Погружение в нездоровье

Погружение в нездоровье

Прошло не так уж много времени после празднования Нового года и со вступления нашей страны в трудовые будни, как выяснилось, что креатив чиновников многих министерств и ведомств зашкаливал не только в предновогодние будни, но и в праздники, а особенно после. Пока мы пили-ели-веселились, они напряженно ворочали мозгами и выдали на-гора свой «ментальный уголь». 

Настоящими заводилами, можно, безусловно, признать чиновников от Минздрава. Вместо того чтобы заниматься впрямую здоровьем граждан, чтобы можно было в любом регионе быстро получить реальную медицинскую помощь, а не чиновничьи доблестные и бравые рапорты и отчеты по телевизору о том, как хорошо все у нас в медицине, как все просто, легко и доступно (пользование платными услугами от медицины возросло уже до 40%), как оснащены теперь медцентры и больницы, они сосредоточили всю мощь своих усилий на неустанной борьбе с курением и курильщиками, т.к. теперь, когда все так приятно и благостно в медицине, курение остается единственным фактором, который мешает нам жить долго и счастливо.
Но, как следует из статистики, первую строку в шкале смертности неизменно занимает смертность от болезней системы кровообращения, на которые приходится 55% общего числа умерших в стране. Заболевания системы кровообращения только в первом полугодии 2016 года стали причиной смерти 525 431 человека! Ишемическая болезнь сердца и цереброваскулярные болезни – лидирующие причины смертности в России. На их долю приходится 29,1% и 16,9% смертей по всем причинам соответственно. Только задумайтесь: ишемическая болезнь сердца унесла жизни 278 395 человек, цереброваскулярные болезни – 161 658 человек.
Внешние факторы как причина смертности значительно отстают от заболеваний системы кровообращения. Они унесли жизни 82 941 человека. Это 8,7% общего количества смертей. В первом полугодии отравление алкоголем стало причиной смерти 5272 человек (0,6%). Не стоит думать, что нарушения в работе сердца и сосудов связаны только с возрастными изменениями и наследственными факторами. Согласно анализу смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в двенадцати регионах Российской Федерации, опубликованному в Российском кардиологическом журнале, 60% смертности от таких заболеваний связано с другими причинами, обычно называемыми факторами риска. К ним относят:

артериальную гипертонию;
гиперхолестеринемию;
нарушение углеводного и липидного обмена;
ожирение;
курение;
чрезмерное употребление алкоголя;
снижение физической активности.

Высокая распространенность факторов риска и недостаточная информированность населения – основные причины сложившейся ситуации. Половина этих рисков связана с нарушением питания (http://www.zdorovieinfo.ru/exclusive/ ot_chego_umiraet_rossiya/).
Таким образом, в соответствии со шкалой смертности Минздрав как минимум должен был бы начать свой поход за здоровьем сначала с гиперхолестеринемии, нарушения углеводного и липидного обмена, ожирения, а уж потом обратить свой взор на курение и курильщиков с алкоголиками и всячески бороться с гиподинамией всей страны. Иными словами, в первую очередь надо заняться правильным рационом питания, к чему, собственно, и призывает ВОЗ, то есть к «здоровому рациону питания». «Здоровый рацион питания должен включать потребление овощей, фруктов, орехов, рыбы и растительных масел. Ограничение в рационе таких продуктов, как сливочное масло, фаст-фуд, колбаса и колбасные изделия, а также снижение потребления соли, жирных молочных продуктов, красного мяса и промышленных мучных и кондитерских изделий может спасти от заболеваний сердца и сосудов». Если перевести эти рекомендации на наш кошелек, то каждый сам поймет, во что выльются продукты здорового питания. В частности, например рыба, зелень, овощи и фрукты, особенно в зимний период времени, в нашей стране, мягко говоря, «кусаются», и у большинства семей зачастую стоит вопрос не о рационально-здоровом питании, а просто о питании.
Мне же даже страшно подумать о том, что будет, если Минздрав так же рьяно и столь же творчески приступит к регулированию нашего здорового питания. Полагаю, что сразу попадут под запрет соль, сахар, хлеб, молоко, макароны и картошка, на остальное пропитание введут акцизы такие, что люди срочно будут вынуждены перейти на лобстеров с ананасами, авокадо и манго с киви, т.к. это будет, видимо, значительно дешевле для их зарплат, стипендий, пенсий и пособий и, несомненно, полезнее для здоровья.

* * *

Почему-то борьба с чем-либо (в данном случае борьба с пьянством) у нас всегда выливается в запреты, например в запреты безрецептурного отпуска зеленки, валокордина и прочих спиртосодержащих препаратов, и нас опять-таки отсылают в поликлиники за рецептами, где мы и к врачу-то с трудом попадаем, когда даже серьезно заболеваем. Реальная же, а не показушная борьба отсутствует ввиду оптимизации процесса медпомощи (то есть слияния, объединения, а зачастую и просто закрытия лечебных учреждений с вытекающим из этого резким сокращением квалифицированного медперсонала и врачей, особенно узкопрофильной специализации) и в силу ее затратности.
Были же закрыты все ЛТП, вытрезвители, сокращаются койко-места и число врачей в психиатрических и наркологических клиниках и диспансерах, а реально нуждающихся в психиатрической и наркологической помощи больных переводят из стационара на так называемую амбулаторную, выдавливая в платный сектор. Иными словами, каждый сумасшедший степень своего сумасшествия и методы его лечения должен определять сам, так же как и алкоголики с наркоманами всю глубину болезни и своего падения оценивают самостоятельно. То есть исцели себя сам: спасение утопающего – дело рук самого утопающего.
Нельзя обойти вниманием и пресловутый «боярышник». Сам вопрос о том, кто есть так называемые «флакушники», совершенно не нов. Еще с советских времен помнится анекдот, когда алкаши в парфюмерном отделе покупали одеколон и попросили два флакона «Тройного» и один «Ландыша», а на предложение продавца взять три «Тройных» гордо сообщили, что с ними дама. Замечу, что водка тогда была дешевая и при этом действовали временные ограничения на ее продажу, но никому тогда и в голову не приходило ограничивать продажу спиртосодержащих препаратов в аптеках или повышать цены на парфюмерную продукцию.
По опыту СССР известно, что ничто так не тормозило определенную категорию граждан в их страсти к алкоголю, как вытрезвитель с сообщением о задержании на работу или ЛТП. Но особо отмечу, что при этом в СССР все спиртосодержащие жидкости изготавливались строго по ГОСТу, а яд – метиловый спирт – не гулял по стране в открытом доступе для изготовления фальсификата. Существовала государственная монополия на изготовление и продажу спиртных напитков и спиртосодержащих жидкостей.
Таким образом, основной вопрос, почему граждане отравились, так и остался за кадром, и как-то за «боярышником» утонуло и сообщение об отравлении контрафактным фальсифицированным дорогим спиртным весьма уважаемых граждан на дне рождения бизнесмена, который сам был известным ресторатором и вряд ли покупал подделку из-за отсутствия средств. Значит, дело не столько в алкоголизме определенной категории граждан, сколько в том, что по стране безнаказанно обращается ядовитый метиловый спирт, из которого и приготовляются различные фальсифицированные спиртосодержащие подделки, которыми травятся все категории граждан – от маргинальных алкоголиков-флакушников до состоятельных бизнесменов.
Это зона ответственности государства – незаконный оборот ядовитых веществ и изготовление фальсифицированной продукции, а поэтому запреты на продажу в аптеках спиртосодержащих препаратов без рецепта и поднятие акцизов на алкоголь к борьбе с пьянством имеют такое отношение, как северное сияние влияет на изготовление рыбных консервов. Можно все запретить, от лака для ногтей и волос до тормозной жидкости, но ничего не изменится, если не применять системные методы борьбы, в первую очередь с незаконным оборотом ядовитых спиртов и фальсификатом, а уже потом – с пьянством как с пагубной болезнью или зависимостью.
Подобная практика давно освоена и проверена запретами к продаже лекарств, которые содержат что-либо, из чего изворотливые наркоманы могут сварить себе зелье. Борьба идет не с зависимыми гражданами и их зависимостью, а с обычным населением. Известны случаи, когда онкологические больные не получали вовремя или в достаточных количествах препаратов для обезболивания и облегчения их страданий в связи со сложностью и забюрократизированностью выдачи рецептов или даже в связи с отсутствием лицензий на оборот наркосодержащих препаратов у учреждения. Реальное же противодействие производству, распространению и употреблению наркотиков требует воли и усилий государства, а посему с нами, обывателями, справиться легче и можно бодро рапортовать об эффективности этой «борьбы». И бог с этими микстурами и таблетками от кашля!

* * *

Вот тут-то и возникает объединяющий эти проблемы вопрос, который упирается в одну, но общую составляющую – социальные проблемы граждан. Это проблемы наличия рабочих мест, о росте которых говорилось еще в 2013 году, это размер заработных плат и своевременности их выплат, это размеры пенсий и социальной помощи гражданам, это реальный рост инфляции. К этому можно присовокупить также проблемы мотивированности молодого поколения к работе и заработку, которое уже выросло за эти годы демократизации и либерализации и развития рыночного и нерыночного капитализма в России, когда их зарплатные запросы не соответствуют уровню их знаний и компетенций, а также тому потребительско-рекламному предложению товаров, которое молодежь должна обязательно иметь, чтобы не чувствовать себя «лузером», а «быть достойной». В совокупности все эти причины влекут за собой уход от реальности определенной категории граждан, которые либо потеряли себя в «рынке», либо так и не нашли, что и выражается в пьянстве, наркомании, в отсутствии мотивации к работе, которая не может предоставить человеку все те «блага и ценности», назойливо навязываемые рекламой.
Где-то осенью О. Голодец, вице-премьер правительства по социалке, предложила ввести «налог на трудоспособных тунеядцев», т.е. обязать их платить страховые медицинские взносы, т.к. они «уклоняются от трудоустройства», а Совфед радостно поддержал и принял к доработке. Нужно, чтобы те, кто рассказывает о «тунеядстве», хоть раз в жизни сами попали на биржу, пожили на это пособие и трудоустроились на те рабочие места и те зарплаты, которые предлагаются, и также лечились в обычной поликлинике, а не специализированной. Могу точно сказать, что этих зарплат не хватит даже на транспортные расходы и коммуналку, не говоря уже о том, что, кроме того, надо еще поесть и одеться-обуться, не говоря уже о «бесплатных» медицинских услугах (с работы уволят, если начнешь лечиться, т.к. времени на труд не останется из-за беготни по медицинским учреждениям).
В этой связи вполне логично и новаторски-креативно выглядит предложение Минюста о разрешении лишения граждан последнего жилья за долги, несмотря на маленьких детей или нетрудоспособных иждивенцев. Очень трогательно, что Минюст так озаботился невозвратом долгов граждан банкам, которые только и радеют о нас. И это ничего, что отсутствует какой-либо переселенческий фонд социального жилья по всей стране, включая даже достаточно «тучную» Москву на фоне остальных регионов. При этом речь идет исключительно о потребительских кредитах, т.к. ипотека сюда не входит и регулируется отдельным законом.
Пользуясь тем, что наши соотечественники в юридических сферах практически безграмотны, а их финансовое положение очень тяжелое, банки направо и налево буквально запихивают клиентам деньги в долг под бешеные ростовщические проценты. Кредиты предоставляются только по паспорту или телефону, даже заочно через интернет, но при этом кредиторы не дают себе труда выяснить платежеспособность заемщика, наличие у него источника дохода или зарплаты, наличие или отсутствие уже полученного кредита. Никто не желает проверять пресловутую «кредитную историю» гражданина, о которой нам так долго рассказывали, что влечет за собой погружение миллионов семей в бездну неплатежей. Страна снова находится под угрозой возникновения очередной, второй, волны бездомных, которая уже накрывала нашу страну в 90-е годы при знаменитом гайдаровско-чубайсовском «переходе от социализма к капитализму и рыночным отношениям».
Банки преднамеренно идут на заведомо невозвратные кредиты, чтобы потом лишать гражданина его собственности, а государство в лице законодательной и исполнительной властей, можно сказать, попустительствует такому алчному поведению заимодавцев в лице разного рода кредитных организаций. Не принимая законов, сдерживающих акульи аппетиты кредиторов, например, законодательным ограничением или запретом на выдачу более двух кредитов при уже имеющихся непогашенных долгах или просрочках государство, наоборот, благоприятствует банкам, всячески их поддерживая денежными вливаниями и подобными законодательными инициативами, а граждане и их семьи у нас выступают в качестве расходного материала для банкиров.

* * *

В этом свете уже «вишенкой на торте» выглядит очередной «креатив» нашего правительства: предложение первого вице-премьера И. Шувалова поручить МВД, Центробанку, Сбербанку и ВТБ организовать возможность получения российского и загранпаспорта гражданами в банках, которую раньше предоставляли только паспортно-визовые подразделения МВД или МФЦ, являясь государственными структурами. Такая мера, по словам представителя Шувалова, «нужна для сохранения конкуренции и облегчения процедуры для граждан».
От обоснования данной инициативы я просто впала в ступор. О какой конкуренции идет речь? Коммерческие банки, заточенные на извлечение прибыли, должны конкурировать с МВД или с МФЦ, то есть с государственными структурами или с гражданами? О чем я волнуюсь? Теперь мы сможем, следуя этой логике, получить кредит, разместить деньги на депозите (если они, конечно, у вас есть), оплатить счета в МВД или в любом ближайшем отделении полиции? Какие такие процедуры собрались нам таким образом облегчать? Если МВД – это госструктура, которая отвечает за правопорядок, прописку или регистрацию граждан, то каким образом коммерческий частный банк и на каком основании, даже если он частично государственный, будет выдавать мне документы, удостоверение личности?
Все это происходит на фоне того, что банки должным образом не могут сохранить в тайне даже те данные, которыми он владеет, на фоне того, что информационная безопасность банков оставляет желать лучшего. А как быть с историями о нечестных на руку сотрудниках банковской сферы по всей стране, которые умудрялись лишать граждан их накоплений? Или теперь им хотят облегчить задачу, предоставляя в полное распоряжение наши паспорта, а банки теперь будут «конкурировать» с клиентами, сразу лишая их жилья, так сказать, не отходя от кассы? Теперь, имея на руках всю базу и все паспорта, можно «вешать» на граждан кредит, потом, объявив их неплательщиком, отчуждать сразу собственность в свою пользу, даже не ставя гражданина в известность? Может, банкам для облегчения «отчуждения имущества граждан» еще и функции регпалаты делегировать, чтобы они и их сотрудники, не всегда честные, как известно из криминальной хроники, на руку, уже работали по полному замкнутому циклу, без участия клиентов, тем более что свидетельства о собственности теперь отменены и заменены какими-то справками с ограниченным сроком действия? Гражданин при подобных инициативах становится практически бесправным и зависимым и даже в суде вряд ли сможет доказать, что он не брал кредитов и когда-то владел недвижимостью, а не был нищим бомжом.
Банки и МВД пока безмолвствуют, не комментируют сие предложение, но хотелось бы услышать, кроме их комментариев, еще и профессиональный комментарий не только юристов, но и психиатров-клиницистов.

* * *

Безусловно, я поддерживаю борьбу с наркоманией, алкоголизмом и курением, но я за разумные и действенные меры, против кампанейщины, профанации и очковтирательства. Я за реформу здравоохранения, но против выдавливания граждан в платный сектор путем сужения возможности доступа в медицинские учреждения за счет сокращения количества больниц, койко-мест, врачей узких специальностей. «В медицинском сообществе уже предупреждают, что сокращение объемов бесплатной медицинской помощи россиянам приведет к росту смертности и грозит массовыми протестами населения, а введение для населения «соплатежей» за медицинские услуги, по мнению председателя правления Ассоциации медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования (АСМОК) Гузель Улумбековой, приведет к снижению числа обращений граждан к медикам и, как следствие, к росту смертности»
Мне также претит чиновничий термин «медицинские услуги», от которого веет разводкой на деньги. Я считаю, что больным должна оказываться помощь, а не услуги. Иными словами, я, естественно, за все хорошее, против всего плохого. И, как мне кажется, еще никто не отменял статью 7 Конституции РФ, где говорится, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Ольга ГУБАРЕВА 

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *