Публикуем материал, размещённый на сайте газеты «Правда».
ТРЕТЬ НАСЕЛЕНИЯ Таджикистана страдает от недоедания, уровень жизни населения снижается несколько лет подряд. Руководство страны не может справиться с экономическим кризисом, а большинство программ остаётся исключительно на бумаге, пополняя и без того разбухший ворох пустых обещаний.
Редкое выступление государственных чиновников Таджикистана обходится без слов о росте благосостояния граждан, снижении уровня бедности и прогрессе всех сторон жизни страны. Выступая с посланием к народу в конце прошлого года, Эмомали Рахмон заявил, что благодаря принятым правительством мерам республика вступила в период развития, были обеспечены «стабильный прогресс экономики, улучшение уровня жизни народа». И это, как добавил президент, только начало. По его словам, к 2030 году ВВП в расчёте на душу населения вырастет втрое, а уровень бедности сократится в два с лишним раза.
Тем более горькой оказалась ложка дёгтя, преподнесённая Международным исследовательским институтом продовольственной политики. В опубликованном докладе «Глобальный индекс голода—2016» сообщается, что в Таджикистане недоедает 30 процентов населения. Тревогу внушает и тенденция изменения рассматриваемого индекса. Если в процентном отношении доля голодающих снизилась за год на 0,3 процента, то в абсолютном исчислении положение стало хуже. Число страдающих от недоедания граждан увеличилось с 2,57 до 2,6 миллиона человек. Согласно тому же исследованию, 26,8 процента детей в Таджикистане отстают в развитии по причине недостаточного питания.
Не менее неприятным для властей страны стал доклад, составленный Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ), Всемирным банком и Всемирной продовольственной программой. Проведённые опросы домохозяйств показали: значительная часть населения республики вынуждена экономить на питании, что приводит к массовому недоеданию. Особенно сильно сказывается эта ситуация на здоровье детей. У 10 процентов из них зафиксировано острое недоедание и, как следствие, истощение. Ещё 26 процентов детей в возрасте до пяти лет хронически недоедают.
Массовая бедность сопровождается углублением имущественного расслоения. По информации международных экспертов, жители с низкими доходами обеднели за последние годы в среднем на 23 процента — намного сильнее, чем слои населения со средними и высокими доходами. Чтобы хоть как-то выжить, люди готовы на самую низкооплачиваемую работу. Причём нередко это дети и подростки, вынужденные с самых ранних лет трудиться на рынках, автомойках и т.д. Согласно информации Международной организации труда, в Таджикистане работают 11 процентов детей в возрасте от 5 до 11 лет.
Текущая обстановка не позволяет надеяться на скорые изменения к лучшему. Экономика Таджикистана третий год подряд испытывает спад. Внешнеторговый оборот в январе 2017-го оказался на 17 процентов меньше, чем годом ранее. Отрицательное влияние оказывают несколько факторов. Во-первых, резкое снижение денежных переводов от трудовых мигрантов, работающих в России. За 9 месяцев 2016-го в Таджикистан перечислили 1,4 миллиарда долларов — на 14 процентов меньше, чем за аналогичный период 2015 года. Если же сравнить с 2013 годом, когда суммы переводов достигли пика, падение составило 53 процента. Больше 300 тысяч граждан страны внесены в «чёрный список» Федеральной миграционной службы, за различные нарушения им запрещён въезд на территорию России.
Во-вторых, кризисные явления переживает промышленность. Алюминия — основного экспортного продукта республики — произведено в 2016 году 129 тысяч тонн — на 10 тысяч тонн меньше, чем годом ранее. Национальная стратегия развития Таджикистана ставит цель довести долю промышленности в ВВП до 35 процентов к 2020 году. Однако на сегодняшний день этот показатель не превышает 15 процентов.
Для того чтобы удержать экономику на плаву, руководство прибегает к зарубежным займам. В результате за прошлый год внешний долг страны увеличился на 80 миллионов долларов и достиг 2,3 миллиарда — 33 процента к ВВП. Несмотря на то, что обслуживание долга «влетает в копеечку» госбюджету (158 миллионов долларов в минувшем году), правительство не собирается отказываться от этой практики. В 2017 году оно намерено привлечь иностранные кредиты на сумму 215 миллионов долларов.
Но толчка развитию экономики эти меры так и не дали. Согласно данным Всемирного банка, 40 процентов таджикской молодёжи — безработные. Сотни тысяч людей, чьи физические и умственные силы могли бы послужить стране, не могут найти работу. Таковы реалии рыночной системы, столь выпукло проявившиеся в Таджикистане.
От редакции: Платой за «вхождение в западную цивилизацию» стало обрушение экономики, её колонизация и усугубление социального бедствия. Всё вышеизложенное в статье есть не что иное как фактический социальный геноцид народа. Это прямой результат реставрации модели, базирующейся на частной собственности на средства производства. И бесполезно рассчитывать только на перераспределительные меры (нужные, но недостаточные). в условиях и фактического отсутствия экономики, и её грабежа мировым империализмом, а самое главное, в условиях антагонистического строя это не спасет народ. Также нет смысла ограничиваться только ростом экономики. Допустим, промышленность заработала бы. Но при капитализме все плоды подъёма достались бы «верхним десяти тысячам». Поэтому только обобществление основных средств производства, установление власти трудящихся сможет снять удавку с шее народа.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.