Позавчера, 23 мая 2017, произошло страшное событие, такое, что заставило возбурлить всю Россию (ну или, по крайней мере, лучших, наиболее совестливых людей её) — следователи провели обыски у нескольких лиц в различных субъектах РФ, в том числе по месту жительства и работы основателя «Седьмой студии», а ныне художественного руководителя Гоголь-центра Кирилла Серебренникова. Кто!? Как!? Почему посмели покуситься не на какого-то там простолюдина, а на Человека искусства!? Дело прояснилось довольно быстро – речь о хищении порядка 200 миллионов рублей, выделенных государством на развитие и популяризацию искусства. И не важно, что сам пресловутый Серебряков – не обвиняемый – он был допрошен в качестве свидетеля и отпущен под обязательство о явке к следователю. Всё равно – возмутительно! Как из холодного душа окатило всю нашу творческую интеллигенцию. 200 миллионов? Фи! Какая жалкая мелочь! И ради неё, ради презренного металла беспокоить Творца!? Дважды фи и позор! Как можно работать, как можно теперь вообще жить в этой стране…?
Ну а теперь – небольшая ремарка серьёзным тоном. Данная статья – не о Серебренникове и даже не о хищении. Я не берусь раньше времени судить, есть ли какая-то вина за худруком Гоголь-центра, или нет – слишком мало информации, да и самого то обвинения ещё нет (а возможно оно и не будет предъявлено). Речь – об определённой прослойке, о бомонде, о мироощущении и, если угодно, о повадках тех, кто недрогнувшей рукой уже давно, подобно Наполеону Бонапарту, короновали сами себя золотым венцом. А на нём — надпись алмазами и самоцветами по ободу «Совесть нации». И вот сейчас эта самая совесть явственно оказалась задета – и заболела, ой как заболела! Повторю, Серебренникова ещё никто и ни в чём не обвинил – но сколько же выискалось у него защитников! Артисты и режиссеры, в числе которых Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Олег Табаков, Марк Захаров, Сергей Гармаш, Алла Демидова, Алексей Агранович, Вика Толстоганова, Анатолий Белый, Ксения Раппопорт, Евгений Стычкин и другие, написали письмо в поддержку художественного руководителя «Гоголь-центра». С другой стороны полетело уже и защитное письмо Ассоциации Театральных Критиков. Что же там пишут? Оказывается, произошедшие в Гоголь-центре обыски имели согласно цитате из послания АТК «нарочито устрашающую форму». Перепугали, шокировали, унизили – художника обидеть может каждый! А художник – он душа ранимая – возьми, да и перестань радовать всех новыми шедеврами. И вообще – у нас не 37-й год! Не зажимайте! Не давите на свободную интеллигенцию! А то воспалится, воспалится непременно совесть нации – и мало не покажется!
А где-то в Северной столице в ту же дату – 23 мая 17-го, в Санкт-Петербургском государственном институте культуры (СПбГИК) была уничтожена кафедра детской литературы – последняя из 12 аналогичных кафедр университетов и институтов культуры в России. И… ни одного гневного послания! Ни одного, даже самого завалящего письмеца! И ведь тут даже дела никакого уголовного нет, нет пропавших миллионов, нет свидетелей и подозреваемых – просто взяли, закрыли – и всё. Но нет, нет писем, нет воззваний, нет совестливых призывов. Не устрашило исчезновение кафедр, готовящих специалистов в области детской литературы наших людей искусства — а вот обыск – то дело другое. И вновь обратимся к письму Ассоциации Критиков – оказывается, следственные действия были направлены именно на это – на устрашение «не только коллектива Гоголь-центра, но и всего российского театра». И вообще – послушать иных, наиболее озаботившихся, Кирилл Серебренников – уже практически политический заключенный. Что-ж, давайте попробуем в это поверить. Только вот сам безвинно и страшно пострадавший худрук, хотя и любил эпатировать публику фразами в духе «Россия до сих пор пребывает в состоянии рабства» (Не совсем, к слову, понятно, с кем при этом ассоциирует самого себя Серебренников, кем он себя в этом случае полагает – рабом-философом, вроде некогда жившего в Риме стоика Эпиктета, или всё же кем-то иным?), но с властью открыто никогда не конфликтовал. Да и в самом деле, какой дурак, право, будет кусать дающую руку!? Дадим слово самому мастеру: «С любой властью нужно идти и разговаривать. Ты говоришь: «Власть, я знаю, что ты лживая, корыстная, но по закону ты должна помогать театру, искусству, так что будь добра — выполни свои обязательства». Ради театра мне не стыдно это делать». И действительно, те самые 200 миллионов кто-то взял — ради театра, конечно же… Но хорошо, пусть затыкают рот, пусть глушат свободный критически голос – и не могут стерпеть этого другие Творцы. Пусть! В самом деле, это было бы хорошо, но… Господа, я вновь задам уже высказанный вопрос – а где же письма? Где громогласный и гордый клич тех, кто поднял собственный дух много выше, чем могли бы достать любые сатрапы? Где письма в связи с арестами и угрозами бастующим дальнобойщикам? А ведь там не было никаких хищений – чистая, беспримесная борьба и подавление – и нешуточные вещи с поджогами, драками и серьёзными сроками. Где письма в поддержку и во спасение гибнущих от голода честных тружеников – шахтёров Гуково? Где письма в связи с квотами на использование русского языка на Украине? Где письма в Прибалтику, где открыто уже именуют русскоязычных вшами? Где… Нигде! И вот уже на место гордой и высокой гражданственности приходит вполне насущный цеховой интерес. Коллеги в общих интересах готовы прикрыть и помочь друг-другу – что же, тоже похвально по-своему – всем бы профессиям такой солидарности! Но как именно они это делают? Письма и обращения – это, естественно, очень хорошо – и всё же маловато. И вот сегодня один из представителей рукопожатий интеллигенции, подписавшийся под обращением, суть которого – режим политически преследует худрука едва ли не лучшего театра России, внёс новый и важный вклад, новую большую лепт в общее дело. Что же именно он совершил? Актёр Евгений Миронов 25 мая 2017 на церемонии награждения орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени на церемонии в Кремле передал пресловутое письмо в руки… лично президенту Владимиру Путину! Мало того, когда церемония закончилась, Миронов снова подошел к Путину и стал «жарко и даже громко» обсуждать с ним ситуацию. «Вы знали? Знали об этом?!» — спросил Миронов.
Ну конечно же мы знали. Знали и уже очень давно, что у нас вместо совести нации – говно нации – это ещё Ленин подметил. Знали о феноменальных способностях неполживых господ к лицемерию. Но, снимаем шляпу, порой им вновь удаётся нас удивить. Вдумаемся ещё раз: режим душит свободу, политически преследует, запугивает, унижает – и что же мы будем делать? А мы подойдём на вручении госнаграды и страшному тирану на ушко эдак шу-шу-шу: отпусти ты, страшный тиран, нашего человечка. А лучше и ещё 200 миллионов распорядись выдать – при тех объёмах воровства, которые у вас на верху, за такое спрашивать даже как-то и не солидно. А главное это всё что? Верно же – путь в страну законности, светлая дорога к правовому государству! Не суд будет решать, не следствие, а просто Царя попросить – и, быть может, он соблаговолит своим повелением дело прикрыть. Царь, в сущности, тоже не против:
— «Зачем? Ну зачем это делать?! Вы же во Францию в понедельник летите! Вам-то это зачем?!» — задал новый вопрос актер.
— «Да дураки», — неожиданно сказал Путин.
И действительно, дураки. Поразительные дураки мы с вами. Которые до сих пор не раскусили всего одного-единственного простого секрета. Вот те самые 200 миллионов – а это государственные, т. е. на самом деле наши с вами деньги – предположим, что их никто не растрачивали не расхищал. Что они полностью и до копейки пошли бы в дело. На что бы они тогда были потрачены? Вот часть, неполный список постановок Серебренникова: Раздетые (1998), Пластилин (2001), Ростов-Папа (сериал, 2001), Дневник убийцы (сериал, 2002), Постельные сцены (ТВ, 2003), Откровенные полароидные снимки (ТВ, 2005), Голая пионерка (2005), Изображая жертву (2006), Человек-подушка (2007), Отморозки (2011), В ходе предпоследнего «спектакля» детей подстрекают к самоубийству и насилуют, герой «спектакля» «Пластилин» — мальчик 14 лет, изнасилованный матерью и двумя мужчинами. В «Полароидных снимках» можно видеть некрофилию и педерастию одновременно, поскольку на сцене совокупляются два представителя мужского пола, живой и мертвый. В «Голой пионерке» фигурирует девочка, попавшая на фронт, изнасилованная советскими солдатами и ставшая фронтовой проституткой. В спектакле «Клеопатра и Антоний» декорации изображают сцены совокуплений, а в конце спектакля действие переносится в бесланскую школу.
А теперь подумайте – вы сами пошли бы на такие спектакли? Вы пожертвовали бы на них деньги – сами, помимо государства? Сколько зарабатывали бы творцы подобных опусов без той самой дающей руки «страшного режима»? Весь наш бомонд за годы деятельности на ниве культуры выдал только одну приличную постановку – собственный конфликт с властью – и то всё чаще тянет сказать громко и отчётливо знаменитое «Не верю!». А вот другой конфликт – гораздо более глубокий – у этой прослойки действительно есть. И это – конфликт с массами. С людьми, с народом, который не понимает и не желает понимать, принимать и восхищаться их творчеством. А что ещё хуже – не желает по своей воле за него платить. Государство – их самых разных политических соображений склонно идти на компромисс, склонно подкупать тех, кто, якобы, провозгласив себя властителями дум, действительно имеет некоторое влияние на умы – на всякий случай. А вот народ – не хочет. Не хочет и всё тут! И потому… нет, не творчество неправильное – оно неправильным у таких замечательных, рукопожатых людей просто не может быть, не может быть бездарным и плохим. Это народ! Народ плохой! Глупый! Бездарный! Рабы проклятые, не понимающие того, что открыто свободным и раскрепощённым Творцам, атлантам, расправившим плечи. Много лет самопровозглашённая интеллигенция презирает собственный народ, открыто это демонстрирует и заявляет. И, кажется, судя по реакции огромного числа людей на разворачивающие события, он, наконец, по-настоящему ответил ей взаимностью.
Пресс-служба МГК КПРФ Мизеров Иван
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.