США после выборов: гражданская война?

США после выборов: гражданская война?

Дональд Трамп взорвал очередную психологическую бомбу: он объявил, что, возможно, не признает результаты выборов президента Соединённых Штатов, если массовые факты фальсификаций будут считаться законными.

Пять миллионов фальшивок

Массовые фальсификации, о которых говорит Трамп, — не фраза «для красного словца». По некоторым оценкам, явью стали уже пять миллионов фальшивок. Основной их массив связан с досрочным голосованием и отсутствием в ряде штатов надёжной системы регистрации избирателей. Немало в списках голосующих и мёртвых душ — люди, отошедшие в мир иной, продолжают фигурировать как живые в электоральных отчётах.

Нередко для участия в голосовании не нужно даже водительского удостоверения, в котором зафиксирована личность избирателя: достаточно его устного заявления. При этом пресса, ориентирующаяся на кандидата от Демократической партии, заявляет, что сторонники Трампа, «выпячивая» такие факты, нарушают права человека: ведь есть в Америке люди, которые не пользуются автомобилем и, соответственно, не имеют водительских прав. Внутренних паспортов в США нет. Поэтому личность голосующего подтвердить порой довольно трудно. Однако это не значит, что такие граждане Соединённых Штатов должны быть лишены права избирать своего кандидата. Подобное намерение кандидата в президенты США от Республиканской партии Дональда Трампа означает его желание ограничить священную свободу выбора для многих соотечественников — такова предвыборная аргументация демократов.

Эксперты считают подобные утверждения, мягко говоря, спорными. Однако хождение в пропагандистской среде они имеют. И немалое число «свободных граждан свободной страны» к ним прислушиваются.

«Беспачпортные люди», как называл незарегистрированных граждан великий русский писатель Александр Куприн, становятся лёгкой добычей фальсификаторов. Их голоса покупают. Из них сооружаются «избирательные карусели» (известные в России с ельцинских времён) — колонны автобусов с «легислатурным мясом» циркулируют по избирательным округам, перемещаются из одного штата в другой и создают покупателю «свободного волеизъявления» необходимую для победы «критическую массу сторонников».

При этом многие обозреватели склонны считать предупреждение Трампа о его возможном отрицании результатов голосования чуть ли не актом «политического терроризма», бомбой, заложенной кандидатом в президенты США под само величественное здание американской свободы.

Другие им возражают: Джон Кеннеди победил Ричарда Никсона в 1960 году с преимуществом, которое находилось в пределах статистической погрешности. В 2016 году счёт вероятных фальшивок идёт на миллионы. И это явно неприемлемая цена, которую уже на этапе досрочного голосования народу предлагают заплатить за это «сладкое слово свобода» — всего лишь за слово, а не за подлинную свободу выбора.

Опыт «Кровавого Канзаса»

Немало и тех экспертов, которые видят в намерениях Трампа опасность развязывания после выборов гражданской войны, чего в Америке якобы никогда не было. Но это неправда — достаточно вспомнить «Кровавый Канзас», где 160 лет назад нарушения избирательного законодательства привели к массовым столкновениям, стали прологом «великой американской войны» между Севером и Югом.

Общеизвестно, что южные рабовладельческие штаты подняли в апреле 1861 года мятеж, целью которого было сохранение рабства и легитимизация его во всей стране. На первом этапе войны Север действовал нерешительно, уповая на незыблемость Конституции. В результате южане одержали ряд значительных побед. На втором этапе кампании в дело вступили широкие народные массы, и схватка приобрела характер буржуазно-демократической революции. Основные силы южан были разгромлены в 1864—1865 годах, в апреле 1865 года пал Ричмонд, столица рабовладельцев. А президент Авраам Линкольн (1861—1865 гг.) стал величайшим американским символом борьбы за расовое равенство. Такова традиционная историческая основа упрочения одной из главных свобод в Соединённых Штатах. Именно эта трактовка событий стала общепризнанной.

Однако сейчас в связи с «грязными играми» нынешних претендентов на Белый дом всё чаще вспоминаются и менее известные детали. «Борцы за свободу Юга» для усиления своего влияния в Канзасе в 1854—1855 годах привлекли туда тысячи вооружённых южан из соседних штатов. В ответ аболиционисты (сторонники отмены рабства) в обход результатов выборов создали собственное правительство. В вооружённых столкновениях было убито 56 человек. События с тех пор известны как «Кровавый Канзас».

Но это был ещё не конец борьбы. В 1876 году на президентских выборах победил Сэмюэл Тилден, кандидат от Демократической партии. Её поддерживали многие южане. Однако в четырёх штатах итоги выборов были признаны недействительными, их пересмотрели. В результате нового голосования победил республиканец Ратерфорд Хейс, он одержал верх над своим противником большинством в один голос выборщиков. Тогда и появился термин «карусели», наличие которых в те времена не было ни подтверждено, ни весомо опровергнуто. Юг снова продемонстрировал готовность сражаться под лозунгом «Тилден или кровь». Войны удалось избежать, Хейс утвердился в президентском статусе. Однако прошлое не забыто. Как говорится, словом и револьвером можно сделать больше, чем только словом, — об этом всё чаще задумываются ныне многие американцы, которые склонны доверять Дональду Трампу. Дыхание гражданской войны явственно чувствуется в благополучнейших Соединённых Штатах Америки, самопровозгласивших свою роль глобального учителя и глобального полицейского всюду и везде.

Колеблются вместе с политической линией

В нынешней американской предвыборной кампании часто мелькает имя республиканца Рональда Рейгана. О нём пишут как о «защитнике достоинства Соединённых Штатов», который, придя к власти после унизительного иранского провала демократа Джимми Картера, вернул стране достоинство и самоуважение.

Рейган появился на политической сцене в разгар «холодной войны». Он был известен как голливудский актёр, играющий брутальных героев. В его исполнении они совершали настоящие «мужские поступки», сопровождая их обаятельнейшей улыбкой. Вдобавок Рейган обладал красивым голосом, чарующим женщин, что обеспечило ему успех как радиоведущему преимущественно в Калифорнии. В политике он значил мало — до поры до времени.

Всё изменилось в начале шестидесятых. Рейган вошёл в «ястребиную команду» одного из самых радикальных правых республиканцев Барри Голдуотера. И в этом качестве стал известен всей стране — его яркие антисоветские выступления обратили на себя внимание боссов Республиканской партии.

В 1964 году Рейган говорил: «Мы стоим перед лицом самого коварного врага, с которым приходилось сталкиваться человечеству на его долгом пути от трясин к звёздам… Те, кто предлагает нам променять нашу свободу на чечевичную похлёбку «государства всеобщего благосостояния», выступают архитекторами приспособленчества. Они утверждают, что, если мы будем уклоняться от конфронтации с противником, он полюбит нас и откажется от своих коварных замыслов. Несогласные с этой идеей огульно клеймятся как поджигатели войны. Давайте поставим всё на свои места: не может быть разногласий по отношению к войне и миру. Намекать, что кто-то хочет посылать чужих сыновей на войну, — не более чем дешёвая демагогия. Разногласия существуют только по вопросу о том, как лучше всего избежать войны. Один верный способ — сдаться.

Вот что наши благонамеренные либеральные друзья отказываются признать: их политика приспособленчества — это умиротворение. Но умиротворение даёт вам выбор не между миром и войной, а между борьбой и капитуляцией».

Так говорил Рейган о Советском Союзе, когда республиканец Голдуотер боролся с демократом — кандидатом в президенты США Линдоном Джонсоном. Тогда Америка только-только отходила от кошмара Карибского кризиса, когда «ракеты красных» стояли на её заднем дворе — на Кубе.

Голдуотер проиграл. А Рейган через два года стал губернатором Калифорнии и активизировал антисоветские мотивы в своих выступлениях. Это обеспечило ему поддержку большого бизнеса и открыло дорогу в Белый дом.

Менялась мировая политическая атмосфера. Перед выборами 1980 года кандидат в президенты США Рональд Рейган говорил уже так: «Пусть всем раз и навсегда будет ясно, что у нас нет имперских амбиций, у нас нет «предначертанного» будущего, что мы отдаём себе отчёт в пределах возможностей любой страны». А в 1985 году по случаю 40-й годовщины Ялтинской конференции уже президент Соединённых Штатов Рональд Рейган заявил: «Ялта напоминает о возможности сотрудничества Советского Союза со свободными странами в великом общем деле». Сегодня эти слова выглядят особенно весомо на фоне многочисленных разглагольствований о «ялтинском тупике».

В 1988 году Рейган приехал в Москву. Там он искусно, по-актёрски обыграл ставшую крылатой фразу: «Доверяй, но проверяй!» — с акцентом на первом слове.

Он сделал эффектный жест — посетил Свято-Данилов монастырь, резиденцию Московского Патриарха, где праздновалось тогда тысячелетие крещения Руси. Я стоял в толпе рядом с Сергеем Фёдоровичем Бондарчуком, который крепко сжимал рукой портативную кинокамеру и с азартом молодого фронтового оператора непрерывно снимал, снимал, снимал незабываемое действо. «В новый грандиозный фильм?» — спросил я его. Он улыбнулся как-то грустно: «Вряд ли. Наверное, просто на память». Плёнку эту мне увидеть не удалось. И нигде на экране она не обнародовалась. Видимо, «чёрные птицы вещих снов», которые преследовали великого режиссёра перед смертью, уже летели к нему.

Американцы тогда писали, что в России все стремились пониже поклониться Рейгану. Многие — да. Но не все. Нэнси Рейган попросила познакомить её с отцом Зиноном — знаменитым на Западе художником, выдающимся продолжателем традиций православной иконописи. Её отвели в мастерскую мастера. Первая леди США ахала и среди множества работ отобрала одну небольшую икону для своей гостиной. Отец Зинон посмотрел на неё сурово и сказал: «Образ Божий для церкви, а не для светской суеты» — и поставил икону на её прежнее место.

Супругу Рейгана, с лёгкой руки французских журналистов, прозвали «побирушкой Нэнси». Говорили, что владельцы бутиков на Елисейских полях, завидев её кортеж, прятали всё самое впечатляющее: она отбирала наиболее привлекательные товары — «счёт пришлите в Белый дом». По слухам, один наивец действительно послал ей крупный счёт в Вашингтон. Ответа не получил. Это была, как говорят, единственная попытка заставить расплатиться первую леди США, остальные владельцы бутиков и не пытались сделать что-то подобное. А касательно иконы отца Зинона, американские журналисты утверждали тогда, что Горбачёв потом подарил её своей американской гостье.

…Анализ колебаний линии президента Рейгана на московском направлении — от ослеплённого злобой антисоветчика до вполне вменяемого обыкновенного политикана — убеждает, что любой деятель стремится подстраиваться под общую ситуацию. И вряд ли, как это делают сейчас некоторые наши «яйцеголовые», стоит неоправданно большое значение придавать нынешней электоральной суете за океаном. Будем помнить: кто бы ни въехал в Белый дом будущим январём, он станет относиться к нашей стране в зависимости от того, что она будет значить на мировой арене — окажется ли экономическим легковесом или обретёт подлинное могущество. А потому лучше подумать о своих делах — всё остальное их производное.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *