Правящие круги делают ставку на приватизацию государственных компаний и банков. По мнению либералов, данная практика благотворно скажется на экономики. Однако в реальности дело обстоит совершенно иначе.
В настоящее время исполнительная власть сделала ставку на приватизацию государственных компаний. О целесообразности реализации данной меры говорят высокопоставленн
Впрочем, дело не ограничивается обычными декларациями. На протяжении последних четырёх – пяти лет правительство уже передало в частные руки акции ряда банков и компаний, сосредоточенных в стратегических отраслях экономики. Продажа 7,58% акций Сбербанка и ОАО «Ванинский морской торговый порт» в 2012 году, а также сделка по приватизации 19,5% акций «Роснефти», проведённая в конце 2015 года, является подтверждением данного тезиса(причём это лишь самые крупные сделки по купле-продаже государственных активов экономики).
Также следует подчеркнуть, что в настоящее время с высоких трибун говориться о необходимости проведения приватизации государственной собственности на «прозрачной» основе, с соблюдением законодательства
Про то, как во время сердюковских «преобразований» Вооружённых сил объекты Министерства обороны распродавались по заниженной стоимости, известно. По крайней мере, материалы доклада Счётной палаты РФ, обнародованные в начале 2013 года, прямо свидетельствуют об этом. Аналогичная картина наблюдалась и во время приватизации торгового порта Ванино в 2012 году (соответствующая информация была обнародована Счётной палатой РФ в апреле 2013 года).
Кроме того, создаётся впечатление, что инициаторы приватизации оставшейся государственной собственности фактически не обращают внимания на то, кто конкретно станет приобретателем акций компаний. Как ещё можно оценить продажу акций «Роснефти» трейдеру Glencore и Суверенному фонду Катара (т.е., зарубежному капиталу)? Обратим внимание на то, что часть крупной российской компании продана структуре страны, являющейся едва ли не основным источником финансирования ИГИЛа!
Впрочем, в ответ на все вышеизложенные претензии сторонники «свободного рынка», как правило, обосновывают свои действия необходимостью принятия мер, направленных на «повышение эффективности» экономики России. Либералы постоянно внушают людям мысль, будто в настоящее время под контролем государства сосредоточено «огромное количество» средств производства. И данный фактор, по их мнению, является основным тормозом её развития и модернизации. Т.н. «рыночники» постоянно делают акцент на «непрозрачной деятельности» менеджмента государственных компаний, на отсутствии высоких экономических показателей в работе соответствующих структур, а также на «монополизации» экономики. Именно поэтому, по мнению монетаристов, все усилия должны быть направлены на приватизацию госкомпаний.
На самом деле все перечисленные утверждения носят поверхностный характер. Например, либералы трубят на весь мир о «засилье» монополистически
Вместе с тем, практика показывает, что под «борьбой с монополизмом» либералы нередко понимают как раз приватизацию государственного имущества, разукрупнение финансовых и производственных объединений. Однако нужно отдавать себе отчёт в том, что в современных условиях не может быть «справедливого конкурентного рынка», когда средства производства сосредоточены в руках не крупных монополий, а множества мелких и средних фирм. Такое было возможным в период домонополистичес
Также напомним, что на сегодняшний день имеется негативный опыт демонополизации единой энергетической системы. Авторы «реформы РАО ЕЭС» тоже сулили модернизацию энергетических мощностей, снижение тарифов в случае перевода электроэнергетик
Соответственно, нет какого-либо основания повторно наступать на те же самые грабли.
Что же касается вопроса об эффективности государственных монополий, о махинациях в действиях руководителей данных структур, то здесь не всё так просто, как кажется на первый взгляд. Бесспорно, менеджмент государственных корпораций зачастую совершает махинации. Об этом свидетельствуют результаты проверок финансовой деятельности данных объединений, проведённых в 2009 году Генеральной прокуратурой РФ по поручению президента. Напомним, что в ноябре 2009 года прокуратура выявила факты нецелевого использования государственными компаниями бюджетных средств. В частности, корпорация «Роснанотех» приняла 36 из 1200 поступивших проектов, но профинансировала лишь 8 проектов. Генпрокуратура установила, что в 2007 – 2009 гг. корпорация освоила 10 млрд. рублей из выделенных 130 млрд. рублей. «Роснано» использовало примерно половину предоставленных ей финансовых ресурсов на обеспечение собственной деятельности (более того, их большая часть в 2008 году была размещена в восьми банках в качестве «временно свободных средств»).
В то время Генеральный прокурор РФ Ю.Я. Чайка отметил, что аналогичным образом действовало руководство и других государственных корпораций – «Олимпстроя», «Ростехнологий».
Вообще, о финансовых «распилах» в государственных компаниях, о необоснованном завышении государственными монополиями цен и тарифов, о срыве соответствующими субъектами реализации государственных программ на протяжении последних лет написано огромное количество статей. Безусловно, нужно последовательно противодействова
Известно, что обязанностью любого собственника является планирование развития собственного предприятия/комп
Используются ли все соответствующие меры нынешней властью? Ознакомление с практикой заставляет констатировать фактическое отсутствие системы государственного планирования экономического развития. А т.н. «трёхлетнее бюджетное планирование» носит исключительно фискальный характер, не решает вопросов развития реального сектора экономики. Всё внимание исполнительной власти сфокусировано исключительно на решении финансовых проблем, вопросов уменьшения объёмов дефицита государственного бюджета, обеспечения финансовой стабилизации и т.д. Однако попытка решить данные проблемы при фактическом невнимании к развитию производственной базы является бесперспективной
Таким образом, государство, сохраняя наивную веру в чудодейственный характер «невидимой руки рынка», фактически отпускает в «свободное плавание» даже подконтрольные ему предприятия. В результате отказа от централизованног
Ещё в 2013 году советник президента РФ С.Ю. Глазьев в своей статье «Непростительные иллюзии», опубликованной в одном из декабрьских номеров журнала «Эксперт», весьма точно подметил, что «отсутствие централизованног
Конечным результатом данной половинчатой практики является присвоение государственных активов частными лицами. Выше мы писали, что в условиях отсутствия и системы государственного планирования деятельности государственных компаний, а также механизмов ответственности их руководителей за результаты деятельности соответствующих структур, последние потихоньку прибирают к своим рукам имущество госкорпораций. Далее происходит повторение истории лихих 90-х годов, когда новоявленные олигархи, используя ресурсы государственных предприятий, в конечном итоге захватывали их под собственный контроль. В этой связи не лишним было бы вспомнить открытое заявление Б.А. Березовского об особенностях приватизации общенародной собственности, озвученное им в 1996 году. Он подчеркнул, что на начальном этапе приватизируется прибыль государственной компании. Т.е., нет никакого смысла приобретать государственное имущество на рынке, когда имеются безграничные возможности свободного использования государственных активов. Вполне понятно, что доходы государственных компаний перетекают различным «посредникам», как правило, контролируемых «менеджерами» соответствующих монополий, либо претендентами на завладении общенародным достоянием. А уже в дальнейшем, когда в результате выкачивания всех ресурсов из фирм/предприятий и их обескровливания происходит снижение стоимости государственных активов, происходит сама приватизация…
Разумеется, сомнительная деятельность государственных корпораций не может быть основанием для их приватизации. Во-первых, основная масса приватизированны
Не следует также забывать, что крупный частный бизнес замешан в различных аферах не меньше, чем менеджмент госкомпаний. Про коррупционные связи олигархов с властью, про монопольные сговоры крупнейших «бизнес-империй»
Недаром растёт понимание необходимости национализации топливно-сырьево
Во-вторых, в настоящее время лишь государство может выступать в качестве базового интегратора процессов экономического развития. Только оно способно содействовать решению задач, носящих долгосрочный характер и требующих колоссальных капиталовложений
В условиях, когда на повестке дня стоят такие масштабные задачи, как проведение новой индустриализации
[1] Если мы внимательно присмотримся к позиции либералов, то заметим её двойственность. Так, они, затрагивая тему взвинчивания уровня цен и тарифов естественными монополиями, ни слова не говорят о монополизме частного бизнеса. Например, об агрессивной ценовой политике торгово-посредни
[2] На сегодняшний день имеется позитивный опыт соответствующей практики. Напомним, что в 1998 – 1999 гг. правительство Примакова – Маслюкова жёстко противодействова
Михаил Чистый
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.