О духовности и монополии на неё

О духовности и монополии на неё

В нашей стране всё чаще и чаще любят с телеэкранов и с высоких трибун говорить о духовности. Духовность отличает нас от Запада. Духовность – главное свойство якобы существующей особенной Русской цивилизации. Духовность – источник тех самых пресловутых скреп, которые, вроде бы как, должны объединять общество поверх всех его внутренних, в том числе классовых противоречий. Старая, потасканная сказка, которую начали рассказывать в странах капитала ещё с середины XIX столетия почти не меняя в разных странах и эпохах ни внутреннего содержания, ни даже формы подачи – ну а зачем, раз и посейчас работает на определённой публике?

Оставим это на совести тех, кто пытается превратить прочные железные социально-экономические цепи в нечто эфемерно-возвышенное и, будто бы, надетое на себя народом по собственному почину. Разберёмся с вопросом духовности как таковой. Должен ли отрицать коммунист духовность? Нет, но он должен верно её понимать. Важнейший постулат коммуниста – материализм, чёткое осознание того, что бытие определяет сознание, а значит духовность – это не некая субстанция, вроде эфира из старых теорий физики, не пропылённая и давно уже ставшая спектаклем без прежней сути традиция, даже не набор звонких возвышенных фраз. Духовность – в отношениях между людьми в обществе. Духовность – в способности человека – и с маленькой буквы, как индивида, и с большой буквы, в целом, подняться в своих делах и мыслях над исключительно функциональными, задаваемыми его социальной ролью проявлениями, в том, чтобы не быть живой машиной. А в живую машину, в винт системы производства и потребления человека превращает Капитал. Капитал – и никто иной – величайший убийца духовности в человеке, ибо ни в его труде, ни в его отдыхе капиталу одухотворённость не нужна. Одухотворённость прямо связана с осознанием собственного достоинства, с размышлениями не только над повседневными, но и над глобальными, большими вопросами, с изменением потребностей и вообще отношения к потреблению. Одухотворённый (и образованный) слишком задумчив, его труднее обмануть и привлечь рекламой, вообще он слишком медленно бежит в гонке покупок, в гонке престижа, в гонке статуса. Ему не нужен новый айфон, чтобы уважать себя.

А коммунист, как первый враг капиталистической, бездушной, обезличивающей человека системы – защитник духовности. Важно подчеркнуть – не мракобесия, не спиритуализма, не традиции и не веры в сверхъестественное – но ведь всё это – отнюдь не синоним духовности! Коммунист борется всеми силами за освобождение человека труда, важнейшим компонентом которого, это знают все, кто приобщился к марксистской теории, является увеличение у каждого свободного времени – огромной, великой ценности. Но на что это время должно тратиться? На лежание на печи? Отнюдь – на саморазвитие. На образование, на литературу, творчество, искусство, на хобби – т. е. на собственный внутренний рост. Труд не по необходимости, не по принуждению, а по сознательному выбору – по себе, по душе. Разве это не есть подлинная духовность? У человека появляется силы и время, чтобы не уходя из общества, не противопоставляя себя ему и его «греховности и суете» развивать свой разум и внутренний мир!

Но по этой логике все поборники духовного просто обязаны быть естественными союзниками коммунистов в их борьбе с великим Златым тельцом, покорившим все народы и страны, с кумиром, давным-давно уже стоящим выше всех святых престолов. Как бы не так! Потому что, как уже было сказано выше, духовность и религия – это далеко не синонимы. Мы живём в мире развитого капитализма, капитализма империалистического, а значит — в мире монополий. Каких? Самых разных. Капитал славится тем, что всё на свете может превратить в товар. Можно торговать продовольствием, можно — техникой, можно — сырьём. Современные биржевые спекулянты учат нас, что, оказывается, можно торговать виртуальными нулями, слухами и чужими долгами. Но, право слово, можно ли представить себе более выгодный бизнес, чем торговля благодатью, чем спасение в рассрочку!? Церковь – монополист в сфере товаров духа – во всяком случае, хочет им быть. И не важно, что на самом деле, конечно, духовность не купишь – зато её можно прекрасно продавать. Кто-то, какие-то олигархи подвизались на ниве нефти, или газа, извлекая огромные доходы из того, что не производили. А другие – здесь. А что? Духовность даже доставать из земли не нужно! Действует монополист вполне классически – налаживает взаимовыгодные отношения с властьимущими, давит – сам и с её помощью в зародыше конкурентов, вроде Свидетелей Иеговы и прочих запрещённых властью религиозных организаций, получивших клеймо сект. И не поймите неправильно – иеговисты ничуть не лучше, они тоже не агнцы, они едва ли могут считаться невинными жертвами, ровно так же, как не агнцы небольшие сугубо коммерческие фирмы, выброшенные с рынка мегакорпорациями. Но принцип – принцип тот же. Монополист производит рейдерские захваты, отжимает собственность – и, скажем прямо, вкус и аппетит у духовной монополии хороший – исторические объекты недвижимости в самом центре Питера и Москвы – не кот чихнул. И я даже не стану задавать вопроса – а музей – это духовность, или нет? Или всё, что касается духовности – это только к правообладателю? Почему мне думается, что во взмахе маятника Фуко, способного наглядно продемонстрировать нам ни много ни мало движение всей Земли, духа, его победы, куда больше, чем во взмахе золотого кадила? Наверное, не понимаю чего-то…

А ещё корпорации никогда особенно не интересуются мнением людей – они давят деньгами, влиянием, массой. Не нравится что-то кому-либо – так мы проведём рекламную кампанию на ТВ, мы расскажем, почему на месте вашего любимого сквера должен появиться универсам/храм – нужное подчеркнуть, расскажем, почему из-за фундамента XIX века в собственность Церкви должен перейти детский театр кукол, или институт рыбной промышленности. А кто против – те бездуховные маргиналы, сатанисты и вообще национал-предатели. Обратите внимание – в основе скандалов вокруг РПЦ последних лет, за исключением, пожалуй, случая с плясками Пусси Риот в храме, вопросы отнюдь не духовные, тем более не вероучительные, а земельно-имущественные. Поразительно много приземлённо-материального для тех, кто, как бы, должен доносить до масс горний свет.

Но всё же в основе деятельности монополии пока не недвижимость. Приватизация зданий – ничто по сравнению с попыткой приватизировать и присвоить себе право на духовность как таковую: не веришь в бога – стало быть бездуховный. И здесь им мало настоящего – они даже в прошлом пытаются провести монопольную линию. Недавно патриарх Кирилл поразил всю Россию удивительным открытием – 6 мая 2017 во время своего выступления на Поклонной горе он заявил, что победой в Великой Отечественной войне Советская Страна обязана… молитвам Георгия Победоносца! Не своей военной промышленности, отстроенной в годы индустриализации, не гению полководцев, не грамотному руководству Ставки, не храбрости отваге и духу миллионов бойцов, а молитве перед богом уроженца римской провинции Каппадокия, умершему в 303 году в римской же Вифинии. Но это – лишь наиболее громкое проявление большой тенденции: тенденции на отрицание советской, да и вообще неправославной духовности в России. Кто, как, когда успел доказать, что молодой солдат-комсомолец, верящий в Свободу, Равенство и Братство всех людей, живущий по принципам, которые позднее будут изложены в Моральном кодексе строителя коммунизма, говоривший перед атакой «Если убьют – считайте коммунистом!», менее духовен, чем его молящийся богу собрат!? Почему, чтобы заслужить – непонятно в чьих глазах – признание своей моральной силы, наш солдат, да и не только солдат, должен пусть тайно, но верить и молиться? Кто и когда лишил права на духовность и одухотворённость атеистов!? Почему нас пытаются убедить, что не существует своей, не позаимствованной у попа духовности? Вернее, понятно, вполне понятно почему – таков железный принцип монополии. Но отчего мы, общество, готовы с этим мириться?

Господа в рясах и пиджаках очень любят говорить об оскорблении чувств. Так вот, мои чувства оскорбляет – и сильно оскорбляет – заявление, что мы не сумели бы одолеть врага в Великой Отечественной, если бы не заступничество давным-давно почившего грека! Я точно знаю – мой воевавший дед ни во время сражений, ни после, ни уже в мирное время Георгию и вообще кому-либо не молился. Выходит, что, по словам Кирилла, если бы этого не делал кто-то другой, то не было бы у нас Победы, не было красного знамени над Рейхстагом!? И никакие подвиги и никакая самоотверженность атеистов тут были бы не в счёт!?

Мои чувства задевает тот факт, что Исаакиевский собор-музей, в котором я лично бывал, с которого смотрел на величественную панораму Города на Неве, становится не общим достоянием, а собственностью определённого культа, к которому я, например, не отношусь. Нам говорят — музей продолжит работать. Возможно, но в любом случае – исключительно с соизволения Церкви. А можно ли будет, например, женщинам-туристкам заходить туда не покрывая голову? Я отлично помню, как в Исаакие ходила группа китайцев – им можно не повязывать платков? А нашим атеисткам? Мелочь, но символичная. И суть этого символа в том, что права обычных, невоцерковлённых горожан и гостей Петербурга становятся птичьими, базирующимися исключительно на благоволении, или неблаговолении новых владельцев из РПЦ. А телефон там достать можно? Время, например, посмотреть? А то после недавнего «милосердного приговора» ловцу покемонов что-то страшновато. И, опять, не поймите неверно – судя по всему, по сопутствующим высказываниям, по содержанию страницы в социальных сетях моральный и политический образ получившего 3,5 лет условно гражданина Соколовского оставляет желать много лучшего – это мерзавец и провокатор. Но ведь провокация то его, выходит, удалась! Грязными методами и в шкурных интересах, но он продемонстрировал, что светским государством Россия больше не является? Как можно называть светской страну, где «Отрицает существование Иисуса и пророка Мухаммада, таким образом совершил преступление, предусмотренное частью 1 статьи 148 Уголовного кодекса» – это часть обвинительного заключения в суде? А если взять бога с правообладателями поскромнее? Отрицать существование Кришны можно? А Перуна? А Тенгри? Монополист – монополист во всём.

Представляется, что и обществу, и партии не просто нужно, а давно уже необходимо заявить со всей возможной решительностью, что они не собирается мириться с попытками Церкви приватизировать, а по-простому присвоить всю сферу ценностей и смыслов, приватизировать базис культуры (а ведь теперь всё чаще говорят, что русское – это значит православное), приватизировать всё высокое, что есть в человеке. Духовность – не синоним веры, а вера в свою очередь не синоним культа! Не покушаясь на право людей верить (а на него в действительности и невозможно покуситься), но покушаясь – как и положено коммунистам, на всякое неравенство, на всякую привилегированность, на всякую монополию. В том числе и духовную.

Пресс-служба МГК КПРФ Мизеров Иван

 

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *