В.И. Кашин: «О проекте постановления Государственной Думы № 84271-7»

В.И. Кашин: «О проекте постановления Государственной Думы № 84271-7»

17 февраля 2017 г. Государственная Дума приняла инициированное Комитетом Государственной Думы по аграрным вопросам постановление Государственной Думы «К Председателю Правительства Российской Федерации Д.А.Медведеву по вопросу обеспечения образовательной деятельности образовательных организаций высшего образования, подведомственных федеральным органам исполнительной власти».

Публикуем доклад заместителя Председателя ЦК КПРФ, председателя Комитета по аграрным вопросам, академика РАН Владимира Ивановича Кашина «О проекте постановления Государственной Думы № 84271-7 «К Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву по вопросу обеспечения образовательной деятельности образовательных организаций высшего образования, подведомственных федеральным органам исполнительной власти»

Уважаемые коллеги!

Сегодня мы призываем обратить внимание на очень важную проблему, которая оказывает непосредственное влияние на развитие агропромышленного комплекса Российской Федерации – проблему кадрового обеспечения.

Наш Комитет неоднократно на своих заседаниях обсуждал эти проблемы и мы обратили внимание, что в последние годы результаты контрольно-надзорной деятельности в сфере образования, осуществляемой Рособрнадзором, выявляют тотальное снижение качества образования (в основном, по экономическим и юридическим специальностям и направлениям подготовки) в расположенных в регионах России образовательных организациях высшего образования аграрного профиля. Таких вузов сегодня 54 (плюс 34 филиала), они находятся в ведении Минсельхоза России.

Проверки Рособрнадзора выявили в аграрных вузах несоответствие федеральным государственным образовательным стандартам, связанное в большинстве случаев с проблемами кадрового, материально-технического обеспечения образовательных программ, обеспечения полноценного проведения практических занятий. 14 из указанных вузов лишились госаккредитации образовательной деятельности по экономическим и юридическим образовательным программам, в 34 вузах такая аккредитация была приостановлена до устранения замечаний, но обеспечить устранение недостатков смогли лишь 23 вуза, аккредитацию которых Рособрнадзор впоследствии возобновил.

Существует мнение, что подготовка юристов и экономистов аграрными вузами не является их профильной деятельностью, поэтому закрытие этих факультетов не повлияет значительно на кадровое обеспечение сельского хозяйства. С этим трудно согласиться, потому что только аграрные вузы могут обеспечить подготовку дипломированных специалистов, обладающих специфическими знаниями в области аграрной экономики и права. Выпускники профильных экономических и юридических вузов такой специализацией не обладают.

Кроме того, практика показывает, что дипломированные юристы и экономисты общего профиля, откровенно говоря, не стремятся связать свою дальнейшую жизнь и профессию с сельским хозяйством и сельскими территориями.

В аграрные же вузы в основном поступает и обучается молодежь, приехавшая из сельской местности. Эти ребята выросли в деревенском укладе жизни, у них менталитет сельских жителей. Они имеют мотивацию к возвращению в родные села и деревни, трудоустройству после завершения обучения в агропромышленном комплексе и составляют его кадровый потенциал.

Поэтому мы очень озабочены проблемой качества образования в аграрных вузах и считаем, что они остро нуждаются во внимании и государственной поддержке.

Когда мы начали исследовать причины снижения качества образования, увидели огромный дисбаланс в финансировании вузов в системе разных ведомств. Вузы Минсельхоза, в среднем, получают государственное финансирование в пределах 40-60 тысяч рублей в год на одного обучающегося. При этом вузы в системе Минобрнауки финансируются примерно в три раза лучше.

При этом имущественный комплекс, который должны содержать отраслевые, в том числе, агарные вузы, зачастую не менее затратен, чем у ведущих технических и экономических вузов (которые традиционно лучше финансируются). Это и ценные сельхозугодья, и опытные животноводческие и птицеводческие станции, станции семеноводства и питомниководства, учебные хозяйства. К сожалению, сегодня содержание этого имущественного комплекса целиком лежит на образовательных организациях, при этом указанные хозяйства не относятся в соответствии с законодательством к сельхозтоваропроизводителям и не имеют права на соответствующие налоговые и прочие льготы (в первую очередь я имею ввиду господдержку «погектарную» и «на литр молока»).

Но это никак не учитывается в сегодняшних подходах к господдержке аграрных вузов. Например, в 2017 году бюджетное финансирование вузов Минсельхоза, которое в настоящее время осуществляется по госпрограмме «Развитие образования», снижено на 1,2 млрд. рублей, это при том, что Минсельхозу ежегодно не доводятся средства в необходимом объеме. Дефицит составляет, как нам сообщили коллеги из Минсельхоза. 3,7 млрд. рублей.

Совершенно аналогичные проблемы и у других отраслевых вузов, например, у подведомственных Министерству транспорта Российской Федерации, Министерству культуры Российской Федерации, Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству спорта Российской Федерации.

Мы считаем, что эти диспропорции в отношении отраслевых вузов необходимо срочно устранять, выровнять показатели финансирования отраслевых вузов независимо от ведомственной принадлежности.

Конечно, есть сегодня недостатки и в управлении качеством образования отраслевых вузов, на которые должны обратить внимание сами профильные министерства. Нужно активнее работать с ректорами, повышать эффективность использования таких инструментов развития вузов как целевой прием и целевое обучение, привлекать к этой работе заинтересованные в качественном перспективном кадровом обеспечении отраслевые организации, хозяйствующих субъектов.

Таким образом, мы считаем, что вопрос обеспечения качества образовательной деятельности отраслевых вузов заслуживает самого пристального внимания и должен решаться на межведомственном уровне, совместно отраслевыми министерствами, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

Уважаемые коллеги!

Сегодня сельскохозяйственная отрасль вцелом демонстрирует завидное оживление и экономический рост. Сохранить его не только в краткосрочной перспективе, обусловленной благоприятными конъюнктурными экономическими условиями, связанными с введенными санкциями, но и на долгосрочный период невозможно без полноценного кадрового обеспечения. От этого зависит сегодня и продовольственная безопасность страны, и национальная безопасность России вцелом.

Поэтому мы просим поддержать представленный вашему вниманию проект Обращения Государственной Думы к Председателю Правительства РФ Д.В. Медведеву, а также проект соответствующего Постановления Государственной Думы.

Спасибо за внимание!

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *