Публикуем материал, размещённый на сайте портала «Свободная пресса».

Заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Денис Кравченко сообщил ТАСС о том, что в следующем году будет решен вопрос о полной ликвидации Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК).

До момента решения судьбы ОРКК корпорация будет существовать в усеченном виде — штат из 180 человек, в котором наличествует немалое количество топ-менеджеров, будет усечен до 15 сотрудников. Им оставят лишь одну функцию — управление акциями, входящих в корпорацию предприятий.

Однако и эти 15 человек через три месяца должны влиться в корпорацию Роскосмос. А функции ОРКК окончательно и бесповоротно будут интегрированы в структуру Роскосмоса в рамках продолжающейся реформы ракетно-космической отрасли.

То есть всё опять вернется на круги своя — структура отрасли станет практически такой же, как и до начало реформы. Причем виток был совершен с фантастической скоростью, как и принято это у покорителей космических скоростей. Соответственно, и перегрузки возникли чудовищные.

Российское космическое агентство, созданное в 1992 году, унаследовало структуру и научно-производственную базу Министерства общего машиностроения СССР. В 2004 году появилось Федеральное космическое агентство «Роскосмос», но при этом в структуре управления отраслью мало что изменилось.

В начале нулевых годов в результате естественных процессов — вымывания опытных кадров, от рабочих до ученых и инженеров старой гвардии, нарастания нецелевых расходов, бюрократические схватки за бюджетные деньги, падения производственной культуры etc — с ужасающей частотой начали происходить аварии. Каждая из которых обходилась в несколько миллиардов, поскольку космос — дело очень дорогое.

В 2010 году в результате нештатной работы ракет-носителей или разгонных блоков произошли 9 аварий. «Отличились» «Протон-М», «Союз-У», «Союз-2.1а», «Союз-2.1б», «Союз-2.1в», «Рокот». Были потеряны два грузовых корабля «Прогресс-М-М» и 12 спутников.

В 2011 году произошло 5 аварий, в результате которых были потеряны грузовой корабль, три спутника (один из них двойного назначения) и межпланетная станция. Примерно в том же темпе ракеты продолжали взрываться либо не дотягивать полезный груз до заданной орбиты. Среди причин аварий встречаются совершенно вопиющие. Так, например, при монтаже датчиков угловых скоростей их перевернули вверх ногами. Это свидетельствует не только о катастрофическом падении производственной дисциплины и о халатности ОТК, но и о деградации технологического сектора. Поскольку всякие сложные технические системы предполагают «защиту от дурака», которая исключает возможность неправильной установки узлов и деталей.

Любопытно, что на сайте Роскосмоса целый ряд неуспешных запусков не зафиксирован.

Стало понятно, что отрасль необходимо срочно спасать. И в 2014 году произошла радикальная реформа. Из Роскосмоса была выделена ОРКК, в которую вошли более сорока предприятий, занимающихся разработкой, производством и обслуживанием космической техники. Среди них такие флагманы отрасли как РКК «Энергия», ГРЦ им. Макеева, НПО Энергомаш им. Глушко, АО «Информационные спутниковые системы», им. Решетнёва, Ракетно-космический центр «Прогресс».

Задачи и функции Роскосмоса и ОРКК радикальным образом были разделены. Роскосмос стал заказчиком космической техники, представляя интересы государства в области разработки и реализации государственных программ. Ему было вменено в обязанности разрабатывать концепции развития мирного и военного космоса, составлять годовые и долгосрочные программы, направлять финансовые потоки.

На ОРКК были возложены задачи по разработке, производству, испытаниям, сопровождению эксплуатации, ремонту и сервисному обслуживанию ракетно-космической техники.

То есть все получилось предельно просто и прозрачно. Как, например, при взаимоотношении Минобороны и Объединенной самолетостроительной корпорации. Министерство предлагает создать необходимый для поддержания обороноспособности страны самолет. ОСК выбирает компанию, которая способна выполнить заказ. Министерство финансирует разработку. ОСК запускает новый самолет в серийное производство. Министерство обороны приобретает у ОСК необходимое количество самолетов. При этом ОСК еще и экспортирует свою продукцию в другие страны, получая прибыль.

Однако космос — это особый случай, где главные руководящие посты традиционно занимали военные. С 2013 года Роскосмос возглавлял генерал-полковник, доктор технических наук Олег Остапенко, занимавший до того должность командующего Войсками воздушно-космической обороны. А вот генеральным директором ОРКК был назначен экономист Игорь Комаров. В космос он пришел с должности президента АВТОВАЗа. А до этого работал в ряде банков. Для отрасли это было революционное назначение.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.