Евгений Долматовский: «Мы ведь историю делаем сами…»

Евгений Долматовский: «Мы ведь историю делаем сами…»

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»

Автор — Руслан Семяшкин

Евгений Долматовский… И в памяти вновь всплывают и слышатся десятки мелодичных, напевных, лиричных песен, песен в советское время любимых народом, не забытых на наших российских просторах и сейчас. Песен содержательных, глубоких, рассказывавших о жизни Советского государства, о Великой Отечественной войне, о любви к Родине, о гражданском долге, о комсомоле, о взаимной человеческой любви, о памяти людской, о городах советских, о незабываемых школьных годах, о том, что всем нам, простым советским людям и их сегодняшним потомкам, по-настоящему дорого…

Одно перечисление этих замечательных произведений, написанных поэтом, чей 110-летний юбилей со дня рождения приходится на 5 мая текущего года, запросто может впечатлить. Особо же памятны нам такие: «Любимый город», «Песня о Днепре», «Моя любимая», «Случайный вальс», «Попутная песня» («Дорога на Берлин»), «Ленинские горы», «Провожают гармониста», «За фабричной заставой», «Комсомольцы-добровольцы», «Вот так и живём…», «Среди полей России», «Родина слышит», «Марш советской молодёжи», «Сормовская лирическая», «Если бы парни всей земли», «Я лечу над родною страной», «Школьные годы», «В добрый час», «Мы жили по соседству», «Воспоминание об эскадрилье «Нормандия», «Офицерские жёны», «Я — Земля!», «И на Марсе будут яблони цвести», «Венок Дуная», «Старый барабанщик», «Огненные годы», «Случайность», «В земле наши корни», «Помнят люди», «Весна сорок пятого года», «А вы знакомы с корабелами?», «Взрослая пора», «Нет, мой милый», «А может быть», «Лето золотое», «Возвращение», «Столица областная», «А любовь всегда бывает первою», «Добрые приметы», «Где ты раньше был?», «Всегда и снова».

  А какие выдающиеся композиторы писали музыку к этим стихам Долматовского! В результате их совместного творчества появились всенародно известные песни. Это Дмитрий Шостакович, Василий Соловьёв-Седой, Матвей Блантер, Вано Мурадели, Юрий Милютин, Марк Фрадкин, Никита Богословский, Ян Френкель, Оскар Фельцман, Эдуард Колмановский, Александра Пахмутова, Алексей Экимян…

Разумеется, свою значимую лепту в дело популяризации этих песен внесли и лучшие наши советские исполнители: Леонид Утёсов, Марк Бернес, Владимир Бунчиков, Владимир Нечаев, Георгий Виноградов, Георг Отс, Владимир Трошин, Людмила Зыкина, Ольга Воронец, Валентина Левко, Майя Кристалинская, Эдуард Хиль, Юрий Гуляев, Юрий Богатиков, Иосиф Кобзон, Эдита Пьеха, Виктор Вуячич, Вадим Мулерман, Олег Анофриев, Андрей Миронов, Лев Лещенко, Тамара Синявская, Валентина Толкунова, Людмила Сенчина, Ринат Ибрагимов; а также незабываемая польская певица Анна Герман и знаменитые вокально-инструментальные ансамбли «Песняры», «Самоцветы», «Пламя».

Василий Соловьёв-Седой, один из самых известных советских композиторов, работавших с Долматовским, однажды точно подметит: «Когда у поэта есть одна, две, три песенные удачи, это ещё может быть случайностью. Но если на протяжении многих лет на крыльях музыки летят в народ и получают широчайшее распространение всё новые и новые песни — это уже свидетельство счастливого песенного дара…»

Да, у Долматовского действительно присутствовал «счастливый песенный дар». Здесь, что называется, не поспоришь. И ведь что интересно, Евгений Аронович писал такие выразительные стихи, которые просто не могли не становиться песнями. По крайней мере те, которые искренне заинтересовывали композиторов, писавших музыку к ним.

При сём поэт никогда не отказывался писать слова песен и «под заказ». Только вот заказы, если так их возможно всё же называть, поступали от государственных и партийных органов, выражавших настроения абсолютного большинства советских граждан. Так, к примеру, в 1948 году Долматовский по заданию Московского горкома партии напишет слова к замечательной песне «Ленинские горы», положенные на музыку талантливым русским композитором Юрием Милютиным, ныне порядком подзабытым.

Причём замысел этой песни возникнет у поэта в ходе обследования состояния культурно-воспитательной работы в общежитиях строителей на Ленинских горах. А уж вникнув во всё там увиденное, задумавшись над проектами архитекторов и каждодневными делами строителей, создававших прекрасный и величественный облик послевоенной Москвы, он и возьмётся за перо… И появится песня, где звучат такие слова:

  Вы стали выше, Ленинские горы,

Здесь корпуса стоят,

как на смотру.

Украшен ими наш великий

город,

Сюда придут студенты поутру.

Мы вспоминаем

наши годы молодые

И наших песен звонкие слова:

Надежда мира,

сердце всей России,

Москва-столица, моя Москва.

У каждой песни Долматовского своя история, своя неповторимая судьба. Конечно, особо выделяется его довоенная «Любимый город», а также и написанные в годы Великой Отечественной войны песни «Моя любимая», «Песня о Днепре», «Случайный вальс», «Попутная песня». Ну разве может, скажите, народ наш позабыть прекрасные строки о такой необходимой в суровых условиях войны мелодии вальса, вдруг услышанной бойцом короткой ночью, когда вроде бы совсем не до музыки и танцев? Нет, не может. Слушается же эта песня Долматовского, написанная им в 1943 году, всегда с особой теплотой, которую он в неё и вложил.

  Ночь коротка, спят облака,

И лежит у меня на ладони

Незнакомая ваша рука.

После тревог спит городок,

Я услышал мелодию вальса

И сюда заглянул на часок.

Память о Великой Отечественной войне сопровождала Долматовского на протяжении всей жизни. И он в послевоенные годы в своей поэзии обращался к определённым её эпизодам, дабы напомнить соотечественникам и о самой войне, и о тех людях, кто были её участниками, кому пришлось бороться с врагом и победить страшнейшее в мировой истории зло.

В 1972—1974 годах поэт напишет глубокий и волнительный поэтический цикл «Помнят люди», стихотворение из которого (давшее название всему этому циклу) превратится в замечательную песню, музыку к которой сочинит композитор Оскар Фельцман. Старшее поколение наших сограждан прекрасно помнит эту песню — проникновенный рассказ о человеческом сострадании, о доброте, о единстве народном, о том, как простая белорусская крестьянка защитит нашего разведчика, грузина, пленённого врагом.

  На земле многострадальной

белорусской

Наш разведчик

в руки ворога попался.

Был захвачен он,

когда тропинкой узкой

В партизанские районы

пробирался.

Был он смуглый, черноглазый,

чернобровый,

Он из Грузии ушёл

в поход суровый.

«Ты лазутчик, признавайся

в час последний!»

Отвечал он: «Из деревни

я соседней».

Почти полвека прошло с того времени, как песню «Помнят люди» общественности с неподдельной теплотой, но и предельно выразительно передав весь драматизм ситуации, буквально поставившей разведчика у последней черты, за которой его ждала смерть от рук немецких захватчиков, представит незабвенная Людмила Зыкина. Песня эта в народе не забыта, да и как можно позабыть правдивую историю о человечности советского народа, пафосно, но и с какими-то неизъяснимыми смысловыми и музыкальными вариациями представленную выдающейся русской певицей? Не забылась и развязка той давней истории, в ходе которой белорусская женщина спасёт грузинскому бойцу жизнь. Верно говорят: такое не забывается!

  Тяжела его прощальная дорога,

Конвоиры аж заходятся

от злости.

Смотрит женщина

растерянно с порога:

Незнакомца к ней

ведут лихие гости.

«Узнаёшь ли ты,

кто этот черноглазый?

Что ответить,

коль не видела ни разу?

Оттолкнула чужеземного

солдата:

«Ты не трогай

моего родного брата!»

И прильнула вдруг к щеке его

колючей,

От мучений и от смерти

заслонила.

На Полесье помнят люди

этот случай.

В лихолетье, в сорок первом,

это было.

  Долматовскому было присуще особое художническое чутьё, позволявшее находить такие животрепещущие темы, которые близко сопереживались всем народом. И в первую очередь это его разумение отображалось при написании песен гражданственных, не лишённых, конечно, и лирических начал. В связи с этим, полагаю, наиболее выделяется песня «Родина слышит», музыку к которой написал великий Шостакович.

Незамысловатые, на первый взгляд, стихи, сочинённые в 1950 году, тем не менее станут своеобразным патриотическим напутствием лучшим сынам Родины, сказанным поэтом от её имени:

  Родина слышит,

Родина знает,

Где в облаках её сын пролетает.

С дружеской лаской,

нежной любовью

Алыми звёздами

башен московских,

Башен кремлёвских

Смотрит она за тобою.

Песня «Родина слышит» станет в нашей стране всенародно любимой. Пройдёт всего лишь десятилетие с момента её создания, и Юрий Гагарин 12 апреля 1961 года откроет дорогу в космос. Сам же первый космонавт в своей книге «Путь к звёздам» позже признается: «Трудно передать словами чувства, которые охватили меня, когда я ступил на нашу советскую землю. Прежде всего я был рад тому, что успешно выполнил задание. Вообще те чувства, которыми я был полон, — это одна радость. Когда спускался, пел песню «Родина слышит, Родина знает».

Да и как было её Юрию Алексеевичу не петь, если он ею очаровался ещё в юношеские годы? Как было ему её не петь, если в ней убедительно отобразилось стремление советского народа к покорению небесных высей? Как могли её не петь послевоенные поколения советских граждан, каждодневно приумножавшие экономическую мощь государства и грезившие о космосе, о его бескрайних и неизведанных пространствах?

Незабываема и песня Долматовского «Я — Земля!», увидевшая свет в 1962 году, когда в Советском Союзе и во всём цивилизованном мире люди повсеместно находились под огромным эмоциональным впечатлением от гагаринского полёта. Тогда-то космическая эра и начнёт о себе заявлять всё громче и решительнее. Неудивительно, что на это грандиозное событие откликнется и Долматовский вместе с замечательным композитором Вано Мурадели, решившие как бы воспроизвести символический разговор человека с Землёй.

Написанная ими песня, скорее — гимн планете Земля и возвышенному стремлению человека отправиться в космос, на долгие десятилетия станет знаменитой. Запомнится она, разумеется, и благодаря потрясающему исполнению, которое было доверено выдающимся русским, советским певицам: Людмиле Зыкиной, Ольге Воронец, Тамаре Синявской. И кто из них лучше исполнял этот песенный шедевр, естественно, определить невозможно. Впрочем, в этом случае впору говорить лишь о том, как же богата была Советская Россия на выдающиеся таланты! На таланты, которым и сегодня нет равных…

  Далеки, высоки наши цели.

С нами вместе на звёздном пути

Те, что жизни своей не жалели

И Земле помогли расцвести.

Пусть победно звучит

и для них и для нас

Командирский приказ,

материнский наказ:

Я — Земля!

Я своих провожаю питомцев,

Сыновей,

Дочерей.

Долетайте до самого Солнца

И домой возвращайтесь скорей.

  Патриот своего Отечества, живший с ним одной большой и нерасторжимой жизнью, Долматовский долгие годы находил такие убедительные слова, которые передавали настроения, созвучные и самому поэту, и миллионам советских граждан, любивших и гордившихся могущественным Советским государством. Посему напомним ещё об одной песне Евгения Ароновича, ныне звучащей редко, но чрезвычайно глубокой, наполненной подлинным патриотизмом и чувством любви к нашим корням, к народным истокам, к земле русской, к Советской России, ко всему тому, что и сегодня дорого всем нам.

Само её название — «В земле наши корни» — красноречиво говорит о том, что же хотел поведать своим согражданам поэт. Ну а то, что музыку к песне напишет великая Александра Пахмутова, только усилит её положительное восприятие массовым слушателем, в своё время откликнувшимся и на мелодию, и на мотив, и на слова, и на исполнение, которое удачно осуществит ВИА «Песняры».

  На нивах и пашнях —

красивые люди,

Они у земли набрались красоты.

А если ты землю всем сердцем

не любишь,

Любви настоящей достоин не ты.

Под солнцем Советской России

На гордой земле я живу.

Зови меня дочкой,

Зови меня сыном,

А я тебя матерью с детства зову.

Долматовский всем сердцем любил свою родную землю. И любил с самых молодых лет, с того времени, как почувствовал в себе потребность сочинять стихи.

Накануне 50-летнего юбилея Долматовского, отмечавшегося писательской общественностью в мае 1965 года, его сверстник, поэт и переводчик Яков Хелемский вспоминал о том, как увидел и услышал впервые будущего известнейшего советского поэта 11 сентября 1933 года на литературном вечере «Комсомольские поэты Второго призыва», проходившем в Политехническом институте. Долматовский, откровенно говоря, к так называемому Второму призыву принадлежал совсем не случайно, ведь и ему посчастливится принимать эстафету у первопроходцев, комсомольских поэтов двадцатых годов Александра Жарова, Михаила Светлова, Николая Дементьева. Тогда же «парень в спортивной кожаной куртке» собравшимся в зале прочтёт:

  Мы живём в огромном мире,

Мы живём в одной квартире.

Справа — койка, слева — койка,

Справа — я, а слева — Колька…

«Парню было восемнадцать, — рассказывал Хелемский, — знакомые звали его Женькой, и в его жизнерадостных стихах огромный мир представал светлым, безграничным общежитием друзей, таких же восемнадцатилетних.

На Театральной площади, в сквере, там, где сейчас установлен памятник Марксу, возвышалась в ту пору дощатая башенка, обнесённая забором. Москвичи знали: под сквером — шахта 12—12-бис. Одним из молодых добровольцев, пришедших на эту шахту строящегося московского метро, был Евгений Долматовский.

Расстояние от его рабочего места до трибуны в Политехническом измерялось несколькими сотнями метров».

Вчитываясь сегодня в его первые стихи, такие как «Картошка», «Трое», «Лёлька», «Прощание со спецовкой», ставшие появляться девять десятилетий назад в печати, отчётливо начинаешь ощущать и сам пульс великой эпохи. Его передают нам голоса огромных строек первых пятилеток, закладывавших индустриальный фундамент Советского государства, певцом которого и суждено было стать Долматовскому.

Годы взросления между тем пробегут быстро. Долматовский начнёт публиковать свои первые книги, зазвучат и его ранние песни. Голос поэтический у него будет мужать, стихи станут суровее и глубже, общение с читателем превратится в разговор о подлинной жизни, о самом насущном.

Лирический довоенный герой Долматовского, при всей его человеческой индивидуальности, нёс в себе биографию поколения, которому предстояло возводить Магнитку, Комсомольск-на-Амуре, московское метро, Днепрогэс; повстречаться в бою на дальневосточной границе с японскими самураями и поучаствовать в войне с белофиннами. Потому-то героями его стихов и станут рабочие ударных строек, труженики колхозных полей, геологи, бойцы Красной Армии. Да и сам Долматовский отчётливо ощутит свою кровную причастность к делам соотечественников, поскольку жизнь свою он накрепко свяжет с судьбой строителей и защитников Родины.

Об этом нерушимом духовном коллективизме как основной черте характера и своего героя, и своих товарищей по общему делу, черте, возникшей не просто так, а воспитанной всем укладом новой жизни, и прежде всего участием советских граждан в великих стройках, поэт выскажется в стихотворении «Так юность кончается», написанном в 1937 году.

  Не спрашивай друга,

что сбудется с нами.

Об этом и думать

не надо сейчас —

Мы ведь историю делаем сами,

И жизнь на земле

невозможна без нас.

Советский народ, без сомнения, тогда творил свою историю, в существо которой всецело внедрялся и молодой поэт. Затем была война с белофиннами, и стихи, написанные в тех боевых походах, продолжат темы дальневосточной лирики, и прежде всего таких стихотворений, как «Сердце Бонивура», «Командир», «Истребители», увидевших свет в 1938 году. Слова же из последнего стихотворения: «Все мы живём ожиданием бури, правда и верность — победы залог» — воочию подтверждались в боевых действиях родной Красной Армии. Война заставит Долматовского острее вглядеться в смысл жизни, в лицо современника, потому что всё прежнее ему уже казалось «детским бредом» перед лицом испытаний, на которые «вдвоём уйдём», а «вернётся лишь один», как напишет об этом сам поэт в 1939 году в стихотворении с характерным названием «Перед грозой».

На такие откровенные, мужественные признания поэта выводила мысль и о ещё более серьёзных испытаниях, которые приближались к границам Советского Союза вместе с разрастающимся пожаром Второй мировой войны, раздутым в Европе фашистской Германией. Посему-то стихи Долматовского 1940 года станет отличать суровая правда, которую он адресовал и тем, кто в июне 1941 года встанет на защиту Родины, и тем, кого гордо называли бойцами трудового фронта. И главное для них всех, как и для каждого в отдельности, по утверждению поэта, это Родина:

  В сердце проношу я осторожно

Родину — сокровище моё.

Без неё и жить нам невозможно,

И умереть не страшно за неё.

Великая Отечественная война, участником которой стал и Долматовский, как и многие его товарищи по писательскому цеху («В строю походном движутся поэты, страдая, ненавидя и любя»), подтвердила в качестве основного закона священной мести фашистским захватчикам слова поэта, высказанные им ещё в 1940 году в стихотворении «Гроза»:

  Когда на броневых автомобилях

Вернёмся мы,

изъездив полземли,

Не спрашивайте,

сколько мы убили,

Спросите раньше —

скольких мы спасли.

Пожалуй, именно в годы военного лихолетья в поэзии Долматовского выявится его рабочий, трудовой характер, причём выявится в литых, афористичных строках о том, с какими чувствами боролся с врагом советский рабочий человек. Об этом он поведает в 1942 году в стихотворении «Недостроенный город»:

  Я каменщиком раньше был,

Теперь я — только воин,

Но не забыл я, не забыл,

Что дом мой недостроен.

Пройдут три тяжелейших года, наступит долгожданная Победа, и Долматовский в первые мирные дни и месяцы 1945 года напишет ряд стихотворений, в одном из которых, под названием «Была война», акцентирует внимание на временных трудностях, на необходимости восстановления всего разрушенного, на разворачивании новых строек, которые советским людям предстояло организовывать на своей родной, навсегда отвоёванной у ненавистного врага земле. Главное же в том, что война закончилась, «а мы остались живы».

  У нас пока ещё и дома нет.

Мечтателям светло

под крышей звёздной.

Мы начинаем строить

в тридцать лет —

Не очень рано, но ещё не поздно.

Кто смеет время проводить

в тоске?

Не слышал он снарядные

разрывы.

Снежинка тает на твоей щеке.

Была война, а мы остались живы.

Оглядывавшись на путь, пройденный с бойцами Красной Армии по трудным огненным дорогам Великой Отечественной, поэт в 1944 году признавался, что хотел написать и о красоте Балкан, и о румынском прохладном вине, и о тех странах, в освобождении которых он принимал участие…

  Но на белых страницах тетради

Возникают иные края —

Тот разбитый блиндаж

в Сталинграде,

Где окончилась юность моя,

Да кривой городок Новозыбков,

Где однажды пришлось ночевать.

Там до света над крохотной

зыбкой

То ли пела, то ль плакала мать…

Строчки эти передают скупую боль и святую ненависть воина-мстителя. Ими были наполнены и такие стихи Долматовского, как «Украине моей», «Поныри», «Третий дом от вокзала», вошедшие затем в поэтический цикл 1941—1945 годов, названный поэтом предельно кратко и красноречиво — «Вера в Победу».

Долматовский вместе с нашими бойцами-освободителями дойдёт до Берлина. Обратимся в связи с этим к воспоминаниям известного советского сценариста и драматурга Петра Тура, опубликованным в «Литературной газете» 7 мая 1975 года: «Война стремительно движется к победоносному финалу, к исторической победе. Вместе с режиссёром Иваном Пырьевым пробираемся через развалины, через каменное крошево улиц Берлина к рейхсканцелярии, к бункеру Гитлера. Отчаявшиеся последние фаустпатронщики бьют с чердаков, из прорезей немецких дотов.

И вдруг:

— Здорово, ребята!

На зелёной амфибии, мчащейся по битому кирпичу, по щебню, по вполне сухопутному мусору войны, — Евгений Долматовский. Отчаянно-весёлый, светящийся радостью.

— Куда вы, братцы?

— В рейхсканцелярию.

— Поехали вместе! Живо…

И вскоре после конца войны ещё одна встреча с Долматовским, уже в работе над нашим фильмом «Встреча на Эльбе»: Долматовский пишет слова песен, которым суждено стать знаменитыми. Замечательную музыку к этим песням создаёт Дмитрий Шостакович. «МИР ПОБЕДИТ ВОЙНУ!» — эти слова Долматовского стали как бы формулой. Они живут и воюют и в наши дни».

Великой Отечественной войне, исторической и героической миссии Красной Армии, освободившей Европу от фашизма, первым послевоенным дням и годам Долматовский посвятит множество произведений. И не только поэтических. В зрелые годы Евгений Аронович возьмётся за написание прозаических вещей, получивших широкое признание читателей. В документальной легенде «Зелёная брама» он поведает об одном из первых сражений Великой Отечественной и о малоизвестных её страницах, связанных с подвигами 6-й и 12-й армий, которым суждено было первыми принять на себя удар фашистских полчищ и задержать врага на Украине и на подступах к индустриальным районам страны. Воспоминания о военных годах также присутствуют и в его документальных циклах «Сундук моей матери» (в этом произведении он воспроизводит в памяти и картины из тридцатых годов), «Начало — середина — конец».

«Непримиримость и беспощадная правда военных лет, вдохновенное время юности страны живут в нём незатухающей памятью сердца, — подчёркивал в 1975 году известный советский и российский литературный критик Борис Леонов. — Разве не ощутимы эти два нерасторжимых начала в стихах и песнях Евг. Долматовского, посвящённых нашим современникам или борцам за свободу Африки, Азии и Латинской Америки? Разве не мотивами верности идеалам той великой поры, обострённым чувством человечности звучат его поэмы «Одна судьба», «В суровый час», «Последний поцелуй», роман в стихах «Добровольцы»?»

«Потому-то Долматовский, — подмечал далее Леонов, написавший о поэте в канун его шестидесятилетия небольшое эссе, — не мыслит себя вне походного строя и, стало быть, всегда находится на передовой современности».

Сказано верно. Долматовский всегда был в строю, в строю поэтов-патриотов, поэтов-государственников, о чём, между прочим, говорят и высокие награды государства, которыми Советская держава его удостоила. Лауреат Сталинской премии, кавалер орденов Ленина, Октябрьской Революции, двух орденов Трудового Красного Знамени, двух орденов Отечественной войны первой степени, орденов «Знак Почёта», Красной Звезды, медалей «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», им. А. Фадеева, он оставался при сём человеком скромным, не обременённым славой. Им была исхожена практически вся Советская держава — от Владивостока до Бреста, от Заполярья до Кушки. Исколесил он и полмира — от Исландии до Африки, находясь в зарубежных странах не в качестве беззаботного туриста, а в роли посланника великого государства, члена Советского комитета защиты мира, поэта, публициста, страстно выступавшего и боровшегося за мир и дружбу между народами всех континентов и стран.

«Моя юность началась с комсомольской путёвки в Сибирь, — вспоминал поэт в середине семидесятых годов. — После окончания института я работал на Дальнем Востоке, а в годы войны пришлось прошагать от западных границ Родины до Волги и от Волги до Берлина.

В последующие десятилетия — по морю, по суше, а чаще всего по воздуху — мне выпало на долю не раз пересекать границу нашего государства как делегату движения за мир, для писательских встреч, как корреспонденту.

Я побывал во многих странах: был свидетелем становления и расцвета братских социалистических государств, видел, как Африка поднимает флаги независимости, прошёл по знаменитым городам Европы и Америки, встречался с Индией, дважды побывал в Демократической Республике Вьетнам в тот период, когда вьетнамский народ сражался за свою свободу. Вскоре после победы португальского народа над фашизмом мне посчастливилось побывать в Лиссабоне. Путешествия и стихи для меня неразделимы».

Замечательные лирические стихи и чеканные строки строгой гражданственной поэзии, стихи-раздумья, стихи-воспоминания, поэма о Сергее Есенине «Хождение в Рязань», поэмы о Латинской Америке «Руки Гевары», «Побег. Современная легенда», поэмы о войне и послевоенной мирной жизни, песни, прозаические повести, путевые заметки, воспоминания о коллегах-писателях… Это богатейшее литературное наследие Евгения Долматовского и является неоспоримым доказательством его длительного, непростого, но увлекательного и интересного путешествия в большую и светлую советскую жизнь. Её он прожил достойно, посвятив себя служению народу, социалистическому государству и поэтической лире, призванной объединять, одухотворять и вдохновлять людей. Наверное, именно о такой содержательной и активной творческой жизни он когда-то в молодые комсомольские годы и мечтал.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *