины, самолеты, автомобили, тракторы, сельскохозяйственные машины.

100-миллионный подшипник был собран в 1955 г., 250-миллионный — в 1965-м, 500-миллионный — в 1981г, 750-миллионный — в 2000 году.

С началом приватизации, как и положено на заводе началась кадровая, собственническая и прочая чехарда. ГПЗ-2 то входит в ГПО «Подшипник», то становится АООТ «Шаболовский подшипниковый завод», то превращается ОАО «ГПЗ-2». А производство подшипников все снижается и снижается, пока, в конце концов, и вовсе прекратилось. Производственные площади сданы в аренду. В цехах пахнет не подшипниками, а дешевым ширпотребом. Остаток производства перенесен на территорию ИК-10 УФСИН (Исправительная колония строгого режима для содержания мужчин), в Тверской области. Но это уже другое производство. Там работают сидельцы-олигархи «ходорковские», «полонские», всякие «васильевы», а какие из них работники все знают. Отсюда и качество.

Специалисты знают, что нынешние подшипники ГПЗ-2, выпускаемые в колонии, наиболее распространенных типоразмеров очень сильно отличаются по качеству от тех, что завод производил во времена Советского Союза, когда многие изделия, прежде всего,  упорные подшипники были совершенно незаменимы и применялись во многих отраслях промышленности, в первую очередь, станкостроении. Оказывается, что и сейчас, на эту бывшую союзную продукцию идет самая настоящая охота — многие опытные механики и инженеры любыми способами пытаются достать подшипники высокой точности производства ГПЗ-2 советского времени, которые по своему качеству и точности исполнения не уступают современным импортным подшипникам, но по цене в десятки раз дешевле. Однако, где их взять?

От ГПЗ-2 не осталось даже рожек и ножек, только офисное здание. РФ – уже не промышленная держава, а сырьевой придаток запада. Производственники бродят по миру, просят продать то станок, то подшипник. Своего-то давно нет. И не будет, пока будет буржуазная Россия, которую успешно затащили демократы на технологические задворки мира.

Буржуазная Россия, РФ, за 25 лет своего существования даже близко не смогла приблизиться к уровню промышленного развития РСФСР. Как говорят демократы, у нее, рыночной России, постоянно был отрицательный «рост». Доросли до того, что нет практически отечественного машиностроения, станкостроения, гражданского самолетостроения, подшипниковой промышленности, и много еще чего.

Простой пример. Тракторов в советское время в РСФСР производили 214 тысяч, в прошлом году, только 5,1 тыс. шт. (2,4 %); металлорежущих станков делали в РСФСР 74,2 тысяч, — опустились до 2,9 тыс. штук (3,9 %); грузовых автомобилей -720 тысяч, а сейчас только – 131 тысячи. И так во всем.

И как следствие такого «рачительного» хозяйствования — постоянные государственные закупки по импорту. Поэтому так и болезненны санкции Запада. За копеечную шестеренку иди кланяйся. А с тобой мировой капитал поступает как с безродным псом. Пшел вон, не путайся под ногами. Определили тебе «Раша» нишу — сырьевую конуру, иди и радуйся.

Народ не обманешь. Рыба гниет с головы. Неужели наши предки положили в последнюю войну 30 миллионов человек за то, чтобы из процветающей страны, перейти в разряд нищеброда. В России 6 миллионов наркозависимых, 20 миллионов нищих, вместо заводов растут кладбища, а самый успешный бизнес – ритуальный. Природные ресурсы огромной страны находятся в руках двух десятков упырей. Коррупция зашкаливает все разумные пределы. Губернаторы и мэры городов чуть ли не основной контингент тюремных нар. В цивилизационный тупик загнана страна крупным капиталом и демократами рыночниками.

Но, все слышнее глас вопрошающего народа — где выход, есть ли прогрессивная идея, научная программа? Ни одна буржуазная партия, идущая на выборы, в какие бы социал-демократические наряды она ни рядилась, какие бы слова о свободе она не произносила, не имеет реальной программы вывода страны из кризиса. Все их программы — это надстройки над фундаментом неприкосновенной частной собственности. И все! А ее народ уже наелся досыта. СССР вспоминается 95 процентами населения современной России со слезами на глазах, как райское благословенное время, как завтрашний день человечества.

От той советской эпохи в буржуазной России сегодня остался быстро прозревший советский народ и очистившаяся от всякой скверны: Ельциных, Горбачевых, Гайдаров , Ходорковских. Чубайсов — партия трудящихся, партия рабочих — КПРФ.

КПРФ знает как вывести страну из тупика, из кризиса-пропасти. Программа ее ясна, проста, понятна любому здравомыслящему человеку. Ее идеи прошли проверку самой жизнью, жесточайшей мировой войной. За плечами невиданные темпы индустриализации, Великая Победа, и 1-2 места в мире почти по всем показателям.

Сравните люди! Коммунисты всегда несут – образование, обеспеченную старость, промышленное развитие, чубайсоиды — колониальную зависимость, воровство и развесистую клюкву на уши.

Вчитаться, вдуматься и поддержать предложенный план коммунистов КПРФ, на предстоящих выборах, долг каждого патриота и гражданина. За нами правда!

Дмитрий Щеглов

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *