Прошла четверть века правления «реформаторов», срок более чем достаточный, чтоб сделать заключение о действительных (а не дежурно заявляемых) целях, принципах и приоритетах построенной ими модели общества, суть которой раскрывается ярче всего в экономических отношениях, особенно в характере распределения доходов занятых. Для того чтобы изложение темы доходов обрело логичность, понятность и убедительность, начать придется с генезиса существующей модели хозяйствования.
Вспомним декларации и обещания «реформаторов». «Альтернативы переходу к рынку нет. Весь мировой опыт доказал жизненность и эффективность рыночной экономики. Переход к ней всецело диктуется интересами человека, и цель его – создать социально ориентированную экономику, повернуть все производство к запросам потребителя… Только рынок в соединении с гуманистической направленностью всего общества в состоянии обеспечить удовлетворение потребностей людей, справедливое распределение благ, социальные права и гарантии граждан, укрепление свободы и демократии». («Основные направления стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике», принятые Верховным Советом СССР 19.10.1990)
Так убеждали доверчивый народ отвернуться от социалистической идеи и согласиться на болезненную операцию по смене общественно-экономической ориентации на капиталистическую, за которой якобы сразу следует рыночный рай. 29 декабря 1991 года, за три дня до начала этой операции, названной «углублением экономических реформ», президент России Б.Н. Ельцин патетически восклицал с телеэкрана: «Мы вступаем в 1992 год. Это год особый. Нам предстоит создать основы новой жизни. Говорил не раз и хочу повторить: нам будет трудно, но этот период не будет длинным. Речь идет о 6–8 месяцах».
Но прошли отведенные на операцию месяцы, далее пошли годы, и выходящие из состояния политического наркоза «прооперированные» обнаружили себя до нитки обобранными и прикованными, как списанные лошади, к вороту колодца, который они и обречены вращать вечно за жалкую похлебку.
Ядром «реформаторов» оказалась компания космополитов и русофобов, которые люто ненавидят советский строй и духовные ценности русской цивилизации за то, что они ущемляют их либеральные права и свободы на грабеж страны и народа. Декларации и обещания «реформаторов» оказались циничным враньем и грандиозным мошенничеством; они вывели страну из социализма, но не привели ни к какому благоденствию. Целью «реформаторов» являлось не развитие, а разграбление страны. Состояние, в которое они ввергли Россию, наиболее точно можно определить теми словами, что были сказаны В. Януковичем в марте сего года в отношении Украины: страна разделена на победителей и побежденных. Аллегорически Россия представляется мне в виде буйвола с иллюстрации в книге какого-то путешественника: огромный буйвол лежит на животе на земле и высоко поднятой головой в последний раз обозревает саванну, а вокруг него расположился небольшой прайд львов, которые мощными ударами лап уже сломали ему хребет и теперь приступают к пиру на теле жертвы. «Победители» видели в России именно поверженную жертву. Хищники-«победители» гораздо страшнее хищников-оккупантов, которые планируют использовать завоеванную страну вечно.
Получив власть, «реформаторы-победители» сбросили маски радетелей за народ, расстреляли недовольных из танков и занялись грабежом и уничтожением «этой» страны и «этого» народа, причем в таких масштабах и с такой жестокостью, что ущерб от их деяний намного превзошел ущерб России от страшной войны 1941–1945 гг. Уничтожению и разграблению подверглось все – экономика, наука, образование, здравоохранение, оборона, культура, мораль, вера в справедливость, национальные ценности и традиции; были резко урезаны социальные, гражданские, политические права людей, доходы населения обрушились в разы, начался геноцид народа, который был частью программы «реформ».
С целью отстранения граждан от приватизации государственной собственности «реформаторы» пошли на беспрецедентные в мировой истории массовые преступления: конфисковали советские сбережения людей и организовали живодерскую всероссийскую акцию по невыплате зарплат работникам на срок до полугода и более, чтобы за бесценок забрать у голодных людей ранее выданные приватизационные чеки и акции предприятий. Безденежье и нищета тогда достигли таких масштабов, что солидные и уважаемые люди ездили на работу на общественном транспорте зайцем, а после работы страшились возвращаться домой на глаза голодных детей. Наши выдающиеся деятели искусства и науки, гордость нации, торговали на рынках, мыли полы во дворцах нуворишей. Граждане России вправе заявить «реформаторам»: такие унижения, истязания, издевательства, преступления против нации не имеют сроков давности, мы их НЕ ЗАБУДЕМ, НЕ ПРОСТИМ!
«Реформаторы» щедро делились «этой» страной с хищниками «цивилизованного мира», куда они планировали переметнуться с награбленным из превращенной в пустыню России, где они уже приобретали дворцы, бизнес и спортклубы, селили семьи, давали отпрыскам воспитание и образование в среде чужой культуры, готовя свой род к ассимиляции в западный мир, издавна бредящий мечтой об уничтожении русской цивилизации. Для того чтобы выслужиться перед новыми хозяевами, «реформаторы» уничтожали страну с особым изуверством: ценнейшее оборудование лучших промышленных и оборонных объектов страны сдавалось в металлолом, а здания разбирались, чтобы исключить любую возможность восстановления и не оставлять памятников и свидетельств преступлений.
Апогей разграбления и разрушения был достигнут к 1998 году: страна была ввергнута в дефолт, производство за период «реформ» упало более чем вдвое (причем выпуск сложной продукции практически прекратился), доходы населения обрушились в 3–4 раза, а естественный прирост по миллиону человек в год сменился убылью по миллиону человек в год. Именно тогда «реформаторы» осознали, что свалившиеся в их руки богатства оказались так велики, что проглотить их «кавалерийским наскоком» даже с применением самых жестоких и негуманных методов невозможно, а оставить жалко и нерационально, что от методов дикого грабежа надо переходить к рассчитанной на длительный период стратегии утилизации богатств страны.
Создание модели хозяйствования для России
На современном этапе развития человечества наука выделяет две общественно-экономические формации, два способа организации общества– капитализм и социализм. Выбор общественно-экономической формации, в которой желает жить общество и в рамках которой имеет право действовать государство (государственная бюрократия), и есть основное назначение конституции. «Реформаторы», стремясь легитимироваться, составили Конституцию РФ (1993), но не определили в ней государство ни социалистическим (поскольку ненавидели социализм), ни капиталистическим (поскольку страшились негодования народа), и таким образом вывели коренной вопрос конституции о пути развития страны из компетенции народа – источника власти и превратили его в карт-бланш для любой политической силы, приходящей к власти. Такая конституция опасна тем, что одна политическая сила, придя к власти, будет тащить страну в сторону капитализма и приватизации, а другая, пришедшая ей на смену, – в обратную сторону, к социализму и национализации; страна окажется в хаосе нескончаемых реформ и будет крутиться на месте без развития. Но в действительности положение оказалось много хуже: пришедшие к власти силы получили возможность распоряжаться богатствами страны и судьбой нации в своих корпоративных, сословных и даже личных интересах.
В капиталистическом, как и в любом другом цивилизованном государстве приоритетом и высшей ценностью является нация, а решение национальных проблем есть главная функция и задача государства. Лидеры ведущих капиталистических стран Д. Трамп и Т. Мэй сразу после вступления в должность заявили, что пойдут на непростые решения ради того, чтобы в их странах жилось хорошо всем, а не только привилегированным слоям общества, а главным лозунгом Лейбористской партии в последней избирательной кампании Великобритании было повышение налога на богатых (притом что он и так достигает 47%).
Совсем другое отношение к народу в государстве, преследующем цель утилизации страны в интересах «победителей», рассматривающих народ не как цель, а как средство достижения цели, как трудовой ресурс, который наряду с природными и производственными ресурсами потребляется в процессе производства благ для «победителей». «Победители» в зависимости от личных склонностей к различным видам деятельности разделились, и ныне представляют альянс высшей бюрократии и крупного бизнеса. Президент РФ В.В. Путин в первом же ежегодном Послании Федеральному Собранию 8 июля 2000 года провозгласил приоритет для государственной бюрократии интересов крупного бизнеса. Из шести провозглашенных главных задач государства пять направлены на расширение и защиту прав и свобод бизнес-сообщества, и только одна, шестая, посвящена народу и предусматривает прекращение «всеобщего государственного патернализма» и «сокращение избыточных социальных обязательств». Сразу после инаугурации В.В. Путин с великим энтузиазмом принялся за строительство модели эффективной утилизации страны в интересах «победителей»: снижение ставки налогов на сверхдоходы, монетизация льгот, Трудовой кодекс, пенсионная реформа, Жилищный кодекс, ограничение политических прав одной нации, платное образование и лечение, новые поборы с населения, превращение законодательной и судебной власти в послушные инструменты государственной бюрократии и крупного бизнеса.
Но в народе поддерживается наивная вера в то, что Россия, как обещано, вступила в благородный клуб стран с рыночным укладом, живет одинаковыми с ними принципами, ценностями, идеями и правилами и неизбежно обретет одинаковый со странами клуба уровень благосостояния граждан; надо лишь сцепив зубы терпеть и ждать, ждать и терпеть. Истинные цели и планы государства «реформаторов» афишировать опасно, а вранье быстро откроется и ударит по имиджу власти; вот потому государство и избрало «оригинальную» стратегию: никакого вранья народу, никаких обязательств перед гражданами, никаких заявлений о целях, планах, стратегии развития. Но атмосфера неизвестности пункта, в направлении которого дрейфует страна, порождает в гражданах естественное чувство страха перед будущим, ибо судно, движущееся без ясного маршрута, обречено погибнуть на рифах.
Уже целое поколение россиян прожило в глубокой бедности, в условиях «ценовой недоступности» для них даже таких простых человеческих радостей и удобств, как такси, ресторан, отель, поездка к родственникам и пр. (не говоря уже о приобретении дома, создании обеспеченной семьи, достойном питании и лечении), а в обществе стал привычным уникальный российский феномен – нищий работник. Уже пора сообразить, что ждать и терпеть далее совершенно бесполезно, что внедренная модель хозяйствования имеет целью бесконечный рост доходов победителей за счет бесконечной минимизации трат на страну за счет вечного ограничения доходов населения уровнем физического выживания и балансирования на грани социального взрыва, что эта цель будет достигаться при любом состоянии экономики, что эта модель принципиально отвергает курс на реальное развитие страны и нации как посягательство на потоки персональных доходов «победителей».
Вот довольно свежая иллюстрация к сказанному: в 2008 году учрежден Фонд национального благосостояния, предназначенный для обеспечения устойчивости механизма пенсионного обеспечения. И хотя по состоянию на начало 2016 года в Фонде имелось 5227 млрд рублей, с этого года размеры пенсий были сокращены на 10% (600 млрд рублей в год), но одновременно государство выдало 827 млрд рублей помощи банкам.
Утилизация и капитализм: соревнование двух систем
Для того чтобы доказать специфичность российской модели, сопоставим динамику ее и мировой капиталистической (34 страны ОЭСР) модели за период 1990–2016 гг. по трем основным показателям, характеризующим благополучие, – производство, сохранение населения и зарплата работников (графики 1, 2 и 3).
Все три графика демонстрируют явную неконкурентоспособность российской модели.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.