Так уж получилось, что в день Победы оказался я на Казанском вокзале. Пока ждал поезд, рассматривал росписи в вестибюле. А росписи – замечательные, «Победа» и «Мир» работы замечательного русского и советского художника Евгения Евгеньевича Лансере. И судьба их – замечательна.
Строительство нового здания вокзала по проекту архитектора Щусева началось в 1913 году, и к работе были привлечены лучшие инженеры, строители, скульпторы и художники. В числе художников была и сестра Евгения Лансере – Зинаида Серебрякова. Она подготовила эскизы росписи, женские портреты, символизирующие страны Востока, и каждый из портретов был маленьким шедевром.
Но пока шла стройка, началась Первая мировая война, потом началась революция. Строительство постоянно приостанавливалось, упрощалось, первая очередь была завершена только в 1926 году – в упрощённом варианте. Росписи Зинаиды Серебряковой остались только в эскизах, а она сама к этому времени уже была в эмиграции, в Париже. Последняя очередь строительства была завершена в 1940 году.
Такое вот роковое совпадение: как начинали строить за год перед началом войны, так и завершили за год до начала следующей войны.
Но эта война закончилась Победой – и в 1946 году Евгений Лансере создаёт огромные панно «Победа» и «Мир».
На панно «Победа» – русский богатырь, поражающий копьём поверженное знамя со свастикой. Слева от него – названия советских городов, ставших символами славы при обороне и освобождении: Москва – декабрь 1941, Сталинград – январь 1943, Одесса – апрель 1944, Севастополь – май 1944, Ленинград – январь 1944. Справа – названия европейских столиц, взятых Красной армией: Бухарест – август 1944, Варшава – январь 1945, Буда-Пешт (именно так, в два слова – А.Т.) – февраль 1945, Вена – апрель 1945, Берлин – май 1945.
На панно «Мир» – женщина с ребёнком на руках. И плоды мира, доступные каждому гражданину СССР – наука, искусство, семья, отдых, труд у станка, труд в полях.
В 1946 году художник, лауреат Сталинской премии, умер. А потом хрущёвские мазилки начали «поправлять» мастера. Замазали профиль Сталина и намалевали профиль Ленина. И верх холуйской тупости и невежества – замазали название Сталинград и написали «Волгоград».
Простите, какой «Волгоград» мог быть в январе 1943 года?
По этой убогой хрущёвской логике надо писать не о штурме Кёнигсберга в апреле 1945 года, а о штурме… Калининграда.
Город переименовали? Переименовали. По этой «логике» получается, что Красная Армия в 1945-м штурмовала Калининград. Точно так же, как защищала «Волгоград» в 1943-м.
Эти панно созданы выдающимся деятелем искусства и культуры более семидесяти лет назад. И вокзал – не самое идеальное место для сохранности живописных шедевров. Особенно разрушительно время повлияло на панно «Мир» – краски на левой стороне отслаиваются и осыпаются.
Значит – объективно и срочно необходима реставрация.
И реставрация – настоящая, с восстановлением замысла и работы мастера, а не последующей мазни ремесленников. Благо, что эскизы и фотографии сохранились.
На фреске Мазаччо «Изгнание из рая» в капелле Бранкаччи (Флоренция), написанной в 1428 году, церковные ханжи и лицемеры в 1674 году пририсовали Адаму и Еве фиговые листочки – но при реставрации в 1983-1990 гг. специалисты-реставраторы убрали эту фальшивку.
Сколько же будут мозолить людям глаза эти хрущёвские фиговые листки? И почему цензура, введённая Хрущёвым, действует под статьёй конституции, цензуру запрещающей? Неужели века должны пройти – как в случае с Мазаччо – чтобы следы потуг злобных политиканов и творческих импотентов убрать с работы мастеров?
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.