Ныне человечество находится на переломном этапе мирового исторического процесса, когда глобальный хаос хоронит старую цивилизацию на кладбище истории. На этих необычных похоронах у людей возникает множество вопросов, над которыми в свое время задумывались основоположники научного мировоззрения. Открывая диалектико-материалистическое понимание истории, в середине ХIХ века К.Маркс пришел к выводу, что «ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора». В то же время К.Маркс предполагал, что «буржуазные производственные отношения являются последней антагонистической формой общественного процесса производства», так как «развивающиеся в недрах буржуазного общества производительные силы создают вместе с тем материальные условия для разрешения этого антагонизма». Итогом научного предвидения К.Маркса стало заключение, что «буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества». На финише этой предыстории цивилизации социального неравенства и антагонизма, основанной на частной собственности на средства производства, движется вперед современное человечество.
Объективная обусловленность распада старой цивилизации заключается в капиталистическом способе материального производства – диалектике взаимодействия производительных сил и производственных отношений буржуазного общества. По мнению К.Маркса, «капиталистическое производство порождает с необходимостью естественного процесса свое собственное отрицание». Ф.Энгельс предполагал, что «промышленная революция подготовляет социальную революцию, которую произведет пролетариат». Выявив обобществление производства в качестве основной объективной закономерности его развития, К.Маркс обнаружил неизбежность монополизации капиталистического производства. При этом он предвидел: «Монополия капитала становится оковами того способа производства, который вырос при ней и под ней. Централизация средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Она взрывается. Бьет час капиталистической частной собственности». Именно частнособственническая цивилизация выступает диалектической противоположностью обобществлению материального производства народов мира.
Научное предвидение К.Марксом неминуемой гибели капиталистической общественно-экономической формации стало подтверждаться в исторической действительности в начале ХХ века, когда капитализм достиг своей высшей, монополистической стадии развития – империализма. Изучив характерные черты империализма, В.И.Ленин резюмировал, что капитализм достиг монополистической стадии «лишь на определенной, очень высокой ступени своего развития, когда некоторые основные свойства капитализма стали превращаться в свою противоположность, когда по всей линии сложились и обнаружились черты переходной эпохи от капитализма к более высокому общественно-экономическому укладу». Главной тенденцией в этом историческом процессе оказалось перерастание свободной конкуренции в господство монополий. В то же время В.И.Ленин заметил: «Монополии, вырастая из свободной конкуренции, не устраняют ее, а существуют над ней и рядом с ней, порождая этим ряд особенно острых и крутых противоречий, трений, конфликтов. Монополии есть переход от капитализма к более высокому строю».
Империализм обусловливал основное содержание, характер, направление развития исторической эпохи новейшего времени. В 1900 году разразился невиданный до тех пор общий кризис капитализма, который охватил все сферы жизни буржуазного общества от экономики и политики до культуры и религии, отличался постоянно нарастающим обострением вплоть до образования общенациональных катастроф в огромных регионах земного шара. В 1914 году распламенилась Первая мировая война, отмеченная массовым истреблением населения Европы, крайне обострившая общий кризис капитализма. В1917 году в Росси победила Великая Октябрьская социалистическая революция, подорвавшая старое общественное устройство мира, открывшая и возглавившая революционный переход человечества от капитализма к социализму. Оценивая перспективность революционного выхода народов из тотального кризиса капитализма. В.И.Ленин писал: «Только пролетарская, социалистическая революция может вывести человечество из тупика, созданного империализмом и империалистическими войнами. Каковы бы ни были трудности революции и возможные временные неуспехи ее или волны контрреволюции, — окончательная победа пролетариата неизбежна». Будучи гегемоном социалистической революции, международный рабочий класс прочно утвердился в центре новейшей исторической эпохи, основным локомотивом развития которой стала всемирная гражданская война между общественными силами социалистической революции и империалистической контрреволюции.
Нарастающее обострение общего кризиса капитализма достигло нового апогея во Второй мировой войне 1939-1945 годов, ставшей самой кровопролитной во всемирной истории. В этой мировой войне победу одержал советский социализм, поддерживаемый всем демократическим человечеством, над фашистской реакцией империализма. Новая победа социализма повлекла за собой коренные сдвиги в историческом развитии народов: социализм стал международной реальностью и сформировался в мировую общественную систему, произошел количественный и качественный рост международного рабочего класса, развалилась мировая колониальная система империализма, развернулись международные демократические движения в борьбе за общественный прогресс. В ответ на наступление социализма империалистическая реакция развязала «холодную войну» против мировой социалистической системы. В исторической действительности «холодная война» как сдерживала реализацию преимуществ социалистического общественного строя, так и подавляла созидательные возможности капитализма, способствуя дальнейшему обострению его тотального кризиса.
Рожденные Великим Октябрем всемирно-исторические сдвиги в общественном развитии человечества побудили к середине ХХ столетия мировую научно-техническую революцию, которая качественно преобразовала материально-производственный фундамент жизни народов и закономерно потребовала соответствующей трансформации их социального состояния. Научно-техническая революция создала наукоемкий вид производства, способный обеспечивать достаточное удовлетворение человеческих потребностей всего населения планеты. Но ни одна страна мира не овладела должным образом наукоемким производством. В процессе научно-технической революции капиталистический способ производства полностью исчерпал все свои конструктивные возможности и естественно вступил в историческую полосу необратимого прекращения своего существования. Это вызвало в 1970-е годы очередное обострение общего кризиса капитализма и его перерастание в глобальный кризис всей частнособственнической цивилизации, который оказался самым масштабным кризисом во всемирной истории. Глобальный кризис охватил все страны земного шара и все сферы жизни общества, способствовал крайнему обострению всех общественных противоречий на планете, развивается к революционному преобразованию жизни международного сообщества на социалистических началах.
Глобальный кризис частнособственнической цивилизации отмечен, прежде всего, экономическим вырождением капитала. Финансовый капитал, господствующий в условиях империализма над всеми остальными формами капитала, превратился в фикцию, лишившую деньги золотого обоснования. Соответственно, всемирный рынок, утративший денежный эквивалент, стал транснациональной ареной криминала и преступности, дискриминации и спекуляции, мошенничества и жульничества, обмана и грабежа. А спекуляция капиталом во всемирном масштабе возвела его к виртуальному значению, превратила в псевдокапитал, ввергла во всеобщую агонию. Спекуляция капиталом необычайно усилила социальную и духовную деградацию буржуазного общества, обрекающую в конечном итоге на гибель это антагонистическое общество. Тем более что фиктивный финансовый капитал полностью оторвался от материального производства, лишился реальной прибыли от производства, стал неизбежно погибать. В свою очередь, гибнущий капитал не мог не вызвать саморазрушения всей мировой капиталистической системы, а заодно и старой цивилизации эксплуататорского угнетения человека человеком.
С целью выхода из всемирного цивилизационного кризиса империалистическая контрреволюция, возглавляемая американским фашизмом, развязала в 1980-е годы глобальную агрессию против всего человечества, направленную на уничтожение социализма и реставрацию безраздельного господства капиталистического общественного строя в планетарном масштабе, что объективно невозможно. Не случайно при разрушении Советского Союза – огромнейшей и богатейшей страны земного шара – империалистическая реакция перешагнула критическую грань в мировом историческом процессе и загнала себя в особое положение, которым она не может овладеть, поэтому обречена на неизбежную гибель. Расчленение СССР обернулось подрывом баланса общественных сил на международной арене, полной дестабилизацией мирового исторического процесса, образованием глобального хаоса в общественном развитии человечества. Распад старого общественного устройства мира, вызванный Великим Октябрем и расширенный победой социализма над фашизмом во Второй мировой войне, получил значительное ускорении и стал обвальным.
Глобальный хаос начал хоронить старую частнособственническую цивилизацию на кладбище истории. Эти революционные похороны завершатся воплощением в жизнь общества категорического императива К.Маркса «ниспровергнуть все отношения, в которых человек является униженным, порабощенным, беспомощным, презренным существом». Похороны капитализма завершатся всемирным торжеством социализма.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.