Юрий Мелитонян. Голодный Пай

Юрий Мелитонян. Голодный Пай

Публикуем материал, размещённый на сайте газеты «Правда».

Народные пикеты в посёлке Донской, что в Ростовской области, местные жители организуют регулярно. Десятки людей, выходя на акции протеста против учинённой над ними несправедливости, делают это весело — с аккордеоном и исполнением всенародно любимой «Катюши».

«Пусть он землю бережёт родную, а любовь Катюша сбережёт»,

— громко поёт женщина лет шестидесяти. В руках у неё плакат с одним из главных лозунгов Великого Октября: «Землю — крестьянам!»

Съёмочная группа телеканала «Красная Линия» приехала в Ростовскую область, чтобы разобраться, как сотни тысяч гектаров земли оказались у земельных олигархов, а не у тех, кто трудился на этой земле всю жизнь.

«Верните наши паи! Верните наши паи!» — скандируют участники пикета в посёлке Донской. В паре десятков метров от них — здание местной администрации. Люди требуют вернуть то, что принадлежит им по справедливости. Именно по справедливости — не по закону. По изощрённым законам «рыночной» России никаких паёв у жителей Донского якобы никогда и не было. Дескать, сами от них отказались, когда сохранили для государства Конный завод имени Первой Конной армии.

Местная жительница Ольга Закурдаева хорошо помнит времена, когда по всей стране рушились колхозы и совхозы, а их работникам выделяли земельные паи. В посёлке Донской люди решили, что собственность местного совхоза должна остаться у государства. Но само государство, а точнее, те, кто в «рыночные» времена взялся управлять государственной собственностью, через некоторое время выставили все сто процентов акций совхоза на аукцион, где их купила финансовая корпорация «Система», принадлежащая олигарху Евтушенкову.

— Мы сохранили совхоз для государства, а нас выкинули на обочину, — сокрушается бывшая свинарка Ирина Козловская. 27 лет она проработала в совхозе, а теперь перебивается случайными заработками.

— Приехали московские толстосумы, закрыли и птичники, и свинарники, и колбасный цех. Идите, мол, и живите как хотите, — с возмущением говорит она.

Похожее произошло во многих других совхозах Ростовской области: в начале 1990-х их оформили как государственные унитарные предприятия, чуть позже — признали банкротами, а после пустили с молотка.

Пенсионерка Вера Пахомова проработала в совхозе 40 лет. Всё, что имеет, — мизерная пенсия 9 тысяч рублей.

— Я живу на хуторе, могла бы и кур держать, но тонна кормов стоит 8—10 тысяч рублей, с моей пенсией это не по карману, — горестно вздыхает она.

Пенсионеры из бывших ростовских совхозов оказались сегодня в особенно бедственном положении. Ездить на заработки в большие города уже нет сил, а пенсии едва хватает, чтобы оплатить коммунальные услуги. Земельные паи были бы для них хорошим подспорьем в старости, давали бы хоть какие-то деньги.

Но власть идти навстречу не хочет.

— Это наша земля, мы здесь хозяева, — убеждённо говорит местная жительница Элла Глазунова. — А получается, что какие-то «залётные» люди захватили землю и грабят простых работяг, положивших своё здоровье на здешних фермах…

Труженикам колхоза «Заря» из Белокалитвинского района Ростовской области в 1990-х годах вроде бы повезло. Земельные паи им выделили. Но вот беда: сами обрабатывать землю они уже не могут — здоровье не то. Хорошо, что есть в здешних местах активный, сравнительно молодой фермер Сергей Талалаев. В юности он пошёл по стопам отца, стал механизатором. И до сих пор этой трудовой специальности не оставил. Взялся возделывать часть прежних колхозных полей — тысячу гектаров, больше индивидуальному предпринимателю не потянуть. Арендует у бывших колхозников земельные участки и исправно расплачивается деньгами или «натурой» — плодами родной земли и нелёгкого крестьянского труда.

— По желанию пайщиков выдаёт зерно или масло, как мы захотим, — рассказывает ветеран Пётр Иванов.

Это неплохая прибавка к пенсии — можно самим жить и даже помогать детям. И всё бы ничего, да «положила глаз» на бывшие земли колхоза «Заря» некая коммерческая фирма «Победа». И начались здесь межевые войны.

— В сентябре прошлого года на земли пайщиков «Зари» заехали дельцы из «Победы» и засеяли их озимыми, — рассказывает Сергей Талалаев. — Так что нам теперь здесь урожай уже не убирать.

Судебная тяжба длится не один месяц. Но одолеть «Победу» вряд ли удастся. Ведь действует она, как уверены и Сергей Талалаев, и пайщики бывшего колхоза «Заря», с молчаливого одобрения местных властей.

— Когда я приехал в районную администрацию, было такое ощущение, что попал не в государственное учреждение, а на бандитскую разборку, — вспоминает потомственный механизатор Талалаев. — На меня кричали: «Ты что себе позволяешь? Уходи по-хорошему, иначе будет по-другому!»

Так и ушёл несолоно хлебавши.

Глава администрации Белокалитвинского района Ольга Мельникова, согласившаяся дать интервью съёмочной группе телеканала «Красная Линия», заявила сразу: никакого личного интереса в споре между пайщиками «Зари» и фирмой «Победа» она не имеет.

— Это спор двух хозяйствующих субъектов. Надо дождаться решения суда, — резюмировала чиновница.

Но как быть с тем, что протокол собрания пайщиков, как все они сегодня в один голос утверждают, был фальсифицирован сотрудником сельской администрации, назначенным по представлению главы района? Разве это не вмешательство в хозяйственные дела? Да ещё и с прямым нарушением закона…

— При Советской власти районными делами занимались рай-ком, рай-исполком, — шутит первый секретарь Ростовского областного комитета КПРФ, депутат Государственной думы Николай Коломейцев. — А что сейчас? Ад-министрация. Корень чувствуете? Вот и подход к людям в этих ад-министрациях совсем другой.

Действительно, совсем другой. Об этом на своём примере рассказала съёмочной группе «Красной Линии» местный фермер Лидия Федоненкова. Несколько лет назад она вместе с мужем решила сделать ставку на животноводство. Только территория их фермерского хозяйства — всего пять гектаров плюс ещё три сотки рядом с домом. Поэтому корма для свиней приходится закупать, а это часто не по карману.

Больше пяти лет Лидия обивает пороги местных органов власти, пытаясь добиться выделения земли. Ведь полно вокруг свободных участков — десятки тысяч гектаров, на которых разрушаются от времени брошенные свинарники и фермы. Но ответ на все просьбы один: земли нет.

— Знаете, почему нас так администрация невзлюбила? — спрашивает женщина и сама же отвечает:

— Потому что мы требуем вернуть работникам совхоза земельные паи, критикуем местные власти за то, что ничего не делают для народа, за то, что пустующую землю приберегают для олигархов.

Скоро в посёлке Донской пройдёт очередной пикет местных жителей. Опять с аккордеоном и исполнением всенародно любимой «Катюши». Здесь уверены: рано или поздно общая народная победа всё равно будет за ними. За народом. Потому что идти людям с этой земли, пусть и временно чужой, некуда. Они и их дети здесь навсегда.

Специальный репортаж «Голодный пай» смотрите на сайте телеканала «Красная Линия» по адресу: http://www.rline.tv.

Откуда берутся экстремисты?

На этот вопрос отвечает эксперт программы «Точка зрения» генерал-майор ФСБ в отставке Александр МИХАЙЛОВ

-НАИБОЛЕЕ питательная среда для экстремизма — это очаги социального возмущения, возникающие на бытовом уровне. Люди могут быть недовольны своими бытовыми условиями, работой жилищно-коммунального хозяйства, отсутствием горячей воды, пробками на дорогах, вечным перекапыванием тротуаров, как это происходит в последние годы в Москве. Сначала всё это обсуждается в семьях, потом в подъездах, затем выходит на уровень квартала и т.д. А затем появляется лидер, имеющий какую-то идеологию. Хорошо если она созидательная. Но ведь может быть и экстремистской!

Известно, что 80 процентов исламских радикалов из числа граждан ближнего зарубежья, попадающих в Россию, становятся экстремистами уже в нашей стране. Они приезжают в надежде на заработок, желая прокормить свои семьи. Но не у всех это получается, а прав и гарантий никто не даёт. Люди работают, а деньги им могут и не заплатить. И тогда они становятся особенно податливы для идеологии экстремизма. Она объединяет часть мигрантов на идее противостояния враждебной среде. Поэтому закрытие границ проблем экстремизма не решит. Ведь главные корни российского экстремизма — у нас дома, в России.

Что предпринять, дабы вырвать внутренние корни экстремизма?

Во-первых, жёстко наказывать тех, кто разрушает климат доверия между странами и народами. В том числе и тех, кто «кидает» мигрантов на деньги. Рассматривать такие случаи как особо злостное разжигание межнациональной розни.

А во-вторых, хорошо бы вспомнить опыт Советского Союза. Тогда у нас были многонациональные, крепко спаянные Вооружённые Силы. Призывников распределяли по подразделениям так, чтобы их национальный состав не был однородным. И уже там начиналось интернациональное воспитание. Точнее, уроки нормальных человеческих отношений. На основе Устава Вооружённых Сил СССР, который заучивали наизусть, люди с самыми разными жизненными позициями приходили к общему знаменателю в исполнении своих служебных обязанностей, составляли единый коллектив.

Народы СССР сплачивала единая цель. Все великие стройки, которые велись в стране, были интернациональными. И каждый их участник, будь то туркмен, узбек, таджик, русский или чеченец, гордился результатом, созданным сообща. Это было якорем для выстраивания взаимоотношений. И нам сегодня надо хорошенько об этом подумать.

Программу «Точка зрения» («Миграционная политика и национальный вопрос») смотрите на сайте телеканала «Красная Линия» по адресу: http://www.rline.tv.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *