Сегодня на сайте портала «Военное обозрение» была размещена статья, в которой речь шла об исторической кинокомедии «Гусарская баллада». Публикуем её полностью.
Закат рукой незримой
Меня благословит.
И памятная ива
Мне тихо шелестит:
Нет в мире выше доли
Мечтать, любить и петь
И на родном приволье, приволье
Сражаясь, умереть.
(Прелестница младая. Музыка Т. Хренникова, слова А. Гладкова)
Военное кино снимали всегда. Как и фильмы на исторические темы. Снимали его и в СССР, как, впрочем, снимают и сейчас. Причем и тогда были глупые министры, разбиравшиеся во всем на свете, существовали цензура и «телефонное право», были вожди, указывавшие режиссерам, что в фильме хорошо, а что плохо. Однако, несмотря на все это, почему-то именно у нас были сняты такие шедевры мирового военно-исторического кино, как «Александр Невский», «Петр Первый», «Броненосец «Потемкин», «Летят журавли». Но есть в этом списке и такой замечательный, военный, патриотический, искрометный, задорный кинофильм, как… «Гусарская баллада»!
«…И на родном приволье, приволье/ Сражаясь, умереть». И музыка, и слова… Сделано как надо!
Шурочка Азарова, поручик Ржевский, Кутузов… Для любителей советского кино это были не просто персонажи этого кинофильма, снятого в жанре комедии, за ними стояли реальные образы героев Отечественной войны 1812 года. Блестящая игра актеров, высокопрофессиональная работа режиссера, великолепный сценарий – все вместе вылилось в интереснейший, легкий, но запоминающийся фильм. Хотя судьба этой картины была совсем не проста, и сколько пришлось преодолеть преград Э. Рязанову, режиссеру, знал, наверное, только он один. Но обо всем по порядку…
Слева гвардейский казак, справа Шурочка в полушубке. И – да, именно так и было зимой 1812 года.
Вначале была пьеса. Ее автора, Александра Гладкова, сесть за перо подтолкнули детские воспоминания. Тогда, в далеком детстве, мама за две зимы прочитала вслух маленькому Саше и его брату две весьма серьезные книги – «Дети капитана Гранта» и «Войну и мир». Детское воображение настолько ярко рисовало сюжетные картины, что Саше порой казалось, что он и сам участвует в событиях 1812 года, слышит звуки орудийной стрельбы, видит скачущих всадников и ощущает запах порохового дыма. А потому, когда осенью 1940-го года у него возникла идея написать пьесу о войне 1812 года, то странным образом в воображении Гладкова соединились в одно целое давние впечатления о «Детях капитана Гранта» и «Войне и мире». И стало ясно, что должна родиться пьеса, причем непременно веселая.
Выпушки, шитье, пуговицы – все достоверно на все 100%!
Театр Революции, первым взявший пьесу, приступил к постановке лишь в 1943 году в городе Ташкенте. Театральный художник П.В. Вильямс успел еще до эвакуации изготовить великолепные эскизы декораций к спектаклю, но в страшной эвакуационной спешке все материалы к спектаклю были безвозвратно утеряны, и в Ташкенте пришлось обращаться к другому художнику с просьбой помочь с оформлением декораций. Как вспоминал Гладков, он до мелочей помнил все принципы изготовления макетов, но при эвакуации были утеряны все экземпляры пьесы, которые находились на тот момент в этом театре.
Партизаны. Какие типажи и образцы униформы: казак с бородой слева, улан справа, лейб-гвардии гусарский офицер в центре…
А между тем еще в 1941 году в осажденном Ленинграде в день празднования годовщины Октябрьской революции в нетопленом театре был показан этот спектакль. Причем сам автор пьесы узнал об этом несколько дней спустя, прочитав заметку в газете «Правда».
А вот это Александрийский гусарский полк – весь мундир черный с белым шитьем. Но в фуражной шапке, кивер, видно, потерян.
Ну, а ставший кинорежиссером этого произведения – Эльдар Рязанов, впервые увидел эту постановку в 1944 году в Театре Советской армии. А 17 лет спустя молодому режиссеру захотелось его экранизировать. Тем более что приближалась дата – 1962 год, а к датам в СССР относились очень серьезно!
Поручик Ржевский слева «в голубом», то есть он был, судя по униформе, гусаром Мариупольского гусарского полка: желтое шитье, желтый воротник. За ним гусар лейб-гвардии Гусарского полка, что видно по его красному ментику, голубым чакчирам и орлу на кивере. Во всех остальных гусарских полках на кивере была «розетка».
И вот весной 1961 года Рязанов перечитывает пьесу «Давным-давно». Веселая, озорная, она просто просилась на кинопленку. Повод был вполне подходящий: в сентябре 1962 года вся страна должна была праздновать 150 лет со дня Бородинской битвы. Но этот повод стал одновременно и серьезной преградой: большой юбилей великого исторического события и вдруг – кинокомедия?!
Кавалергард Пелымов. Уж как он-то прибился к партизанам?
Для Рязанова «Гусарская баллада» была первой картиной, основанной на историческом материале, и это была первая экранизация пьесы. В то время пьеса «Давным-давно» была известна и театралам, и зрителям, и перед Рязановым стояла очень серьезная задача: сделать картину не хуже оригинала. По замыслу режиссера это должен был быть жанр, который соединит в себе и героическую комедию, и обворожительный водевиль с превращением девицы в корнета, да и любовный сюжет чтоб был в ней не на последнем месте.
Татьяна Шмыга в роли Жермон Луизы: «Меня позови, избранник мой милый, забудем, что было, избранник мой милый!» Вот так она и охмуряла Пелымова, и ведь добилась своего в итоге!
И по сценарию, и в самой пьесе роль народного полководца Михаила Илларионовича Кутузова не главная, но знаковая и важная. На все роли подбирались комедийные актеры, и у Рязанова не было сомнений, что фельдмаршала Кутузова тоже должен играть комик. Но при этом Кутузов не будет смешон, а будет добр и мудр. И Рязанов предложил своему старому другу Игорю Ильинскому сыграть Кутузова, но тот наотрез отказался. Причин несколько: слишком маленькая, почти эпизодическая роль, несерьезная для актера такого масштаба. А еще, по возрасту Ильинский был моложе, чем фельдмаршал в 1812 году. Поэтому играя старика, это могло получиться не очень естественно. Рязанов старался, как мог. Он и уговаривал, и врал, что вся студия только и мечтает, чтобы именно он сыграл эту роль. Наконец уговорил.
«Давыд Васильев – командир партизан». Очевидно, имеется ввиду легендарный гусар-партизан Денис Давыдов. И если это так, то, да, все верно: на нем мундир Ахтырского гусарского полка, в котором тот и служил: коричневый ментик, голубые чакчиры.
Снег в некоторых эпизодах кинофильма был с ароматом… нафталина. Да-да, в кино и не такое бывает. Особенно когда зимнюю пору снимают чуть ли не летом. А по сценарию действие происходит в трескучий мороз! Проблему, а у режиссера это называлось «охотой за снегом», решали так: двор усадьбы, выстроенной из полуразвалившейся церквушки, абсолютно вся съёмочная группа присыпала остатками весеннего снега. Сверху его присыпали опилками, затем слоем мела и… нафталином. Крышу дома, где жила Шурочка Азарова, просто покрасили в белый цвет. Перила обложили ватой, тоже присыпанной нафталином. Труды не прошли даром: иллюзия морозной, снежной зимы была полная. Сложнее было с лошадьми, техникой и пиротехникой. Дрались актеры бутафорскими деревянными саблями и в азарте боя превратили «оружие» в большую дровяную кучу.
«Хотите вам подушку подарю? — Ах, что вы, что вы? Я не достоин милости такой! — Я вышила ее своей рукой, хотя рисунок уж не новый» – вот так тогда дамы флиртовали с кавалерами
Но все искупалось главным – прекрасно состоявшимся дуэтом Шурочки и поручика Ржевского. Кандидатов на эти роли было предостаточно, причем это были уже «звезды кино». Пробовались на роль поручика и Лазарев, и обожаемый Рязановым Тихонов, и Юрский. И всё-таки одержал верх Юрий Яковлев. И все бы ничего, но, когда надо было снимать сцены, где он ездит верхом на лошади… усаживали его в седло по семь человек одновременно. Лошадь понесла с места в карьер, и Яковлеву просто повезло, что она его не сбросила на землю.
На роль Шурочки тоже было несколько претенденток, одна достойнее другой: Алиса Фрейндлих, Светлана Немоляева, Людмила Гурченко. Но чего-то им всем не хватало. А подходящая актриса оказалась молоденькой студенткой, юной Ларисой Голубкиной. Роль Шурочки Азаровой стала для нее дебютной. Так почему же Лариса Голубкина подошла на роль Шурочки-корнета? Тонкая талия, мальчишеско-девчоночья стать, звонкий голос, и главное… ничего ещё нет – «ни тут, ни там».
«Мундир стрелков наваррских…» И тоже очень идет Голубкиной. А вы представьте себе в нем Алису Френдлих того времени? Один смех, да и только!
Лариса признавалась потом, что она ужасно боялась мышей, а еще прыгать с высоты. Но, набравшись смелости, все-таки спрыгнула со второго этажа, и, к сожалению, после нескольких дублей повредила ногу. Травма давала о себе знать очень долго. Впрочем, оно того стоило! Картина настолько удалась, что многие воспринимали ее как подлинную историю кавалериста-девицы Надежды Дуровой. Хотя общего между этими двумя женщинами было совсем немного, разве что участие в Отечественной войне 1812 года, да личное знакомство с Кутузовым. Мундиры и те были разные. Надежда Дурова служила в уланах. Гусарский мундир был ей не по средствам!
Когда фильм был отснят и его копию отправили в Министерство культуры, студию посетила Екатерина Алексеевна Фурцева – министр культуры СССР. Рязанов вспоминает: «Я пошел толочься в директорском предбаннике в надежде увидеть министра, выяснить, смотрела ли она картину и каково ее мнение». Фурцевой он таки попался на глаза. Екатерина Алексеевна была крайне недовольна и высказалась довольно резко по поводу Ильинского в роли Кутузова. Министр была категорически против актера-комика, сыгравшего в «Карнавальной ночи» Огурцова, а теперь получившего роль великого полководца. Фурцева негодовала. При том, что талант Ильинского ценился министром очень высоко, тем не менее, она считала бестактным то, что ему пришлось играть роль великого Кутузова. А зритель, по ее мнению, непременно будет встречать его появление смехом.
Вот он – Игорь Ильинский в роли Кутузова. И чем плох?
Но дальше случилось так, что в редакции газеты «Известия» незадолго до юбилейной даты состоялся просмотр новой картины. Ничего странного в этом не было. В редакции каждой крупной газеты один день в неделю отводился для просмотра нового фильма, либо проводилась творческая встреча с людьми искусства. Главным редактором газеты в то время был А.И. Аджубей, зять Никиты Хрущева.
Во время сеанса весь редакторский коллектив хохотал без умолку, а после показа горячо аплодировал создателям фильма. Как говорится, премьера прошла с успехом.
Спустя пару дней в еженедельнике «Неделя», приложении к «Известиям», появилась небольшая заметка Нателлы Лордкипанидзе. Она дала фильму довольно высокую оценку, но особые слова предназначались игре Игоря Ильинского. Автор заметки не поскупилась на комплименты в его честь. Министерство культуры отреагировало на заметку аджубеевской «Недели» незамедлительно. Прошел еще один день, и на фасаде кинотеатра «Россия» – на тот момент лучшем в столице – выставили красочные афиши, приглашающие на премьеру «Гусарской баллады». И вот 7 сентября, точно в день годовщины Бородинской битвы, состоялся официальный премьерный показ. На открытие были приглашены фоторепортеры, здесь произносились речи и вручались букеты цветов. На сцене сидели актеры, исполнители главных ролей в фильме. Среди них был и широко улыбающийся «обидчик» Кутузова Игорь Владимирович Ильинский.
«А девкой был бы краше!»
Картина имела оглушительный успех. Лидер проката 1962 года, занявшая в прокате второе место по количеству зрителей, посмотревших фильм – почти 49 млн. зрителей. «Гусарская баллада» получила диплом жюри Международного кинофестиваля комедийных фильмов в Вене в1963 году.
Французов в кинофильме немного, но униформа у них показана хорошо. Слева генерал в мундире с серебряным шитьем, справа – уланский лейтенант!
Ну, а еще этот фильм прямо-таки учебник по военной истории 1812 года, так сказать наглядное ее воплощение. Хотя… и на «Солнце есть пятна». «Мундир у вас, конечно, павлоградский?» – спрашивает Шурочку поручик Ржевский, имея ввиду, что на ней надет мундир Павлоградского гусарского полка? И получает ответ: «Ах нет, то есть да!» И ответ неправильный! На ней прекрасно сшитый мундир Сумского гусарского полка – красные чакчиры, серый ментик и доломан с серыми же выпушками. И почему бы так и не спросить, а ей также и не ответить: «Мундир у вас, конечно, сумский? Ах нет, то есть да!» Но, увы, советское кино тогда дотошностью в исторических «мелочах» не отличалось. Пушки в фильме при выстрелах тоже, разумеется, не откатываются, хотя чего проще? Привязал трос к лафету, пылью присыпал и по команде – р-раз! – солдаты за экраном рывком тянут! Зато в небе очень натурально рвутся шрапнели – создатели фильма в этом проявили себя молодцами!
Вот она, «дуэлянтка» Шурочка с капсюльным пистолетом. Впрочем, ей дали не тот пистолет, что нужно, не просто так. Была причина. «Правильный пистолет» был слишком уж громоздким и тяжелым, совсем не для девичьей руки!
А вот из какого пистолета ей бы следовало стрелять! Это правда, французский пистолет An 9 (French cavalry flintlock pistol model An IX) длиной 350 мм и калибром 17,1-мм, но и наши были примерно такими же! Вес 1,3 кг! Посмотрите, как он смотрится в руке у мужчины ростом 178 см. Для руки Шурочки этот монстр был бы слишком велик.
Калибр ствола. Не маленький, не так ли? Больше, чем у ДШК и ПТРД.
Ну, а это пули к этому пистолету. Попадет в вас такая – мало не покажется!
Ну, а теперь рассмотрим его боковую проекцию.
А вот такой пистолет следовало бы дать Шурочке, когда она оказалась у французов. Ведь русских пистолетов у них не было…
В фильме хорошо видны пистолеты, из которых собираются стреляться Шурочка и Ржевский. Но они… капсюльные, а в 1812 году были кремневые! Но это, пожалуй, и все! А так, безусловно, кинофильм замечательный: патриотизм без нажима, героика без излишней пафосности, люди показаны людьми, а не плакатными манекенами, да и играют красиво. Словом, вот так бы нам и сегодняшнее кино снимать!
П.С. Французский кремневый пистолет любезно предоставлен для съемки Пензенским музеем Российской армии.
Рис. А.Шепса
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.