«Знание разорвет цепи рабства» — гласил советский плакат. Изображенная на плакате стопка книг действительно разрывала цепь, а на далеком фоне дымились трубы заводов – как символ нового мира. В этом мире не было места угнетению и прежним порядкам, а значит, и безграмотности. Большевики сделали практически невозможное – из практически безграмотной страны советская Россия превратилась в космическую державу.
Самая читающая страна нуждалась в огромном количестве литературы по доступной цене. Еще в 1921 году в статье «О работе Наркомпроса» В.И. Ленин писал, что «…неплохо бы издавать романы для народа в виде пролетарской газеты». Однако до воплощения его идеи в жизнь было еще шесть лет. «Роман-газета» — именно так стал называться журнал, знакомящий читателей с лучшими произведениями отечественной и зарубежной литературы – впервые вышел в 1927 году при поддержке Максима Горького. Именно он настоял на том, чтобы журнал стал государственным проектом.
В первом номере «Роман-газеты» было опубликовано произведение прогрессивного немецкого писателя Иоганнеса Бехера «Грядущая война» — как отклик на царившее тогда ожидание мировой революции.
«Роман-газета» сразу же становится поистине народным изданием. Несмотря на тяжелые для страны годы, тираж ее растет, увеличиваясь к 1930 году в три раза – с 50 тыс. до 150 тыс. экз. Оказывается недостаточным и формат ежемесячного издания – «Роман-газета» начинает выходить дважды в месяц.
Многие произведения молодой советской литературы публикуются на страницах этого журнала – это «Дело Артамоновых», «Детство», «Мои университеты», «В людях» Горького, «Донские рассказы» и первые книги «Тихого Дона»; Шолохова, «Чапаев» и «Мятеж» Фурманова и многие другие. В рамках журнала выходит сборник «Поэзия революции», где помещены стихи Владимира Маяковского, Сергея Есенина, Валерия Брюсова, Бориса Пастернака, Веры Инбер, Михаила Светлова, Демьяна Бедного, Алексея Суркова, Михаила Исаковского… Не обошли вниманием и произведения прошлых лет – как отечественные («Роман-газета» выпускает сборник рассказов Чехова, повесть Льва Толстого «Казаки»), так и зарубежные (Этель Лилиан Войнич «Овод», Эрих Мария Ремарк «На Западном фронте без перемен» и др.).
В 30-е годы авангардное искусство постепенно уступает соцреализму. На страницах «Роман-газеты» публикуются произведения о труде и новом человеке – таком, которому по плечу любые трудности, который строит заводы, возделывает поля и конструирует самолеты, верит в будущее и создает его своими руками, борется и побеждает.
В то время, как США переживают Великую депрессию – невиданный экономический кризис, СССР развивается небывалыми темпами, доказывая всему миру прогрессивность социализма. Старый мир вот-вот будет повержен – уверены люди, и литература отражает эту мысль.
«Роман-газета» публикует такие произведения, как «Новая земля» Фёдора Гладкова, «Белеет парус одинокий» Валентина Катаева, «Как закалялась сталь» и «Рождённые бурей» Николая Островского, «Танкер Дербент» Юрия Крымова, продолжается публикация «Тихого Дона» Михаила Шолохова, рассказов и пьес Максима Горького; на страницах «Роман-газеты» выходят в свет «Пётр Первый» Алексея Толстого и «Цусима» Алексея Новикова-Прибоя.
Начавшаяся Великая Отечественная война помешала многим смелым мечтаниям и планам. Но даже в годы войны интерес к книге оставался прежним, и «Роман-газета» продолжает выходить, несмотря на все тяготы военного времени. В 1941 году выходит шесть номеров, в которых публикуется роман американского писателя Джона Стейнбека «Гроздья гнева», романы Василия Гроссмана «Солдаты революции» и Николая Боброва «Чкалов». В 1942 году также выходят шесть номеров «Роман-газеты»: это исторические произведения Михаила Брагина «Полководец Кутузов», Сергея Бородина «Дмитрий Донской», роман Ильи Эренбурга «Падение Парижа». И все же, когда говорят пушки, музы молчат – многие из авторов журнала уходят на фронт, выпуск «Роман-газеты» прекращается до 1946 года.
Возвращением журнала к читателю стала публикация романа Александра Фадеева «Молодая гвардия». Три первых выпуска возрожденного журнала были посвящены этому произведению, в том же году «Роман-газета» опубликовал и поэму Александра Твардовского «Василий Тёркин. Книга про бойца». Оба произведения обрели всенародную любовь, а их герои стали знакомы каждому советскому человеку.
После войны «Роман-газета» печатает немало произведений, посвященных военной теме. Среди них такие, как повесть Валентина Катаева «Сын полка», «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого, «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова и другие, публикуются и зарубежные произведения антифашистской тематики.
Возродившаяся из послевоенной разрухи страна снова выходит на лидирующие позиции в мире – первой отменяет карточную систему, развивает космическую отрасль, проводит Фестиваль молодежи и студентов. И снова успехи социализма вызывают восхищение у зарубежных стран. «Роман-газета» активно публикует переводные произведения (Джеймс Олдридж «Охотник», Добрица Чосич «Солнце далеко», Лион Фейхтвангер «Братья Лаутензак», Арман Лану «Майор Ватрен» и др.), не остаются без внимания и значимые отечественные произведения – в 1959 году «Роман-газета» публикуют главы из романа Михаила Шолохова «Они сражались за Родину», а в следующем году – вторую книгу «Поднятой целины», вскоре на страницах романа появляется фантастический роман Ивана Ефремова «Туманность Андромеды», поэма Александра Твардовского «За далью даль» и многое другое. Публикуются в «Роман-газете» и выдающиеся произведения писателей из национальных республик: повести грузина Нодара Думбадзе и киргиза Ченгиза Айтматова, роман «Мой Дагестан» Расула Гамзатова и т.д.
В 70-е годы «Роман-газета» дважды выпускает сборники рассказов молодых писателей – такие «молодежные» номера давали возможность попробовать себя в литературе начинающим авторам. В основных же выпусках публикуются практически все произведения, удостоенные высших литературных наград – Ленинской и Государственной премий.
К 80-м годам тираж «Роман-газеты» переваливает за три миллиона экземпляров. Этот поистине народный литературный журнал охотно берут в библиотеках, скупают в киосках, выписывают по почте; у многих собираются целые подшивки по годам.
Произведения, опубликованные на страницах «Роман-газеты», приобретают огромную всесоюзную популярность, многие из них – такие, например, как «Тени исчезают в полдень» Анатолия Иванова, «ТАСС уполномочен заявить…» Юлиана Семёнова, «Щит и меч» Вадима Кожевникова – станут основой для прекрасных советских фильмов.
Начавшаяся в конце 80-х годов перестройка ударила по всем областям общественной жизни, не прошла она бесследно и для литературных журналов. Вся литература разделилась на дорогостоящие и зачастую пустые «бестселлеры» и на народные, патриотические произведения. «Роман-газета», будучи патриотическим изданием, пережила не самые лучшие времена. И все же, несмотря на заметно сократившиеся тиражи и практически полное отсутствие поддержки от государства, журнал продолжает свое дело и следует своему призванию – писать для народа и о народе.
Анастасия Лешкина
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.