Татьяна Офицерова. По наезженной монетаристской колее

Татьяна Офицерова. По наезженной монетаристской колее

Публикуем материал, размещённый на сайте газеты «Правда».

Обозревая финансовые возможности нашей страны и подсчитывая в перспективе доходы и расходы государственной казны, правительство вознамерилось перетряхнуть Бюджетный и Налоговый кодексы, дабы выбить из них труху истлевших норм. С этой целью, надо полагать, и были внесены в Госдуму два законопроекта. К сожалению, обновление кодексов не сделает их надёжной финансовой основой для экономического развития.

ОДИН ИЗ ЗАКОНОПРОЕКТОВ устанавливает новые так называемые бюджетные правила, касающиеся Фонда национального благосостояния и Резервного фонда. Введённые впервые в 2004 году, эти правила модифицировались дважды. Теперь предлагается очередная «фигура». Согласно законопроекту, предельный объём расходов федерального бюджета не может превышать суммы нефтегазовых доходов, рассчитанных исходя из базовой цены на нефть, которая устанавливается на уровне 40 долларов за баррель. Если нефть будет стоить дороже, то дополнительные доходы потекут в Резервный фонд.

Предполагается установить возможность использования средств Фонда национального благосостояния, основная функция которого, напомним, — страхование пенсионной системы, пополнение Резервного фонда. По сути, речь идёт о слиянии ФНБ и Резервного фонда. В случае снижения объёма средств суверенных фондов ниже уровня пяти процентов ВВП, что возможно при длительной задержке цены на нефть ниже отметки 40 долларов за баррель, устанавливается объём использования средств этих фондов на финансирование дефицита бюджета.

Второе вводимое ключевое правило: при данном уровне базовой цены на нефть бюджет должен быть сбалансирован на первичном уровне, то есть до уплаты процентов на обслуживание госдолга. Величина предельного объёма расходов с учётом размера первичного дефицита не должна превышать одного процента ВВП. Введение в действие новой редакции бюджетных правил предполагается с 1 января 2018 года, то есть при формировании основных параметров федерального бюджета на 2019 год и последующие периоды.

По мнению правительства, всё это позволит уйти от нефтяной зависимости. У замминистра финансов Владимира Колычева, представлявшего законопроект на пленарном заседании Госдумы 5 июля, нашлось немало высокопарных слов, восхваляющих путеводную звезду бюджетных правил. Здесь нашлось место и восхищению опытом крупнейших мировых экспортёров сырья, и уникальному шансу, который сейчас выпал России. Однако вся эта выспренность приземляется реалиями жизни.

По словам первого заместителя руководителя фракции КПРФ Николая Коломейцева, минфин продолжает старую заезженную монетаристскую политику стерилизации дополнительных нефтегазовых доходов, что иначе, как вредительством, и не назовёшь. «Откуда же возьмётся импортозамещение, если вы промышленности не даёте ни доступных кредитов, ни бюджетной поддержки, ни снижения налогов? — с возмущением обращался к чиновникам в правительственной ложе депутат. — Тарифы на энергоносители у нас самые высокие, даже при снижении цены на нефть цены на бензозаправках никогда не падают. Налоги для обрабатывающих отраслей у нас тоже самые высокие — почти на 20 процентов выше, чем в ЕС и США». За прошлый год доходы граждан упали на 7,9 процента, продолжал парламентарий перечислять «достижения» правительства, заметив, что доходы министров и их семей, а также губернаторов с их семействами выросли при этом на 30 процентов. «Может, вам надо доходы ваших домохозяйств привязать к доходам среднего россиянина, тогда и бюджетное правило будет по-другому выглядеть?» — предложил правительственным чиновникам Н. Коломейцев.

Николай Арефьев напомнил, что фракция КПРФ ещё три года назад советовала правительству вложить 7 триллионов рублей в реальный сектор экономики: построить заводы, фабрики, чтобы страна жила за счёт прибыли этих предприятий. Кабинет министров не согласился, полагая, что так мы лишь проедим деньги. А в итоге, подчеркнул депутат, проели Резервный фонд, не построив ничего. Теперь же будем проедать Фонд национального благосостояния.

Изменения Налогового кодекса, предложенные правительством, касаются индексации акцизов. Так, предлагается установить ставки акцизов на 2020 год, проиндексировав ставки 2019 года на прогнозируемый уровень инфляции, то есть на 4 процента. Кроме того, на первое полугодие 2018 года предлагается снизить на 10 процентов ранее утверждённые специфическую и минимальную ставки акцизов на сигареты и папиросы, установив их на уровне 2017 года.

Второе нововведение касается налога на добычу полезных ископаемых: на период с 1 октября по 31 декабря 2017 года будет увеличен с 1,7969 до 2,2738 коэффициент, используемый для расчёта НДПИ при добыче газа; действие значения коэффициента, установленного на 2019 год в размере 1,4441, продлевается на 2020 год; продлевается на 2020 год и действие увеличенной ставки НДПИ при добыче нефти. Таким образом, на тонну нефти налог увеличивается на 428 рублей, а на 1000 кубов газа — на 280 рублей.

Правительство посчитало, что эти манипуляции принесут в федеральный бюджет дополнительно порядка 400 миллиардов рублей. А вот на вопрос члена фракции КПРФ Михаила Щапова: «Сколько денег из этой суммы будет перечислено регионам?» — представитель правительства, заместитель министра финансов Илья Трунин ответить не смог. Между тем предлагаемое сохранение повышенной ставки НДПИ ведёт к выпадающим доходам региональных бюджетов, утверждает депутат. Рост НДПИ, увеличивая расходы нефтедобывающих предприятий, сокращает их прибыль и, как следствие, снижает отчисления по налогу на неё, а это один из основных источников пополнения региональных бюджетов. В Иркутской области, например, на налог на прибыль приходится приблизительно треть доходов консолидированного бюджета, отметил М. Щапов. В результате применения повышенной ставки НДПИ Иркутская область по итогам 2015—2016 годов недополучила около двух миллиардов рублей, что составляет почти один процент регионального бюджета. Аналогичные потери понесли и все нефтедобывающие регионы. В связи с изменениями Налогового кодекса, предложенными правительством, сумма выпадающих доходов по 15 основным нефтедобывающим регионам может составить порядка 70 миллиардов рублей, отметил депутат. Однако в пояснительной записке к законопроекту нет ни оценки выпадающих доходов регионов, ни того, куда пойдут полученные средства. Такой подход правительства к довольно чувствительному вопросу удивляет, подчеркнул он.

Разрешение проблемы дефицита бюджета за счёт субъектов Федерации недопустимо, считают депутаты-коммунисты. Заместитель руководителя фракции КПРФ Валентин Шурчанов обрисовал штрихами положение в другом регионе — в Чувашской Республике. Здесь практически распалось предприятие «Чувашавтотранс», потому что из-за высоких цен на билеты люди сводят свои поездки до минимума, а у предприятия нет денег ни на топливо, ни на зарплату работникам. Во многих субъектах Федерации автотранспортные предприятия находятся в состоянии банкротства. Опережающими темпами растут коммунальные тарифы. В Москве, например, вместо намеченных 4 процентов они выросли на 6,7 процента. Валентин Шурчанов в очередной раз напомнил о программе КПРФ «10 шагов к достойной жизни», которая предлагает иные способы наполнения казны, нежели выворачивание карманов у населения и выгребание бюджетов регионов. «Нам нужно искать пути для смены экономической и социальной политики!» — призывно подытожил депутат.

Не поддержала фракция КПРФ и законопроект об инновационных и научно-технологических центрах, которыми правительство пытается решить задачу привлечения частных инвестиций в развитие и коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности. Опробованная на базе «Сколкова» конструкция инновационного центра, где есть научная и коммерческая части со специальными видами регулирования их деятельности, по замыслу правительства, должна распространиться и на другие научные центры, которые могут создавать на своих землях действующие научные и образовательные учреждения.

Член фракции КПРФ, известный учёный-физик, лауреат Нобелевской премии Жорес Алфёров подчеркнул: «Нет более важной задачи для нашей страны, чем научно-технологическое и инновационное развитие. Только это — развитие науки и новых технологий, создаваемых у нас, — выведет нашу страну из того состояния, в котором она находится сегодня». Однако предложенный правительством 73-страничный законопроект, по его словам, больше напоминает инструкцию о том, как получить земельные участки и как их сохранять. Правительство не проконсультировалось ни с Академией наук, ни с Академическим университетом, созданным в 2001 году Ж. Алфёровым, черты которого были скопированы при создании «Сколково», ни с научно-консультативным советом фонда «Сколково», который определяет научную и инновационную политику центра. «Вообще этот законопроект надо было бы вернуть в правительство, чтобы там над ним поработали», — заметил депутат. К сожалению, парламентское большинство своим голосованием заключило: «Сойдёт и так».

Объёмная повестка дня пленарного заседания Госдумы включала в себя и «правительственный час», где рассматривались вопросы молодёжной политики, туризма и спорта. Перед депутатами выступили глава профильного министерства Виталий Мутко и аудитор Счётной палаты РФ Владимир Катренко, между которыми произошла небольшая перепалка. Министр усомнился в достоверности данных Счётной палаты, что только 15 процентов из всего объёма отраслевого финансирования идёт на массовый спорт. В. Катренко с достоинством ответил, что Счётная палата всегда отвечает за свои слова и цифры.

Представители разных фракций задали министру вопросы. Член фракции КПРФ Юрий Афонин поинтересовался, как идёт подготовка к XIX Всемирному фестивалю молодёжи и студентов, который будет проходить в октябре этого года в Сочи и какая логистическая поддержка будет оказана его гостям? Депутат отметил, что Компартия и её лидер Геннадий Зюганов, имея большое влияние в международном социалистическом и рабочем движении, прилагают со своей стороны серьёзные усилия, чтобы форум, который соберёт 8 тысяч гостей, в том числе активистов левых молодёжных организаций со всего мира, прошёл на достойном уровне.

Дмитрий Новиков, подчеркнув, что год 100-летия Великой Октябрьской социалистической революции — хороший повод, чтобы вспомнить о достижениях Советской власти, в том числе об эффективности молодёжной политики, которая реализовалась главным образом через ВЛКСМ, заявил: «В настоящее время говорить о стройной молодёжной политике преждевременно. Это связано, в частности, с тем, что в стране нет чёткой системы органов по делам молодёжи. В регионах такие органы в одних случаях находятся в аппаратах правительств, в других — в органах образования, в третьих — в органах по делам спорта». Есть ли возможность упорядочить эту систему? — вопрос депутата, оставшись без внятного ответа, прозвучал как пожелание. Поднял Д. Новиков и ещё одну проблему. Госкорпорации тратят огромные средства на содержание профессиональных команд в различных видах спорта. Порой в них выступает большое число иностранных спортсменов, приобретённых за баснословные деньги и получающих исключительно высокую зарплату. К сожалению, это далеко не гарантирует тех выдающихся спортивных результатов, которые хотела бы видеть и которыми могла бы гордиться наша страна. А ведь эти немалые средства могли бы помочь восстановить систему детско-юношеских спортивных школ и в перспективе вернуть стране лидирующие позиции в мире спорта.

Александр Ющенко затронул проблему дальнейшего эффективного использования спортивных объектов в тех городах, где будет проходить чемпионат мира по футболу. Не станут ли эти объекты «памятниками архитектуры» и не лягут ли они непосильным бременем на местные бюджеты? — выразил обеспокоенность депутат.

В своём выступлении от фракции КПРФ Юрий Афонин особое внимание уделил вопросу поддержки массового спорта.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *