С утверждением, что в этом мире «ничто не вечно», поспорить могли бы многие работники образования, среди которых учителя, преподаватели вузов, педагоги дополнительного образования, технические сотрудники школ, вузов и многие другие. И хотя за прошедший десяток с небольшим лет (а именно с 2004 года) сменили друг друга два одиозных министра образования: небезызвестный реформатор Андрей Фурсенко и продолжатель его дела Дмитрий Ливанов, а в 2016-м минобрнауки возглавила Ольга Васильева, принципиально иного отношения к своему труду работники одной из важнейших для страны социальных сфер за всё это время так и не дождались.
МЕНЯЛИСЬ чиновники, министры, но неизменным, «вечным» оставалось пренебрежительное отношение к педагогу как к поставщику неких услуг, направленных на воспитание квалифицированного потребителя, по выражению А. Фурсенко в бытность его министром. «Вечно» низкой оставалась заработная плата в сфере образования, вынуждающая педагогов брать по полторы-две ставки, хотя в отчётах чиновников о реализации так называемых майских указов президента В. Путина в части «доведения в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе» всё радужно.
Но реальность, увы, говорит совсем об обратном. К тому же знаменитая фраза Дмитрия Медведева, ушедшая в народ, о том, что учитель — это призвание, а чтобы зарабатывать достойно, надо идти в бизнес, окончательно избавила педагогическое сообщество от каких бы то ни было иллюзий по поводу того, что с учителями будут считаться, учитывать их интересы.
Это можно проиллюстрировать так. В начале сентября активисты Межрегионального профсоюза «Учитель» выступили с открытым обращением к новому министру образования и науки О. Васильевой. Данное обращение за подписью сопредседателя профсоюза Всеволода Луховицкого на официальном бланке было отправлено и в мин-обрнауки. Активисты намеревались привлечь внимание к ряду проблем, в том числе к ситуации с заработной платой, которая, по словам чиновников, доведена до средней по региону. Однако сами учителя утверждают: такие данные складываются из того, что их, можно сказать, вынуждают брать дополнительную нагрузку. Ведь на сегодняшний день, трудясь на одну ставку (18 часов в неделю), более-менее сносно существовать невозможно даже в столице, где, по уверениям чиновников, средняя зарплата уже достигла 60—70 тысяч рублей. Сейчас педагоги, чтобы заработать подобные суммы, трудятся на износ. Кроме того, многим из них приходится тратить собственные деньги на приобретение материалов для уроков, организацию различных внеклассных мероприятий, оформление кабинетов и многое другое.
Представители профсоюза «Учитель» в открытом обращении просили обратить внимание министра на то, каким образом в школах действует новая система оплаты труда, ведь зарплата ныне разделена на базовый оклад, стимулирующие и компенсационные выплаты. Сейчас, по словам учителей, отсутствует прозрачная система начисления этих самых стимулирующих выплат. Ведь сегодня руководитель вправе по своему усмотрению распоряжаться деньгами, предназначенными для поощрения работников. Во многих случаях при этом играют решающую роль личные симпатии-антипатии, а заслуги учителя могут просто-напросто не браться в расчёт.
Причём стимулирующие выплаты в школах, жалуются педагоги, могут составлять большую часть заработной платы. Естественно, такое положение дел педагогов не устраивает.
И вот спустя месяц из минобрнауки пришёл весьма оригинальный ответ. Представители профсоюза, прочитав его, очень удивились. «В этом ответе от имени департамента стратегии, анализа и прогноза минобрнауки РФ заместитель директора департамента Е. Калмычков обращается к Всеволоду Луховицкому как к частному лицу, можно сказать, педагогу-жалобщику, забывшему указать место своей работы, — говорят в профсоюзе «Учитель». — Обращаясь лично к В. Луховицкому, чиновник сообщает о том, что «в связи с отсутствием в обращении сведений о субъекте Российской Федерации, в котором вы проживаете, а также наименования организации, в которой осуществляется трудовая деятельность в соответствии с трудовым договором, рассмотреть вопросы, связанные с уровнем заработной платы, не представляется возможным».
Между тем, отмечают в профсоюзе, господин Калмычков не мог не заметить, что текст обращения размещён на официальном бланке организации, и не мог не знать закона «О профсоюзах». Проверить наличие у профсоюза юридического лица — дело недолгое. Из текста обращения было совершенно очевидно, что Всеволода Луховицкого волнует не его собственная зарплата. Тем не менее заместитель директора департамента решил скомпилировать ответ из ряда всем известных нормативных актов, которые описывают процедуру оплаты труда. По сути этот ответ демонстрирует отношение власти к проблемам работников образования: не ждите, мол, педагоги, никаких улучшений, министерство ни за что ответственности не несёт. Вопросы о зарплате, нагрузке, рабочем времени и иных условиях труда решайте с работодателями или обращайтесь в суд, прокуратуру, инспекцию труда, но только не в профильное министерство. Так что пока слова чиновников министерства о сотрудничестве с общественными организациями так и остаются словами.
Между тем новый министр образования Ольга Васильева вроде как отметила важность решения проблем с оплатой труда педагогических работников. В частности, в сентябре на Всероссийском съезде учителей она объявила о том, что намерена добиться, чтобы базовая часть зарплаты учителей составляла 70%, а оставшаяся — формировалась за счёт премий и надбавок. Это, мол, дело решённое. Данную инициативу, по просьбе корреспондента «Правды», комментирует представитель профсоюза «Учитель» педагог Андрей Демидов.
— Строго говоря, такое соотношение (70% и 30%) изначально и предполагалось при введении новой системы оплаты труда. Однако в дальнейшем эта норма на федеральном уровне исчезла, и каждая школа стала самостоятельно регулировать размер стимулирующих, — говорит А. Демидов. — Тут две проблемы. Первая — это большое неравенство в распределении стимулирующих выплат. Её инициатива министра может помочь разрешить. А вот проблема низкого общего уровня учительской зарплаты так просто не разрешается. Необходимо повышать общий объём финансирования. Ведь в последнее время во многих школах сокращают стимулирующие, а иногда просто отменяют, так как не хватает денег даже на оклады.
Складывается впечатление, что ахиллесовой пятой нового руководства минобрнауки является как раз нехватка средств для достойной оплаты учительского труда. По признанию экспертов, зарплата в образовании по факту отброшена на уровень 2011 года. Однако без разрешения этой проблемы попытки решить другие вопросы (например, воспитательные) повисают в воздухе. А ведь без сильного школьного образования у нас не будет и сильной высшей школы, и науки мирового уровня.
Учителя тоже восприняли новость неоднозначно. В Интернете можно найти сотни комментариев педагогов из разных регионов о том, что на самом деле представляют собой эти стимулирующие. В некоторых регионах учителя уже опробовали на себе систему 70% и 30%.
«Мы с 2008 года на этих пресловутых 70% и 30%, — пишет Галина Михайловна, педагог из Новосибирской области. — Но первые годы стимулирующая часть ещё выплачивалась, а в последние три года этих 30% нет, так как у нас их сняли, объяснив тем, что средняя зарплата у учителей выше, чем средняя по региону (28 тысяч с копейками). Средняя считается по всей школе вместе с администрацией. Чтобы получить 29 тысяч, я должна вести 30 часов, классное руководство и т.д. При этом сейчас не оплачивается многое из того, что оплачивалось раньше: проверка тетрадей, заведование кабинетом, стаж, звание… Так откуда взяться высокой зарплате, если час стоит 121 рубль плюс коэффициент сложности предмета, а у учителя географии сложности предмета нет. Вот и новая тарификация показала, что даже при высокой нагрузке средняя зарплата учителя по школе 18930 рублей».
Тамара Витальевна, учитель математики из Самарской области, сетует: «Получила расчётный лист за первый месяц нового учебного года. При нагрузке 37 часов (две ставки) оклад составил 14552, 98 рубля. Ещё приходится много работать дома ежедневно».
Учителя буквально криком кричат о том, что официальные данные о средней зарплате по региону чаще всего не соответствуют истинному положению дел.
«Астраханская область, г. Ахтубинск. Учитель начальных классов, 21 час, первая категория, зарплата за сентябрь 13235,91 рубля на руки. Сюда же входят стимулирующие 2041,67 рубля, а «голый» оклад — 8166,68 рубля. Средняя зарплата в Астраханской области 25 тысяч рублей. Наверное, все учителя берут чуть ли не по 40 часов. Иначе непонятно, как ещё можно заработать такие деньги?»
«Работаю в школе в Архангельской области преподавателем-организатором ОБЖ. Заработная плата на ставку с первой категорией 12 тысяч 200 рублей. Компьютер отремонтируй сам, краску заправь за свой счёт, бумагу купи… Почему наши чиновники из своей зарплаты не оплачивают содержание автомобилей, затраты на поездки в другие страны и размещение в гостиницах?»
«Пермский край, город Лысьва, учитель русского языка и литературы высшей категории, 27 часов, классное руководство, уральский коэффициент (15%) — 20 тысяч рублей. Стимулирующие в 2016-м сократились в разы: в октябре они составили всего лишь 1400 рублей».
«Саратовская область. 27 часов английского, первая категория, 27 лет педагогического стажа… Получила на руки 16700 рублей, это на 3 тысячи меньше, чем в прошлом году. Снижают каждый год, причём в этом году снизили так называемый ученико-час. В школе почти 500 учащихся. Ученико-час — 4 рубля 4 копейки. Как такое может быть? Зарплата снижается четвёртый год подряд. 3 года за 24 часа я имела 20 тысяч на руки. Нагрузка выросла, а зарплата — слёзы. Видимо, в маленьких населённых пунктах с учителями можно делать что угодно».
Определённо ситуация требует срочного вмешательства. И одной инициативой нового министра и точечным решением проблемы здесь не обойтись.
От редакции: Урезание зарплат работникам образования (и не только) возмутителен и носит противозаконный характер. Ведь нарушается 7-ая статья Конституции РФ, согласно которому Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание благоприятных условий для достойной жизни и свободного развития. Правда, буржуазные идеологи любят делать отговорки про «кризис», про «отсутствие» денег и т.д. Но это не мешает им в геометрической прогрессии повышать зарплаты работникам государственного аппарата и выплачивать им колоссальные премии, а также оказывать финансовую поддержку обанкротившимся представителям криминально-компрадорской буржуазии. Впрочем, если бы даже не было кризиса, то власть капитала разве действовала бы иначе? Все помнят заявление Д.А. Медведева о том, что учитель — не профессия, а призвание и т.д. Это говорит об отношении «верхних десяти тысяч» к науке и образованию. Будущее России и её народов они готовы положить на алтарь своих прибылей. Впрочем, такова природа капитализма. Только последовательная и активная борьба трудящихся за свои права, прекращение иллюзий насчёт возможности «корректировки» буржуазного строя и наивной веры в «доброго царя», который, мол, накрутит хвосты «злым боярам», может остановить деструктивные процессы.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.