«Все лучшее – детям!» — гласил советский лозунг. Но времена поменялись, и теперь, в капиталистической России, все лучшее достается отнюдь не подрастающему поколению. Даже то, что направляется на развитие детского образования, оседает где-то по пути и до детей не доходит.
Так, в московском районе Лефортово была попытка сделать платным «Центр развития детского творчества Лефортово» – Дом пионеров, как его по старой памяти называли жители. Многие из них, посещавшие кружки и секции в школьные годы, верили – двери Дома пионеров будут распахнуты и для их детей. Однако реальность оказалась далека от радужных надежд – «Центр развития детского творчества Лефортово» стал частью безликого ГБОУ «Школа № 417» в рамках программы укрупнения учебных заведений.
За простой, казалось бы, формальностью – сменой названия и объединением, стояло самое настоящее уничтожение целой отрасли внешкольного детского образования. Кружки и секции, всегда бывшие бесплатными, переводятся на платную основу, уникальный педагогический состав безжалостно сокращается. Разумеется, это вызвало бурю возмущения среди родителей.
Неравнодушные родители Лефортово, начавшие бороться с данной проблемой, вскоре поняли, что их случай не уникален. Уже уничтожен дом пионеров в Тропарево, ныне «Центр развития детского творчества Созвездие». «У нас под видом капитального ремонта центр закрывают, преподавателей распихивают по другим учреждениям с явно худшими условиями работы, с понижением должности и заработной платы, понуждая их к увольнению», — поясняет Елена, активист района Тропарево. Не все благополучно даже в центральном Доме пионеров на Воробьевых горах.
Оказалось, что проблема эта – общемосковская, а история ее начинается в 2014 году, когда власти начали целенаправленно объединять учебные заведения, сливая воедино школы, детские сады и Дома пионеров. Так всего за три года количество центров детского творчества в Москве уменьшилось более чем в пять раз – 26 на сегодняшний день против 150 в 2014 году.
«Когда мы только вступили в эту борьбу, у нас была конкретная цель – отстоять центр, сохранить бесплатные кружки, сберечь уникальный педагогический состав, хранящий традиции воспитания еще с тех времен, когда мы сами ходили в этот Дом пионеров, открытый в самый трудный для страны 1944 год. Однако на сегодняшний день мы пришли к пониманию, что невольно вступили на путь борьбы с системой, — рассказывает Сергей, активист района Лефортово. – Мы свою проблему, казалось бы, решили. Был уволен директор объединения, замахнувшийся на святое для нас. Пришел новый. Толковый менеджер, хозяйственник. На встрече с нами звучали слова, внушающие доверие. Но он тоже человек системы. А суть то системы, на мой взгляд – навешать себе медальки на грудь и обогатиться».
Идея объединения поначалу казалась довольно логичной – централизованная бухгалтерия должна была привести к сокращению непрофильных расходов, не влияющих на обучение напрямую. Однако на деле вместе с бухгалтерами сократили и преподавателей, а также количество бесплатных детских кружков. Экономия налицо, вот только польза от таких образовательных холдингов, основной задачей которых стало не обучение детей, а освоение средств, сомнительна. Родители уверены – не обходится в этой истории и без коррупции. Тем более, что властью неоднократно озвучивались огромные цифры, выделяемые на дополнительное образование. Вот только почему они не доходят до детей? Родители-активисты уверены – деньги оседают в департаменте образования, а также в руках предприимчивых управленцев в лице послушных директоров объединений.
«Бывшие дома пионеров для них – как пятое колесо в телеге. Им нужно в цифрах показать рост количества детей и увеличить финансирование за счет подушного начисления финансов. При этом самая чувствительная часть в финансировании – заработная плата – решается за счет сокращения «чужого» преподавательского состава и увеличение за их счет зарплат лояльных учителей и преподавателей, так как зарплата директора напрямую зависит от средней зарплаты учителей.
Таким образом, получается выгодно не увеличивать бюджет на фонд оплаты труда, а сокращать работников. Основную свою задачу – учить, они, естественно, ущемлять не смогут. А вот непрофильное, дополнительное образование – пожалуйста. Ведь оно не трактуется как обязательное», — поясняют активисты.
Подтверждает эти слова и то, что на сайтах школ не размещаются финансовые отчеты, как того требует законодательство. В лучшем случае, вывешивается финансовый план, в котором сказано, сколько получено денег в прошлом году и как планируется тратить их в три следующие. Но даже к этим планам у родителей немало вопросов. Многие статьи расходов явно завышены, а некоторые и вовсе не соответствуют реальности.
Например, на транспортные расходы некоторые школы выделяют 600 тысяч рублей – и это при отсутствии собственного парка и каких-либо экскурсий, от 350 тысяч до 650 тысяч в планах школ отведено на телекоммуникационные расходы. «Я, будучи связистом и обслуживая АТС на заводах, могу ответственно заявить, что на работающих предприятиях на связь тратят от 20 до 60 тысяч рублей на связь, а интернет школам предоставляет МГТС, который напрямую финансируется городом», — говорит Сергей.
Немало было обнаружено и прочих нарушений, среди которых и бесконечные денежные «поборы», и отсутствие возможности повлиять на госзадания и пр. Активисты-родители продолжают свою борьбу, собирают подписи под петициями, обращаются к депутатам, но, как гласит пословица, «плохих людей меньше, но они лучше объединяются». «Нам не хватает какого-то координирующего центра. Очаги недовольства возникают спонтанно. В отличие от нас, у чиновников вполне себе работающая централизация власти», — с горечью заключают родители.
Анастасия Лешкина
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.