Жизнь, отданная театру

Жизнь, отданная театру

15 ноября 2016 года исполнилось 150 лет со дня рождения актрисы, жизнь которой была связана с Малым театром в Москве. Ее звали Александра Александровна Яблочкина.

Она родилась 15 ноября 1866 года в Петербурге в семье известного актера и режиссера Александра Яблочкина.

С раннего детства маленькая Саша, сама не подозревая, готовилась стать актрисой. Отец, приветливый и очень добрый, горячо любил детей. Однако он был необыкновенно вспыльчив, и, когда, бывало, вспылит, детвора пряталась куда попало, не смея дышать. Когда же его гнев проходил (а это было очень скоро после вспышки), он не знал, как приласкать детишек, засыпал сладостями и игрушками. Много светлых воспоминаний связано у актрисы и с матерью, красивой, доброй, всегда ровной и мягкой. Ее обходительность, тактичность и умение владеть собой всегда вызывали восхищение и желание подражать ей во всем.

Вот как об этом вспоминала сама Александра Александровна Яблочкина:

«Помню, как пыталась я впервые в жизни «театрализовать»‘ свое впечатление: подражала позам героев Библии, пыталась скопировать их необычные костюмы при помощи всего, что имелось в гардеробе матери. Наряжалась и, глядясь в зеркало, «играла».

Лето семья Яблочкиных, как правило, проводила в Павловске. Частенько к ним приезжала погостить знаменитая Гликерия Федотова, с которой было связано первое впечатление будущей актрисы от театра. Малышке очень хотелось увидеть Федотову на сцене. В конце концов родители повели ее в Павловский театр на «Сумасшествие от любви». К ужасу родных, в сцене, когда Федотова сходила с ума, девочка расплакалась и начала кричать на весь театр: «Жалко, жалко Гликерию Николаевну!». Малышку пришлось вывести из зрительного зала и отвести к Федотовой, последней с трудом удалось убедить девочку в том, что она только представлялась сумасшедшей, а на самом деле совсем здорова.

Александра в первый раз вышла на сцену в 6 лет в Тифлисе, где тогда работал ее отец. Большой друг семьи О. А. Правдин, ставивший «Испорченную жизнь», поручил ей роль мальчика Пети. Впрочем, на премьере случился казус. Выйдя на сцену и увидя перед собой полный зал, ребенок смутился. Однако она не растерялась и обвинила во всем суфлера. В зрительном зале это событие вызвало смех и взрыв аплодисментов.

В 1885 году Александра, с отличием окончив училище, приехала в Москву. Свое тайное стремление стать актрисой она открывает Гликерии Федотовой. Вот, как она потом об этом рассказывала:

— «Осенью я явилась в класс Федотовой, прочитала ей из «Онегина» письмо Татьяны. Не знаю, как я читала, только помню, что мое волнение было сильным и глубоким. Судьба пушкинской Татьяны в тот миг стала моей. Мое волнение передалось тем, кто сидел в зале: Гликерия Николаевна, слушая меня, прослезилась. По ее просьбе мне разрешили присоединиться к группе воспитанниц балетной школы, с которыми она занималась. Федотова была прекрасным учителем. От своих учеников она требовала беззаветной любви к делу. Она стремилась воспитать в нас беспощадную строгость к себе и ненависть к лени. Федотова не терпела пошлости, тонко чувствовала малейшую фальшь, презирала людей, пятнавших своим ничтожеством великое дело театра.
Она не любила и преследовала на сцене сентиментальность, требовала, чтобы в горе и в страданиях были мужество, сила и строгость. Гликерия Николаевна Федотова благословила меня на первое выступление на сцене. Как памятен мне этот день!
Сама Гликерия Николаевна меня одевала (как сейчас помню это одеяние: то был белый капот Надежды Алексеевны Никулиной), сама гримировала. Выступала я в роли Татьяны в отрывке из «Евгения Онегина». Когда дело дошло до показа нашей сцены, я затряслась и почувствовала, что готова бежать домой. Волнение и страх, помню это хорошо, с такой силой овладели мной, что осталось только одно желание — спастись от предстоящего испытания. Испытание казалось мне казнью: я бросилась к Федотовой, умоляя отпустить меня домой. Я сказала ей, что уже не хочу быть актрисой. Гликерия Николаевна поняла мое состояние, успокоила меня, мудрыми словами охладила мое возбуждение, заставила собраться с духом и сама вывела на сцену. Не помню, как договорила свой монолог… Закрылся занавес, раздались аплодисменты. Гликерия Николаевна пришла ко мне сияющая: ‘Молодец, Саня! Получила боевое крещение!»

В 1886 году Александра Яблочкина приняла приглашение Ф. Корша вступить в его труппу. Но в театре Корша она пробыла недолго. В 1888 году она стала артисткой Малого театра, где прошла вся ее жизнь.

Когда Саше исполнилось двадцать лет, она стала невестой. Но свадьба наша расстроилась. У жениха с невестой, у которой на уме был только театр, было мало общего. Никакие уговоры действовали – Яблочкова не могла переменить своего решения всю свою жизнь отдать театру.

Но она никогда не жалела об этом. Театр был ее семьей, ее домом. Здесь были те, кому она поклонялась, те, кого она любила. Театр восполнял ей все то, чего недоставало в жизни. Она всегда была жадна к работе, к возможности творить, создавать новые и новые сценические образы.

Сколько радостных творческих часов проводила Яблочкина у себя в комнате, работая над ролями, которые, впрочем, исполняли другие! А она плакала слезами своих героинь, смеялась их смехом, радовалась их радостью, вместе с ними испытывала большие чувства, жила смелыми, широкими мыслями, свободными стремлениями…

С 1915 актриса возглавляла московское отделение Всероссийского театрального общества, а с 1917 года по 1964-ый — Всероссийское театральное общество.
В годы войны Александра Александровна, как могла, поддерживала солдат. Она писала им письма, в которых стремилась передать полноту своей материнской любви к ним, а они рассказывали ей о своей борьбе, о ратных подвигах, о трудной фронтовой жизни, о своей глубокой вере в победу, о любви к русскому искусству, науке, литературе.

В 1943 году замечательная актриса была удостоена Государственной премии СССР.

Она написала две книги воспоминаний. Это «Жизнь в театре» в 1953 году и «75 лет в театре» в 1960 году. Последний раз Александра Александровна Яблочкина вышла на сцене в 1961 году в роли Мисс Кроули в «Ярмарке тщеславия» У.Теккерея.

Умерла она 20 марта 1964 года в Москве на 98 году жизни.
Ее похоронили на Новодевичьем кладбище.

На доме на Большой Дмитровке 4/2, где в 1906-1964 гг. жила Яблочкина висит мемориальная доска. Ее имя присвоено Дому актера ВТО, московскому Дому ветеранов сцены, а с 1995 года Дом актера присуждает премию имени Яблочкиной лучшим актерам года.

С именем Александры Александровны Яблочкиной связана целая эпоха. Она прожила долгую жизнь, которая навсегда связала ее с Малым театром. Обладая прекрасной внешностью, она отличалась грацией, отточенностью жеста, движений, комедийным мастерством. Ей было свойственно исключительное внимание к чистоте русской речи. Среди ролей – запоминающиеся образы. Это Марья Антоновна («Ревизор» Н.В. Гоголя, 1889), Офелия («Гамлет», 1894), Корделия («Король Лир», 1895), леди Анна («Ричард III», 1897, все — У. Шекспира); Лидия («Бешеные деньги», 1904), Мамаева («На всякого мудреца довольно простоты», 1907), Коринкина («Без вины виноватые», 1908, все — А.Н. Островского); Анна Андреевна («Ревизор», 1919), Королева («Стакан воды» Э. Скриба, 1923), Каренина («Живой труп» Л.Н. Толстого, 1951) и многое другое.

Подготовлено по открытым источникам

Людмила Васильева для Пресс-службы МГК КПРФ

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *