Публикуем материал, размещённый на сайте газеты «Правда».
Памятуя о том, что «информация — основная валюта демократии», Госдума регулярно наращивает этот капитал, «конвертируя» его затем в законопроекты. Пленарное заседание палаты, состоявшееся 21 июня и вобравшее в себя и «правительственный час» с министром природных ресурсов и экологии Сергеем Донским, и годовой отчёт Счётной палаты РФ, прозвучавший из уст её председателя Татьяны Голиковой, внесло в информационную копилку существенный вклад.
ВПРОЧЕМ, депутаты были не против наладить здесь, что называется, взаимовыгодный обмен. Хотя какая уж тут выгода от услышанного — одна головная боль. Вот министр С. Донской сообщил, что в последнее десятилетие отмечается ежегодный прирост объёма заготовки древесины и в 2016 году достигнут рекорд в 2014 миллионов кубометров, при этом поступления в бюджет составили более 58 миллиардов рублей. А член фракции КПРФ Юрий Афонин выдал на-гора другие цифры: «Сегодня у нас лесная отрасль глубоко убыточна, и это при том, что арендаторы, получая по 450—500 рублей с одного кубометра древесины, отдают в бюджет лишь 18—20 рублей». По мнению депутата, при рачительном использовании отрасль должна приносить казне доход в 4—5 раз больше, чем сейчас. Надо менять здесь экономическую модель, считает он.
«Угрожающими темпами растёт уровень браконьерства, хотя в основном это касается не «краснокнижных», а охотничьих видов, — констатировал С. Донской. — В 2016 году выявлено более 56 тысяч нарушений, что на 10 процентов больше, чем в прошлом году». Коммунист Михаил Щапов конкретизировал данные министра, сделав акцент на проблемах Иркутской области, где ежегодно из-за браконьерства гибнет порядка тысячи голов уникальной байкальской нерпы и катастрофически сокращается численность байкальского омуля, являющегося символом озера. Олег Лебедев поднял проблему высокой стоимости и длительности оформления лицензии на добычу подземных вод садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан.
Председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Кашин в своём выступлении от фракции КПРФ обобщил проблемы недропользования и экологии. (Полный текст его выступления публикуется в сегодняшнем номере «Правды»).
Отчёт Счётной палаты выявил тревожную тенденцию нарастания неэффективности госуправления: и без того худосочный бюджет ещё сильнее истощается в результате разорительного использования бюджетных средств. Общая сумма ущерба от выявленных здесь в 2016 году нарушений и недостатков составила 965,8 миллиарда рублей, что на 87 процентов выше, чем в 2015 году. Выросло на 11,6 процента и количество самих нарушений, достигнув цифры 3845. По материалам Счётной палаты возбуждено 45 уголовных дел — это в три с половиной раза больше, чем годом ранее.
В своём докладе Татьяна Голикова отметила лишь отдельные факты из объёмного 187-страничного отчёта Счётной палаты.
Не удаётся решить задачу перехода школ на односменный режим обучения. Число обучающихся во вторую смену возросло почти на 10 тысяч человек, достигнув 1,9 миллиона школьников. 2,8 миллиона детей, что на 68 тысяч больше, чем в 2015 году, учатся в зданиях с уровнем износа более 50 процентов.
Низкий уровень освоения финансовых ресурсов отмечен в дорожном строительстве. 36 регионами не достигнуты плановые показатели, предусмотренные соглашениями. И снова председатель Счётной палаты подчеркнула: «Проблема не в деньгах и не в их количестве, а в готовности эффективно использовать предоставленные государственные ресурсы».
Депутаты из фракции КПРФ обозначили и другие проблемы. Вера Ганзя, напомнив мутную историю с продажей 19,5 процента акций «Роснефти», задала вопрос главному аудитору страны об экономическом эффекте от приватизации. Тут Татьяна Голикова доложила, что доходы бюджета в значительной части исполнены за счёт приватизации: 692 миллиарда рублей принесла в казну сделка по «Роснефти» и 330 миллиардов рублей — продажа АЛРОСА, «Башнефти» и ряда мелких предприятий. Вот и вся эффективность!
Олег Смолин повёл речь о социальных программах. Помимо их хронического недофинансирования, есть и ещё одна болезнь — крайне неравномерное исполнение бюджета. Организации, которые выпускают литературу для слепых, в этом году до сих пор не получили ни рубля. В прошлом году первые деньги поступили только в июне. «А ведь к сентябрю нужны учебники!» — выразил обеспокоенность депутат, заметив, что такая же ситуация сложилась по большинству социальных программ.
Николай Иванов обратился к проблеме обеспечения жильём детей-сирот. Число детей-сирот, нуждающихся в жилье, за два года возросло более чем на 30 тысяч человек. Всего в этой очереди сейчас 248 тысяч детей. Более 90 процентов жилых помещений предоставляется детям-сиротам на основании судебных решений. И при этом 10 процентов федеральных субсидий регионами не осваиваются.
В своём выступлении от фракции КПРФ Валентин Шурчанов привёл ещё один пример государственного головотяпства: из-за банкротства строительной фирмы не завершено строительство двух километров дорожной насыпи по сторонам моста на федеральной трассе М7. За три года никто не смог решить эту задачу! Фуры, легковой транспорт часами простаивают в пробке. Экономический убыток для всей страны огромный, заявил депутат.
Как же в этом хаосе навести порядок? — вопрос, волнующий многих депутатов. Нельзя же бесконечно принимать все эти возмутительные факты как данность и всё оставлять по-прежнему. Было бы правильно по отчёту Счётной палаты, докладу её председателя, выступлениям представителей фракций разработать план мероприятий для решения этих проблем, заметил Валентин Шурчанов. Высказывались предложения и другими депутатами. В результате Комитету по бюджету и налогам было поручено доработать проект постановления Госдумы по отчёту Счётной палаты с учётом этих предложений.
Третье чтение законопроекта с поправками в закон «О государственной охране» стало резонансным благодаря выступлению депутата-коммуниста Алексея Куринного. В первом чтении этим законопроектом регулировались технические детали. Однако потом появилась поправка за подписью председателя Комитета по безопасности и противодействию коррупции, члена фракции «Единой России» Василия Пискарёва, которая вывела из-под общественного контроля информацию о персональных данных «объектов» государственной охраны и членов их семей. А значит, персональные яхты, виллы, дворцы государственных сановников и членов их семей — всё будет окутано ореолом государственной тайны.
Что ж, оригинальное продолжение борьбы с коррупций. Остаётся добавить, что «объекты» государственной охраны определяются указом президента.
Выступление заместителя Председателя ЦК КПРФ, председателя Комитета Государственной думы по аграрным вопросам академика РАН В.И. КАШИНА
Экологические вызовы
Россия — это 65% почти нетронутых территорий, ландшафты восьми природных зон, четверть лесов планеты, а также четверть мировых запасов природного газа, пятая часть запасов пресных вод, уникальное биоразнообразие и многое-многое другое.
В преддверии Года экологии нами, при участии министерства природных ресурсов и экологии, были приняты глубокие, системные изменения в отраслевое законодательство, сформировавшие без преувеличения экологический каркас, призванный обеспечить коренные изменения и устойчивое развитие российской экономики. Это и 219-й (об НДТ), и 458-й (о создании современной системы обращения отходов), и №415-й (об учёте и контроле перемещения заготовленной древесины), и 455-й (о защите лесов), и 218-й (усиление экологической составляющей в ответственности за лесонарушения, легализация полномочий Авиалесоохраны), и 353-й (о лесопарковом зелёном поясе) федеральные законы.
В области охраны окружающей среды ключевыми являются 219-й и 458-й федеральные законы. Данными законодательными актами созданы действенные стимулы к повышению экологической эффективности хозяйственной деятельности, проведению технологической модернизации экономики, решительно усовершенствована система управления отходами производства и потребления с упором на их полезное использование. Более того, усовершенствованы механизмы государственного управления и контроля: системно распределены полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, поставлена на автоматизированный учёт каждая труба.
Мы помним, сколько было противников экологизации российского законодательства, с каким сопротивлением столкнулись на площадке Государственной думы и 219-й, и 458-й законы. Несмотря на это давление, верные решения всё же были приняты. И сегодня наша главная задача — сохранить достигнутые результаты, не допустить изменения заданного вектора развития. Но на деле, к сожалению, всё складывается иначе.
За время реализации Государственной программы «Охрана окружающей среды на 2012—2020 годы» на неё было израсходовано 150 млрд рублей из средств федерального бюджета. Экологические инвестиции в основной капитал предприятий за этот же период составили 690 млрд рублей. Но экологическая обстановка на территории Российской Федерации в лучшую сторону не изменилась.
Так, в части охраны атмосферного воздуха с 2012 по 2014 год объёмы выбросов загрязняющих веществ действительно уменьшились на 1,2 тыс. тонн (–3,8%). Но с 2014 года показатели снова поползли вверх, прибавив 1,25%. Зато правительство заявляет о снижении количества городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха в 2,5 раза: со 126 городов в 2013 году до 50 городов в 2015-м. Другими словами, за два года росчерком пера (была изменена предельно допустимая концентрация в воздухе формальдегида) у нас 34 млн граждан стали жить в «благоприятных» экологических условиях.
Вместе с тем формальдегид является одним из сильнейших канцерогенов для окружающей среды, и, что показательно, на пяти постах наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха в Московской области по данному веществу фиксируются превышения ПДК.
Объём сбросов загрязняющих веществ в водные объекты в 2016 году составил 43 млрд кубометров, что на 5,7% меньше аналогичного показателя 2012 года. Но при этом сохраняется на непозволительно высоком уровне объём сброса без очистки. В 2016 году было сброшено более 14 млрд кубометров таких вод. В итоге на территории России более половины поверхностных и более четверти подземных источников питьевого водоснабжения не соответствуют нормам качества, и ситуация ухудшается ежегодно.
Вопросы управления отходами производства и потребления остались наиболее острой темой и поэтому требуют к себе особого внимания. При том что есть богатейший международный опыт в решении этой проблемы, у нас эффективная государственная политика в этой сфере так и не сформировалась. Даже правительство, признав своё бессилие решать проблему отходов, внесло изменения в Государственную программу и откорректировало соответствующие целевые индикаторы. Если в первоначальной редакции программы к 2020 году ставилась цель снизить объёмы образования отходов до 73,4 тонны в расчёте на 1 млн рублей ВВП, то сегодня цель поставлена удержать этот показатель на уровне 81 тонны. Но достижение и этих показателей вызывает серьёзные сомнения, ведь объёмы образования отходов в России продолжают увеличиваться: в 2016 году было образовано ещё 5,4 млрд тонн, что на 8,7% больше, чем в 2012-м. По этим же причинам уже неоднократно переносились сроки вступления в силу ключевых положений 458-го Федерального закона. В последний раз, в конце 2016-го, сроки были отодвинуты на целых два года. И всё это мы наблюдаем в Год экологии.
В результате на карте России появляется всё больше точек экологического и социального напряжения. Наиболее яркий пример — Московская область, которая вынуждена обеспечивать обращение отходов, образующихся не только на её территории, но также отходов столицы. При этом в регионе эксплуатируется всего 23 полигона захоронения отходов, площадь которых превышает 460 га. На данных объектах уже размещено 70 млн тонн отходов, что определяет исчерпание их проектной ёмкости через четыре года. При этом полигоны не модернизируются, впрочем, как не создаются и мощности по извлечению из отходов полезных фракций.
Жители области это прекрасно понимают и всё жёстче выражают свой протест. Только недавно акции протеста на экологической почве состоялись в Одинцовском районе, где люди вышли на улицу, опасаясь создания на месте песчаного карьера нового полигона захоронения отходов. Жители Балашихи, дома которых находятся вблизи крупной свалки, были вынуждены обратиться за помощью в ликвидации экологического произвола к президенту на «прямой линии». И подобные протестные акции проходят по всей России: Калининград, Ленинградская, Свердловская области, Забайкалье, Дальний Восток…
В части перспективного законодательного регулирования следует отметить, что пристального внимания требуют вопросы развития экологического аудита и связанной с ним деятельности как логичного продолжения выбранного вектора развития государственной политики в области охраны окружающей среды и промышленной безопасности. Одновременно с этим перспективным видится развитие системы экологического страхования, поскольку использование этого механизма позволит в будущем перспективно сократить бюджетные ассигнования на предупреждение и ликвидацию негативных последствий хозяйственной деятельности на окружающую среду, снизить риск возникновения чрезвычайных ситуаций.
На повестке дня также остро стоят вопросы развития правового регулирования охраны почв, как одного из стратегически важных компонентов природной среды. Требует дальнейшего совершенствования экологическая экспертиза как один из ключевых превентивных инструментов охраны окружающей среды. В условиях глобализации экологических проблем совершенствование правового регулирования экологической экспертизы не представляется возможным без учёта международного опыта.
В частности, в российском законодательстве не предусмотрена положительно зарекомендовавшая себя в ряде развитых стран стратегическая экологическая оценка, нуждается в дальнейшем совершенствовании правового регулирования оценка воздействия на окружающую среду. Необходимо сформировать целостную систему экологической оценки намечаемой хозяйственной деятельности.
Природная рента — достояние народа
Россия является одним из мировых лидеров по запасам, добыче и экспорту нефти, природного газа, углей, железных руд, никеля, фосфатов и многих других полезных ископаемых. По большинству позиций полезных ископаемых Российская Федерация располагает значительными запасами. И мы искренне радуемся нашим большим достижениям в приращении запасов углеводородного сырья: достаточно вспомнить открытое два года назад гигантское месторождение «Победа» и на днях открытое нефтегазовое месторождение на шельфе моря Лаптевых в Восточной Арктике. Это большая заслуга наших геологов и в целом министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Вместе с тем нельзя обойти вниманием тот факт, что все эти природные богатства, вопреки конституционной заповеди, работают отнюдь не на благо народа. Ярчайшим примером здесь является наше «народное достояние» — Газпром. Данная монопольная организация обеспечивает очень скромный доход федерального бюджета, «с гулькин нос». Учитывая объёмы наших продаж газа и сложившиеся цены, можно смело говорить об удвоении названного дохода. Мы должны самым серьёзным образом задуматься над тем, чтобы сменить текущую экономическую модель, которая в угоду олигархии плодит нищету соотечественников. В этой работе нельзя забывать и о том, что у нас не газифицировано более 95 тыс. сельских населённых пунктов. Природная рента должна работать в интересах народа, государства. И в этом видятся огромные резервы работы парламента.
Без принятия правильных решений мы не сможем обеспечить эффективность работы с критическими видами полезных ископаемых, такими, как россыпные металлы платиновой группы, россыпное золото, урановые руды, свинец и ряд иных полезных ископаемых, которые в ближайшей перспективе могут быть исчерпаны. Без правильных решений мы не сможем обеспечить также нужную динамику финансирования геологоразведочных работ, ведь доля государственных средств в общем объёме их финансирования начиная с 2014 года сократилась с 23,6% до 14%.
Мы считаем, что Программа воспроизводства и использования минерально-сырьевой базы требует соблюдения тех параметров, которые в неё закладывались изначально. По программе уровень финансирования на воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр должен был составлять порядка 43 млрд рублей. На сегодняшний день для геологоразведочных работ мы располагаем около 30 млрд рублей, что совершенно недостаточно для того, чтобы обеспечить снятие рисков для недропользователей.
Вложение денег в геологоразведочные работы за счёт средств федерального бюджета подстёгивает частные инвестиции, и соотношение их примерно такое же, как и по подсчётам западных специалистов. Например, по их оценкам, 1 доллар, вложенный в геологоразведочные работы, даёт 10 долларов в разведку месторождений. Соответственно, доллар, вложенный в разведку, даёт 10 долларов инвестиций в горную промышленность. Но первоначальным элементом здесь является вложение средств федерального бюджета.
За 2016 год реализации программы увеличение доходов бюджета только от поступлений разовых платежей за пользование недрами от дополнительно проведённых аукционов по месторождениям, расположенным на участках недр федерального значения, составило почти 26 млрд рублей. Таким образом, инвестиции государства окупаются уже в рамках поступления разовых платежей за пользование недрами, не говоря уже о налогах, которые будут пополнять бюджет в ходе разведки и добычи полезных ископаемых.
Мы должны обеспечить геологоразведочными работами устойчивое и сбалансированное развитие промышленности в Российской Федерации. Вслед за геологами приходят добычники, затем — промышленность, растут города, идёт развитие страны. Необходимо развивать новые технологии разведки месторождений, уделять внимание технологическому переделу. Необходимо вводить в эксплуатацию современные методы разработки месторождений полезных ископаемых, в том числе техногенных месторождений, которых в Российской Федерации накоплено более 55 млрд тонн. Они не востребованы, хотя часть из этих техногенных образований могла бы использоваться в целях строительства, в том числе дорожного.
За время санкций удалось лишь отчасти компенсировать утрату доступа к западным технологиям. Промышленная добыча во многом будет зависеть от способностей компаний самостоятельно освоить необходимые технологии. Зависимость от импорта составляет в электроразведке более 70%, в отношении бурового оборудования — более 30%. Только к 2020 году, по планам минпромторга России, планируется снижение доли импорта продукции нефтегазового машиностроения до 43%.
Есть критически важные позиции, которые сложно заменить в среднесрочной перспективе. Это программный комплекс. Здесь у нас зависимость от 80% и выше. При том что школа советская в части обработки и интерпретации данных была достаточно сильной.
Необходимо развивать НИОКР в геологоразведке и добыче, особенно её инновационную часть, которая находится на сегодняшний день в Российской Федерации в упадке. Ситуация критическая и требует к себе не только внимания со стороны всех ответственных органов государственной власти, но и принятия конкретных шагов по выводу отрасли на базу отечественных технологий.
При этом нам также надо повышать уровень ответственности компаний недропользователей за выполнение лицензионных обязательств. Вопрос изъятия лицензий при их невыполнении должен быть очень жёстко регламентирован нормативными и правовыми документами, потому что в случае переноса исполнения обязательств создаются условия, при которых снижается уровень ответственности как за объёмы взятых на себя обязательств в части выполнения работ, так и за объём финансирования.
И, безусловно, чрезвычайно важным является кадровое обеспечение отрасли. Мы обязаны решить эту задачу, и если мы этого не сделаем, то обеспечивать воспроизводство минерально-сырьевой базы будет физически некому. Управленческий и профессиональный состав у нас возрастной, из года в год сокращается количество профессиональных образовательных организаций, ежегодный выпуск квалифицированных рабочих за последние 10 лет сократился почти в два раза.
«Зелёное золото» — в казну, а не в карман
Аналогичные проблемы и с лесным образованием. Ведущий московский лесной вуз — Университет леса (МГУЛ) — превращён в подразделение Бауманки. Как будто недостаточно того, что и так годы бессистемных реформ привели к снижению значимости лесного комплекса как отдельной отрасли экономики, к ослаблению правового статуса лесов и, как следствие, к деградации лесных экосистем, возрастанию рисков чрезвычайных ситуаций природного характера, увеличению размеров причиняемого ими ущерба, резкому сокращению научного и кадрового потенциала, нарушению институциональных и экономических связей в лесном хозяйстве и лесной промышленности, разбалансированности в управлении и координации в лесном хозяйстве.
Мы неоднократно ранее говорили о том, что лес — «зелёное золото», при умелом и рачительном использовании должен приносить казне доход в 4—5 раз больше, чем сейчас. А сегодня у нас лесная отрасль глубоко убыточна, и это при том, что арендаторы, получая по 450—500 рублей с 1 кубометра древесины, отдают в бюджет в среднем 56 рублей (а при льготной аренде по приоритетным проектам — не более 20 рублей). Сегодня государство тратит значительные бюджетные средства (более 40 млрд рублей в год) на содержание имущества (лесов), использование которого едва ли можно считать рациональным и эффективным.
Мы все знаем, что и сама система платежей требует пересмотра, и их администрирование оставляет желать лучшего (в лесном хозяйстве одна из самых крупных накопленных недоимок платежей в бюджет — около 10 млрд рублей). Совершенно очевидно, что назрела необходимость изменения экономической модели в лесном секторе и перехода от административного установления ставок платы на основе устаревших нормативов к современной комплексной экономической оценке лесных ресурсов на основе анализа рыночного спроса и предложения не только на древесину, а также и на иные лесные ресурсы. Ведь ни для кого не секрет, что наш лесной комплекс неоправданно узко ориентирован на развитие лесозаготовительной и лесоперерабатывающей промышленности, рассматривая лесные насаждения исключительно как источник древесины.
Мы не устаём повторять, что в целях рационального и эффективного использования уникального потенциала лесов на благо нашей экономики и социальной сферы нужны первоочередные системные меры. Какие «точки роста» мы сегодня имеем в рассматриваемом аспекте? Приоритетом должен стать переход к «зелёной» экономике путём внедрения ресурсосберегающих технологий, повышения производительности труда, развития альтернативной энергетики. Лесной комплекс в силу своей специализации не только может, но и должен стать локомотивом «зелёной экономики». Для этого нам пора уходить от существующей одновекторности развития лесной отрасли.
Неоценим потенциал лесных ресурсов в развитии биоэнергетики. Кроме того, требуется обратить пристальное внимание на виды использования лесов, не связанные с заготовкой древесины. Это и заготовка и сбор пищевых и недревесных ресурсов леса, и северное оленеводство, и пчеловодство, и охотничье хозяйство, и использование рекреационного потенциала лесов. Если повысить долю использования недревесных и пищевых ресурсов с ничтожных 1,5% (в общей сложности) хотя бы до 10—15%, это будет и существенный вклад в экономику, и прорывной инструмент обеспечения продовольственной безопасности.
Достижение цели интенсификации использования и воспроизводства лесных ресурсов требует совершенствования структуры размещения лесопромышленного производства на территории регионов и на всей территории РФ. Для этого необходимо осуществить: зонирование лесных участков по экономической доступности; создание условий формирования лесных насаждений с целевой породной и сортиментной структурой; стимулировать создание лесоперерабатывающих предприятий по комплексной переработке лесных ресурсов и вовлечение в хозяйственный оборот пищевых и недревесных лесных ресурсов, импортозамещение в целях обеспечения продовольственной безопасности; наконец, вылечить «хронические болезни» лесного хозяйства и обеспечить сохранение и опережающее воспроизводство лесных ресурсов.
В этом плане, во-первых, следует рассмотреть вопрос об институциональной организации системы борьбы с лесными пожарами. По мнению многих специалистов, коренному изменению ситуации могло бы способствовать создание единого органа, отвечающего за борьбу не только с лесными пожарами, а с природными пожарами в целом.
Во-вторых, одной из самых актуальных для многих регионов страны остаётся проблема восстановления лесов. Возросли темпы уменьшения площади лесов и в связи с переводом земель и созданием нелесной инфраструктуры, реализацией крупных инфраструктурных проектов. Общее сокращение площади лесов за период с 2005 года составило около 1,3 млн га. И это ещё «цветочки» по сравнению с тем, что готовит нам «лесная амнистия». Только по официальным оценкам, под угрозой вывода из лесного фонда находится 1,7 млн га. Эксперты-экологи называют другие цифры — до нескольких миллионов гектаров. И «зелёный свет» этому экологическому произволу даётся в Год экологии, что просто возмутительно.
При этом темпы лесовосстановления нельзя назвать удовлетворительными. Его площадь последние несколько лет неуклонно снижается, при этом искусственное лесовосстановление производится лишь на пятой части. По оценкам специалистов лесного хозяйства, сегодня в лесовосстановлении нуждается более 1 млн га лесов, пройденных лесными пожарами в последние пять лет. На первый план выходит проблема дефицита посадочного и посевного материала. Необходимо продолжить начатые в 2010 году работы по созданию сети инновационных лесных селекционно-семеноводческих центров.
В-третьих, говоря о развитии производительных сил в лесном комплексе, государство должно обратить самое пристальное внимание на стимулирование применения наилучших доступных технологий в производстве, тем более в скором времени это будет обязанностью хозяйствующих субъектов. Такое стимулирование может, в частности, предусматривать отсрочку лесных платежей на период модернизации производства. Повышение квалификации персонала, социальные гарантии и льготы, поддержка отраслевых научных исследований и стимулирование внедрения результатов НИР также являются важными инструментами создания современной лесной промышленности.
Далее, отдельного внимания заслуживает вопрос рационального использования заброшенных земель сельскохозяйственного назначения, заросших лесом. Это огромная площадь (примерно 55 млн га), около 14% земель сельскохозяйственного назначения. Часть из них используется для сельскохозяйственного производства, в частности, для северного оленеводства. Однако остальные земли требуют либо коренного улучшения для ведения сельского хозяйства, либо организации интенсивного лесного хозяйства на этих территориях.
В каждом случае это требует тщательной оценки и анализа. Расчёты показывают, что затраты на расчистку 1 га заросших лесами земель для возвращения в сельскохозяйственный оборот составляют от 40 до 100 тыс. рублей. Однако не всегда это экономически целесообразно с учётом других факторов: инфраструктурной обеспеченности, удалённости от центров производства, переработки и сбыта продукции и т.д.
В таком случае выходом могла бы стать организация полноценного лесного хозяйства. Нужно иметь в виду, что рыночная стоимость древесины с 1 га спелых лесов составляет от 200 до 300 тыс. рублей. При этом существуют два варианта: осуществлять перевод таких земель в земли лесного фонда и соблюдать все лесохозяйственные нормативы (возрасты рубок, расчётная лесосека) либо сохранить их в структуре земель сельхозназначения и использовать для внедрения прогрессивных форм лесовыращивания — создания лесных плантаций, организации целевых хозяйств для обеспечения сырьём целлюлозно-бумажной промышленности и т.п. Мировая практика показывает, что лесные плантации создаются преимущественно на неиспользуемых землях сельскохозяйственного назначения. При этом дополнительным бонусом является увеличение площади подлежащих учёту углерод-депонирующих насаждений.
Таким образом, при соблюдении вышеназванных подходов и реализации указанного комплекса мер мы имеем вполне реальные, а не призрачные перспективы увеличения вклада лесного комплекса в экономику с позорных для самой лесной державы мира 1—1,5% до 5 % и более. При этом будет обеспечен мультипликативный эффект в социальной и экологической сферах.
Водному хозяйству — интенсивное развитие
Россия занимает второе место по объёму водных ресурсов, располагая пятой частью мировых запасов пресных вод и десятой частью возобновляемых ресурсов вод. Помимо природных водных объектов, в число которых входят более 2,5 млн рек и почти 3 млн озёр, в нашей стране создана мощная водохозяйственная инфраструктура.
Наш водохозяйственный комплекс является одним из крупнейших в мире и включает более 30 тыс. водохранилищ и прудов общим объёмом свыше 800 куб. км и полезным объёмом 342 куб. км. Сеть каналов межбассейнового и внутрибассейнового перераспределения стока, водохозяйственных систем воднотранспортного назначения общей протяжённостью более 3 тыс. км позволяет осуществлять переброску стока в объёме до 17 куб. км в год.
Для обеспечения безопасности поселений, объектов экономики и сельскохозяйственных угодий от негативного воздействия вод в России возведено свыше 10 тыс. км дамб и других объектов инженерной защиты. Общий объём забора (изъятия) водных ресурсов из природных водных объектов в Российской Федерации составляет 80 куб. км в год. При этом объём ежегодно используемой в экономике воды достигает 62,5 куб. км.
Обеспечение эффективного функционирования водохозяйственного комплекса сопряжено с необходимостью решения ряда системных проблем. В первую очередь следует обратить внимание на то, что водное хозяйство России преимущественно экстенсивно, то есть характеризуется постоянным ростом потребности в воде; большими водопотерями из-за неисправности различных сооружений; отсутствием качественного уровня очистки сточных вод; неудовлетворительным состоянием большого числа гидротехнических сооружений; отсутствием полноценного мониторинга водных объектов.
Для изменения сложившейся ситуации требуется переход на интенсивный путь развития водного хозяйства, характеризующийся применением безотходных или малоотходных технологий. При этом одним из перспективных решений видится создание законодательных и социально-экономических условий, при которых экологически ориентированные технологии окажутся выгодными для водопользователей и хозяйствующих субъектов.
Одновременно всё большую актуальность приобретают вопросы экологической оптимизации стратегии хозяйственного освоения берегов водных объектов, сохранения их природных комплексов, что связано с расширяющимся проникновением в береговую зону, сопряжённым с избыточной антропогенной нагрузкой. Требует оптимизации режим использования водных ресурсов водохранилищ как один из важнейших элементов решения задачи гарантированного обеспечения потребностей в водных ресурсах различных секторов экономики и срезки пиков половодья и паводков.
Защитить хранителей природы
Мы всегда выступали за установление дополнительных социальных гарантий для природоохранных инспекторов. Уровень их материального и социального обеспечения должен быть приближен к соответствующему уровню для сотрудников силовых ведомств и правоохранительных органов. Сегодня существует всего 15 видов экологического надзора. Это очень разные сферы: и земельный, и лесной, и водный, и охотничий надзор, и многие-многие другие. Но, пожалуй, работу всех природоохранных инспекторов объединяет один печальный признак: они имеют «генеральский» мундир, но нищенскую зарплату. Если средняя заработная плата по экономике в 2016 году составляла 36,7 тыс. рублей, то у природоохранного инспектора — в среднем — 20—22 тыс. рублей, а в некоторых случаях — 12—15 тысяч. Уровень материального и социального обеспечения инспекторов должен быть приближен к соответствующему уровню сотрудников силовых ведомств и правоохранительных органов. Просим министерство приложить для этого максимальные усилия.
В интересах будущих поколений
Решать задачу обеспечения неистощительного природопользования и охраны природы надо с учётом необходимости изменения сложившегося в обществе отношения к дарам природы, как к «дармовым благам». Без упора на подготовку квалифицированных кадров, без выстраивания системы всеобщего экологического образования, экологической культуры общества положительного результата мы не получим.
Фракция КПРФ неоднократно отмечала, что матушка-Земля, Водица-царица являются именно теми, в первую очередь духовными ценностями, за которые наши предки проливали пот и кровь, шли на смерть, чтобы сохранить их для своих детей и внуков — для нас с вами. Именно поэтому парламент совместно с министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, наукой, экологическим сообществом должен противостоять варварству и хищничеству в природопользовании также на благо будущих поколений. В этом мы видим нашу цель.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.