Мария Панова. Эксперимент на выживание

Мария Панова. Эксперимент на выживание

Публикуем материал, размещённый на сайте газеты «Правда».

Итак, настал момент, о котором давно уже было известно, но мало кто обратил на это внимание. По-видимому, как и с оптимизацией здравоохранения, для понимания наступившей катастрофы нужно потерять жизни и здоровье многих и многих людей…

ДЛЯ БОЛЬШИНСТВА ГРАЖДАН, наверное, отмена интернатуры и выдача сертификатов специалиста студентам-медикам сразу после окончания шестого курса ничего не говорят. Однако уже осенью, когда мы и наши дети попадём в руки юных, совершенно неопытных врачей, настанет момент истины. Но не будет ли поздно?

Напомню, что до этого года медицинское высшее образование предполагало шесть лет обучения в медвузе, а затем интернатуру или ординатуру — работу под присмотром опытных врачей, и только после этого выпускник мог считаться собственно врачом. Именно эти год-два, а для врача-специалиста — от трёх до пяти (в случае, например, специализации по нейрохирургии) во многом и служили решающими, так как именно в интернатуре-ординатуре молодой доктор начинал свой практический опыт. Ещё раз повторю: под присмотром опытных коллег!

Что же предполагается сегодня? Студент сразу после шестого курса, абсолютно без какого-то опыта практической работы будет признан врачом общей практики, педиатром или стоматологом и примется совершенно самостоятельно лечить нас и наших детей. Так, может быть, медобразование за последние годы поднялось в России на столь высокий уровень, что вчерашнему студенту можно спокойно доверить жизни граждан? Позволю себе в этом усомниться.

Начнём с поступления в вуз. Достаточно большая часть будущих докторов получила возможность учиться за плату. Многие в этом видят проблему, так как предполагают, что «платники» учатся абы как, проплачивая экзамены и зачёты. По моим наблюдениям, проблема существует, но чаще всего совсем в другом. Если посмотреть на списки поступивших, невооружённым взглядом можно увидеть, что обладателями очень высоких баллов ЕГЭ удивительным образом оказываются представители определённых республик. Именно они и становятся не самой маленькой частью «бюджетников». И именно многие из этих «отличников» и «стобалльников» затем пытаются, часто небезуспешно, сдавать экзамены и зачёты «договорным способом». Ребята же, с детства мечтавшие стать врачами, нередко оказываются за бортом, недобрав один-два балла, берут кредиты и начинают упорно учиться, надеясь за счёт отличной учёбы получить возможность перейти на «бюджет». В любом случае изначально отбор происходит не самым правильным образом.

ДАВАЙТЕ внимательнее присмотримся к профилю молодого врача, с которым вы уже через несколько месяцев можете встретиться в кабинете своей поликлиники. Обучать его сегодня должны в соответствии с Болонской конвенцией, которая предполагает, что студент может не посещать лекции, имеет право полностью пропустить цикл и семестр и его всё равно обязаны будут допустить до зачёта и экзамена, при этом его переведут на следующий курс без сдачи экзаменов, при условии сдачи их позже. То есть не сдав, например, анатомию, студент спокойно начинает изучать клинические дисциплины…

Другое дело, что наши преподаватели большинства медвузов пока что держатся и не допускают прогульщиков к экзаменам, тем более не переводят на следующий курс (за исключением «коррупционных вариантов»). Мало того, к пятому курсу отчисляется от 20 до 50 процентов студентов, в том числе и подавляющее число взяточников (по негласному договору преподаватели-коррупционеры «доят» их до 4—5-го курса, но предпочитают не брать грех на душу и не выпускают совсем уж никудышних специалистов).

Однако и оставшиеся «лучшие», даже круглые отличники после получения диплома совершенно ещё не готовы закатав рукава приняться за лечение людей. По причине полного отсутствия практических навыков. Ваш будущий врач шесть лет учился главным образом лишь по учебникам, большинство из которых давно устарели. А так как сегодня проверка знаний сосредоточена в основном на тестах, то учение заключается главным образом в зубрёжке цифр правильных ответов. Но и вдумчивый студент не способен глубоко вникнуть даже теоретически в основы врачебных специальностей, которых на сегодня больше пяти десятков, потому что на каждую из них даётся лишь несколько десятков учебных часов.

Кроме того, новая программа, по которой нынче учатся студенты-медики, сокращена до минимума. Например, такой важный предмет, как анатомия, раньше изучался три семестра (полтора года), а сейчас—два (один учебный год). При этом почти половину объёма обучения сегодня составляет «самоподготовка»! Если учесть, что в ходе оптимизации образовательного процесса часть преподавателей была сокращена, как результат — учебные группы увеличены почти вдвое. Улучшилось ли при этом качество образования — вопрос риторический.

Таким образом, после шести лет упорной учёбы из вуза выходит человек, в самых общих чертах имеющий представление о медицинской науке и специальностях. О практической врачебной деятельности он осведомлён ещё меньше, так как в часы, посвящённые практике, он занимался в основном переноской мебели, мытьём полов, накручиванием ваток на палочки и прочими столь же полезными для его медицинского образованиями делами.

ПО УТВЕРЖДЕНИЮ главы Фонда профилактики рака Ильи Фоминцева, согласно данным вступительных экзаменов в проект «Высшая школа онкологии», 90% выпускников медвузов убили бы своих пациентов. По его словам, только 8,5% соискателей смогли правильно решить несложные задачи по оказанию неотложной медицинской помощи. Остальные ставили неправильные диагнозы, и их пациенты «умирали».

Раньше хотя бы оставалась надежда, что будущий врач приобщится к специфике своей практической деятельности, работая в стационаре интерном или ординатором, после чего ещё нужно было сдавать экзамены, и только после успешной их сдачи юный эскулап имел право именоваться врачом. Сегодня и эта возможность оказалась закрытой. Прямо со студенческой скамьи ряды выпускников отправятся во врачебные кабинеты и начнут приём пациентов. Замечу, мало кто из этих новоиспечённых докторов мечтал стать терапевтом и педиатром. Большинство из них видели себя в будущем хирургами, кардиологами, эндокринологами и т.д. Можете себе представить, как они будут ненавидеть навязанную им роль терапевта!

Причины, которые движут властями в усекновении мед-образования, в общем понятны. Это неуклюжая попытка исправить результаты масштабной «оптимизации» здравоохранения, в результате которой врачи разбежались из госмедицины. Настоящая катастрофа с кадрами наблюдается сегодня в первичном звене: участковых терапевтов и педиатров не хватает настолько, что оставшимся приходится вести по 2—3 участка, принимать порой более 50 пациентов в день, трудиться по выходным и по 12—14 часов в рабочие дни, заполнять гигантский объём обязательной контролирующей отчётности, о которой недавно выпущенные из стен вузов не имеют ни малейшего представления, получать штрафы и вычеты за малейшую оплошность.

При этом благодарности и уважения люди в белых халатах давно уже не видят: всё возрастающее хамство со стороны неудовлетворённых пациентов и их родственников, которое нередко переходит в прямое рукоприкладство, настоящая травля со стороны официальных СМИ, виноватыми во всех бедах объявляющих рядовых врачей, настоящий вал жалоб и жёсткое отношение руководства, наконец, зарплата, далеко не достигшая тех отметок, о которых рапортует официальная статистика…

Неудивительно, что оставшиеся просто не выдерживают такой нагрузки и тоже сбегают. Работа худо-бедно держится на докторах пенсионного и предпенсионнного возраста, но и они всё чаще предпочитают уходить на заслуженный отдых. Вот и решили заткнуть кадровую дыру недоучившимися выпускниками. Судьбы больных при этом, похоже, никого не волнуют.

БУДУЩЕЕ предсказать несложно. Юные выпускники наполнят поликлиники, и, скорее всего, на первое время очереди в них сократятся. Однако даже самый теоретически подкованный студент, практический опыт которого ограничивается в лучшем случае общением с муляжами, начнёт экспериментировать и учиться на нас с вами. Помните шутку о том, что у каждого врача есть своё собственное кладбище пациентов? На мой взгляд, это совсем не смешно.

Впрочем, сомнительно, что эти ребята, не ознакомленные с реалиями нашего здраво-охранения, смогут долго продержаться на своих местах. Да, честно говоря, я не уверена в том, что и главврачи, даже при огромном дефиците специалистов, ринутся приглашать их в свои поликлиники — как ни крути, а именно им придётся отвечать за результаты работы этих недоучек. Если уже сейчас, по подсчётам экспертов, работать в лечебные учреждения идут лишь 50 процентов выпускников, а спустя 5—6 лет в медицине остаётся 10—15 процентов, то в результате необдуманной реформы мы можем практически полностью лишиться целого поколения врачей, которые в случае дальнейшего образования могли бы в будущем успешно лечить наших граждан.

Если брать опыт тех самых стран, на которые ссылаются отечественные реорганизаторы и где предпочитают поправлять здоровье наши высшие чиновники, там никому и в голову не придёт допускать к пациентам выпускников, проучившихся 6 лет, пусть даже в самых престижных медицинских вузах. В Германии, например, в поликлиниках (праксисах) приём ведут наиболее опытные врачи, напрактиковавшиеся в стационарах в течение многих лет. Прежде чем иметь право трудиться в «первичном звене», немецкий доктор должен проработать в больнице в должности, соответствующей нашему ординатору, ещё 8 лет! При этом с самого первого дня работы-обучения он получает зарплату в 5—10 раз выше нашего самого опытного врача.

У нас же в поликлиниках теперь обяжут принимать пациентов самых неопытных сотрудников. А так как предполагается, что они будут не просто терапевтами, а ВОПами (врачами общей практики), то есть заменять собой в одном лице гинекологов, урологов, хирургов, отоларингологов, офтальмологов и прочих специалистов, то и врачей-специалистов можно будет с лёгкостью «оптимизировать».

Об этом говорит и тот факт, что количество мест для обучения в ординатуре резко сокращается. Туда смогут поступить лишь несколько человек с курса. Для поступления нужно будет сдать тест, однако пройти конкурс посчастливится, скорее всего, не столько суперотличникам, сколько выпускникам с большим количеством набранных баллов. Дополнительные же баллы будут начисляться не за научную работу или практику в больнице, а за «иные достижения», под которыми, как говорят знающие люди, подразумеваются такие заслуги, как активное посещение проправительственных митингов, спортивные достижения и даже участие в команде КВН.

Ну что после этого можно пожелать нашим согражданам, кроме самого крепкого здоровья?

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *