Он был почти ровесником ХХ века, родился 17 ноября 1901 года в семье крестьянина на Алтае. Мальчика назвали Иваном. В 1904 году отца убили в драке. Мать уехала на заработки. а Ваня жил в большой старообрядческой семье деда Осипа Комогорова. С восьми лет мальчик помогал по хозяйству, был пастухом.
Шла Первая мировая война. В конце 1915 года Иван сел в один из воинских эшелонов и поехал на фронт, где воевал в составе 32-го Сибирского полка, был дважды ранен и награжден Георгиевскими крестами 3-й и 4-й степеней.
В 1918 году он записывается в ряды Красной армии и в партию. Сначала он был рядовым красноармейцем, затем политруком, агитатором в политотделе 4-й железнодорожной бригады. Тогда же он начинает учиться в Екатеринбургской театральной студии Губпрофсовета, где встречается с Григорием Александровым. В 1921 года в город приехала на гастроли Третья студия МХАТ. Друзья были настолько поражены их искусством, что вскоре отправились в Москву.
Наверно, многие уже догадываются: речь идет о личности Ивана Александровича Пырьева, советского кинорежиссера, фильмы которого спасали людей в трудную минуту. Героями музыкальных комедий, с которыми к нему пришла слава режиссера, были люди из народа — трактористы, конюхи, доярки, жившие на экране пусть даже приукрашенной автором фильмов жизнью в Советском Союзе. Да и он сам режиссер был таким же, как и герои его кинолент.
Разве мог кто-то тогда почти сто лет назад предсказать будущее Ивана Пырьева?! Он стал удивительным человеком. Это про него говорили: «Жуков нашего кинематографа». Это он был создателем и директором (1954–1957 гг.) «Мосфильма», организатором Союза кинематографистов и Высших режиссерских курсов. Это он снял «Идиота», «Братьев Карамазовых», «Белые ночи», те самые фильмы, которые до сих пор открывают миру гениального, великого русского писателя Достоевского…
Но вновь обратимся к биографии Ивана Пырьева. В 1923 году он окончил актёрское и режиссёрское отделение Государственной экспериментальной театральной мастерской. Вот наконец судьба привела его в кино, где он начинал как помощник режиссёра. Кстати, вскоре о нём уже заговорили как о «короле ассистентов». Утверждали, что даже самый беспомощный режиссёр при его помощи добивался успеха.
Впрочем, именно случай помог Ивану Пырьеву стать кинорежиссером. И вот так случилось, что в трудные и даже трагические годы советской истории он снимает мелодрамы, комедии и мюзиклы, пользовавшиеся огромной популярностью. Это музыкальные комедии «Трактористы» (1939), «Свинарка и пастух» (1941) о битвах за урожай, о веселых и неутомимых передовиках. В годы Великой Отечественной войны кинорежиссер снял фильм «Секретарь райкома» (1942), в котором остался верен жанровому кино, показав партизанскую войну в духе приключения с элементами детектива. Затем была музыкальная мелодрама «В шесть часов вечера после войны» (1944), удостоенная Государственной премии СССР уже после Победы над фашизмом в 1946 году.
Кинолента Пырьева «Сказание о земле Сибирской», снятая в 1948 году, была очень хорошо оценена прессой, получила премии, была продана в восемьдесят шесть зарубежных стран, но особенно большим успехом почему-то пользовалась в Японии.
В 50-60-х годов прошлого века Иван Пырьев руководил «Мосфильмом», затем его II объединением, где поддерживал многих молодых режиссёров, позднее ставших знаменитыми. В эти же годы режиссер обращается к творчеству Достоевского, экранизирует его романы «Идиот» (1958) и «Белые ночи» (1960).
Последний период своего творчества Пырьев активно занимался общественной деятельностью. Он избирался депутатом в Верховный Совет СССР, осуществлял культурные связи с зарубежными странами, долгие годы был заместителем председателя Большого художественного совета Министерства кинематографии СССР, художественным руководителем «Мосфильма».
В конце жизни Пырьев опять обращается к творчеству Достоевского и начинает работать над трехсерийным фильмом «Братья Карамазовы», увидевшим свет в 1968 году и получившим в 1969 году специальный приз Московского международного кинофестиваля Кстати, эта была одна из любопытнейших попыток экранного прочтения Достоевского. Но довести начатую работу до конца кинорежиссеру не было суждено.
Вечером 7 февраля 1968 года вернувшись со студии, Иван Александрович лёг, уснул и не проснулся. Медицинское освидетельствование установило неслыханное количество инфарктов, перенесённых в работе, на ногах… Третья серия фильма была закончена Кириллом Лавровым и Михаилом Ульяновым.
Уважая, боясь, восхищаясь, за глаза между собой кинематографисты называли Пырьева «Иваном Грозным». Впрочем, Иван Александрович был человеком огромного темперамента и эмоциональности, но с большим обаянием и умением привлекать людей. Скольких руководителей он посетил и убедил, чтобы появился Союз кинематографистов СССР — истинное детище Пырьева.
Иван Пырьев – это особая страница советского кинематографа. Это целая эпоха. Это пример того, что дала Советская власть талантливому юноше из простой крестьянской семьи. Если бы не Великий Октябрь, столетие которого все прогрессивное человечество будет отмечать в 2017 году, неизвестно, смог Иван Пырьев стать тем, кем он стал в СССР.
Подготовлено по открытым источникам.
Людмила Васильева для Пресс-службы МГК КПРФ
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.