Уважаемые телезрители!
Телеканал «Красная Линия» осуществляет своё вещание более чем в 50 регионах Российской Федерации.
Телеканал «Красная Линия» можно смотреть в Интернете. На него легко зайти через сайт ЦК КПРФ (Кprf.ru). В любой поисковой системе (Яндекс, Мейл и т.д.) наберите www.rline.tv или просто «Красная Линия», и вы уже на нашем сайте. Новости, программа передач, онлайн-трансляция и любые программы телеканала к вашим услугам. Через сайт телеканала можно также отправить письмо в редакцию.
Мы представлены во всех социальных сетях российского Интернета.
Если вы хотите смотреть «Красную Линию» по телевидению, то можете написать или позвонить своему кабельному оператору с просьбой включить нас в предоставляемый вам пакет вещания.
Наш телеканал можно смотреть в Smart-приложениях для ТВ, во всех интернет-приложениях и интернет-кинотеатрах, включая MEGOGO, DIVAN-TV, Vintera.ru, Zoom TV, Perrs TV, Бонус ТВ.
Высшее скудоумие
Число вузов в России сокращается уже не первый год. По прогнозам, к 2020 году институтов и университетов в стране останется не более 800.
ПРАВИТЕЛЬСТВО данную тенденцию одобряет. Более того, активно способствует ей, проводя соответствующую политику: «сливая» и объединяя, упраздняя, отзывая лицензии. Объяснение простое: в стране якобы нет денег, в том числе и на образование, поэтому надо «экономить» и управлять «эффективно».
Авторов бесконечных «реформ» мало волнует, что происходит при этом с образованием и с преподавательским сообществом. С точки зрения здравого смысла, оно и должно быть главным действующим лицом изменений в вузовской системе, во всяком случае, их активным участником. Но дело обстоит диаметрально противоположным образом. В этом убедился специальный корреспондент «Красной Линии» Андрей Дружинин, объехавший несколько вузов и поговоривший по душам с десятками преподавателей и студентов.
— Настроения печальные, панические и без всякой надежды на будущее, — говорит Марина Фомина, старший преподаватель Московского технологического института.
Её слова — самое точное выражение психологического состояния огромного числа преподавателей российской высшей школы.
Сергиево-Посадский филиал Московского технологического института, где Марина Фомина работает старшим преподавателем, намечен к сокращению. Предлоги самые фантастические. Был и такой: у входа в институт нет пандуса для проезда инвалидных колясок. Пандус появился в кратчайшие сроки — помогли неравнодушные выпускники, но бюрократов от образования это не останавливает.
Кандидат технических наук Борис Каплан разбирается не только в технике. Цели и тактику «эффективных менеджеров» он знает и понимает как минимум не хуже.
— Мы уже были университетом приборостроения и информатики, нас присоединили к Московскому институту радиоэлектроники и автоматики, туда добавили Институт тонкой химической технологии имени Менделеева и ухитрились воткнуть институт прикладных искусств. Создание такого конгломерата сразу отрезает преподавателей от управления вузом.
— Почему?
— Потому что руководить подобным гибридом бульдога с носорогом учёный не может. У каждого из нас достаточно узкая специализация. И вот «эффективные менеджеры» тут как тут, рассаживаются по креслам в ректорате.
Главная цель «эффективного менеджера» видна, как на ладони. Это деньги. Дабы их было больше, надо, чтобы вузов и филиалов стало меньше.
Филиал МТИ в Сергиевом Посаде «эффективные менеджеры» закрыли бы и раньше, однако побоялись раскачивать ситуацию перед выборами в Государственную думу. Выборы прошли, и они наверняка думают, что теперь политических последствий не будет.
В том, что это не так, уверен заместитель директора Института стратегических исследований Российского университета дружбы народов Никита Данюк. Пример киевского майдана для него самый убедительный и неопровержимый.
— Огромное число киевских студентов оказалось на майдане под влиянием своих преподавателей, крайне недовольных отношением властей к системе образования. Во время острой фазы конфликта именно они звали студентов протестовать. Помните фразу: «забей на пары, иди на майдан»? В России может произойти то же самое.
Пока радикальных политических требований, призывов к насилию среди российского студенчества не слышно. Но ситуация разогревается. Студенты встают на защиту своих преподавателей. Именно это происходит сейчас, например, в Российском государственном гуманитарном университете. Серия скандалов, связанных с сокращением преподавателей и массовым увольнением ведущих профессоров, просто не могла не затронуть студентов.
— Требуем от администрации предоставить гарантии, что профессора не будут уволены, — ролик с такими словами студентов РГГУ популярен в Интернете.
Но пока побеждают бюрократы и «эффективные менеджеры». На права преподавателей плюют с высокой колокольни. А методы их выдавливания из вузов становятся всё изощрённее.
Мало кто верил, что ведущим преподавателям Института психологии РГГУ во главе с директором Еленой Кравцовой в конце концов придётся уволиться: на них повесили запредельные учебные нагрузки, и качественно готовиться к занятиям стало невозможно.
Рассказывает кандидат технических наук Владимир Пименов:
— Трудовой контракт заключается на один год. Своеобразный «короткий поводок». Причём условия всё время меняются. Большая часть нагрузки, 900 часов из 1500, аудиторная: лекции, семинары. Это работа на износ. Людей выжимают досуха. В советское время было иначе: 500 часов аудиторной нагрузки, 500 — методической, ещё 500 часов отводилось на занятия наукой.
Даже многие профсоюзные активисты считают, что бороться за свои права практически бессмысленно. Начнёшь возмущаться, искать справедливость — останешься без работы. Формально — «на законных основаниях». Так произошло, например, с преподавателем Ивановского государственного университета Ольгой Шныровой. Она работала в этом вузе с 1985 года и всегда была на хорошем счету. А уволили — за прогулы. В суде доказать свою правоту не удалось.
— Как только мы создали отделение независимого профсоюза в университете, администрация начала массово увольнять его членов. Нет профсоюза — нет проблемы, — объясняет Ольга Шнырова.
Она даже готова отчасти понять действия «оптимизаторов».
— Дефицит денег реально существует, — говорит О. Шнырова. — Но ведь даже в этих условиях администрация не может печься только о своих экономических интересах. Надо заниматься развитием вуза, думать о развитии науки. А вместо этого ректор начинает вести себя как феодал в своей вотчине. И давит любое сопротивление в зародыше.
Разговаривать с преподавателями, учитывать их мнение и тем более советоваться — всему этому насаждаемая в российских вузах феодальная система попросту враждебна. Преподаватель Московского физико-технического института Андроник Арутюнов уверен в этом.
— Руководство не считает нужным доносить до преподавателя свои цели и идеи, — говорит он.
Андроник Арутюнов — один из профсоюзных лидеров. Ему около тридцати, может быть поэтому оптимизм в деле защиты прав вузовских преподавателей его не покинул, как это произошло с коллегами в возрасте.
— Бесконечно давить на педагогов уже не получится, — говорит он. — Новое поколение преподавателей более активно, чем старшее, экономическая ситуация в стране ухудшается. И люди понимают, что должны бороться за свои права.
К чему приведёт эта борьба? Будет ли она успешной? Определённо можно сказать лишь то, что борьба будет долгой. Пока же преподаватели вузов остаются одной из самых незащищённых групп в нашем обществе. Они и сами так считают.
— В очереди бесправных преподаватели вторые после мигрантов, которые часто работают без оформления письменного договора, — говорит кандидат технических наук Владимир Пименов. — Даже рабочие на российских заводах и фабриках имеют бессрочные контракты и лучше социально защищены.
Проводя неолиберальный курс, правительство постоянно сокращает расходы на образование, как и на всю социальную сферу. «Реформаторы» и «оптимизаторы», вероятно, считают такую политику разумной. А вот учёные полагают, что она идёт от скудоумия. В случае с высшим образованием — от высшего скудоумия.
Специальный репортаж «Высшее скудоумие» смотрите на сайте телеканала «Красная Линия» по адресу http://www.rline.tv/.
Специальный репортаж
ЗА ПОСЛЕДНИЕ три года в России закрыли сотни высших учебных заведений. Многие из них фактически торговали дипломами в рассрочку и были лишены лицензий вполне справедливо. Однако в число неэффективных вошло немало технических институтов с богатой историей. Десятки тысяч преподавателей оказались на улице. А те, кто остаётся, считают себя такими же бесправными, как и гастарбайтеры.
Как экономят на высшем образовании и за что выгоняют с работы доцентов, смотрите в специальном репортаже Андрея Дружинина на телеканале «Красная Линия» в четверг, 19 января, в 23.20 по московскому времени.
Юрий Мелитонян
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.