Виктор Трушков. Симуляция демократии

Виктор Трушков. Симуляция демократии

Публикуем материал, размещённый на сайте газеты «Правда».

Неделя между воскресеньем 17 (30) сентября и воскресеньем 24 сентября (7 октября) была политически перенасыщенной: во-первых, ещё не утихло эхо корниловского мятежа, во-вторых, набирало обороты Всероссийское демократическое совещание. А в тени этих будораживших общество событий велись манипуляции Керенского по формированию нового Временного правительства. Все три события убедительно свидетельствовали, что демократия в стране скукоживалась. Апрельская оценка В.И. Ленина, что Россия после свержения монархии стала самой демократической в мире страной, ушла в прошлое.

НАПИСАННАЯ СТАЛИНЫМ передовая 13-го номера большевистского ЦО «Вся власть Советам» предлагала выход из сложившейся ситуации. После подавления корниловского мятежа, направленного на уничтожение формировавшейся в стране демократии, эстафету антидемократизма надёжно взял в свои руки Керенский. Мало того, что он пытался заменить Временное правительство «директорией» из пяти министров, но он ещё и начал преследование тех, кто выкорчёвывал корниловщину. В передовой Сталин напоминал: «Симферопольский Совет арестовывает соучастника корниловского заговора, небезызвестного Рябушинского. А правительство Керенского в ответ на это делает распоряжение о «принятии мер к освобождению Рябушинского и о привлечении лиц, подвергших его незаконному аресту, к ответственности». Ещё «в первые дни корниловского восстания пригрозило оно роспуском революционных комитетов, третируя борьбу с корниловщиной «самоуправством».

Да и Демократическое совещание комплектовалось по нормам, очень далёким от демократизма: эсеровско-меньшевистский ЦИК Советов сделал всё, чтобы минимизировать долю рабочих и крестьян среди его участников. Тем более было ущемлено представительство Советов, что объяснялось просто: во-первых, их роль и авторитет во время борьбы с корниловщиной резко возросли, во-вторых, большинство в них активно переходило от мелкобуржуазных партий к большевикам.

В этих условиях Ленин и его соратники вновь подняли лозунг «Вся власть Советам!». Сталин 17 сентября (по ст. стилю) писал в передовой: «Перед нами две власти: власть Керенского и его правительства и власть Советов и комитетов.

Борьба между этими двумя властями — вот характерная черта переживаемого момента».

Тему разоблачения Керенского продолжает Зиновьев. В статье «Корниловщина в освещении Керенского» он напоминает: «На Демократическом Совещании Керенский представил объяснения по поводу корниловщины. Эти объяснения — обвинительный акт против Керенского». Читаем объяснения главы директории:

«— Я знаю, чего они хотели, потому что прежде, чем искать Корнилова, они приходили ко мне и мне предлагали стать на этот путь».

«Они» это, по-видимому, вдохновители Корнилова — Милюков, Гучков, Савинков и Ко. Прежде чем искать Корнилова, они приходили к Керенскому и предлагали ему стать на этот путь… И Керенский рассказывает об этом в своё оправдание». Статья завершается выводом: «Не развязавшись с Керенским, революция не может выйти из дебрей».

В следующем номере Сталин продолжает разговор, начатый в передовой «Вся власть Советам». В статье «На революционном фронте» (она тоже вышла как передовая) автор утверждает: «В России происходит решающий процесс вырастания новой власти, действительно народной, действительно революционной, ведущей отчаянную борьбу за существование. С одной стороны — Советы, стоящие во главе революции, во главе борьбы с контрреволюцией, которая ещё не разбита, которая ещё только отступила, благоразумно спрятавшись за спиной правительства. С другой стороны — правительство Керенского, которое покрывает контрреволюционеров, которое сговаривается с корниловцами (кадеты!), которое объявило войну Советам, чтобы самому не быть разбитым».

В те дни наряду с большевизацией Советов идёт раскол «советских» партий. Примечательно выступление на Демократическом совещании лидера левых эсеров Марии Спиридоновой: «Нас пугают: буржуазия окружит нас враждой и ненавистью, она не даст нам денег, не окажет никакой поддержки. Но разве мы не окружены этой ненавистью? Разве мы в мире не одиноки? Нет, нам нужно спасать себя собственными руками.

Если образованные слои общества откажутся служить народу, желая только управлять им, то они будут иметь дело с народом. И этот спор, эта тяжба может закончиться очень дурно для господствующих классов.

Долой коалицию, да здравствует власть народных масс!»

Политический сдвиг происходит не только в столице. О нём же свидетельствует и «Жизнь провинции». В Барнауле общее собрание рабочих Алтайской железной дороги решило, «что вывести страну из создавшегося тупика это Временное правительство не в состоянии. Необходима немедленная передача всей власти в руки революционной демократии — пролетариата, солдат и беднейшего крестьянства». Иваново-Вознесенск, считавшийся цитаделью революции, признаёт лишь одну власть — власть Советов.

В 15-м номере «Рабочего Пути» (вышел 20 сентября по ст. стилю) выступает рабочий Гр. Фёдоров, председатель Центрального совета фабзавкомов Петрограда. «Выход один» — называется его статья. Какой? «Долой колебания! Власть должна быть создана из представителей революционного народа. Вся власть в стране должна быть передана Советам Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов».

Но и враг не сидит сложа руки. Из Москвы телеграфируют: «Совет объединённых групп московских общественных деятелей сегодня обсуждал вопрос о вступлении в состав Временного правительства». Родзянко, Струве и пр. господа решили «выработать особый наказ» для своих выдвиженцев. ЦК партии кадетов решил делегировать в министерство Кишкина и Коновалова, и это несмотря на то, что Демократическое совещание проголосовало за коалицию с цензовыми элементами, то есть буржуазией, но против включения в правительство кадетов.

В 16-м номере «Рабочий Путь» объясняет эту прыть кадетов в информации «Ночные известия». Сообщается, что если директория (совет пяти) сошлась на том, что «Дем. Совещание оказалось несостоятельным в вопросе об организации власти, то инициативу надо взять в руки совета пяти. Тут же было решено вызвать из Москвы варягов торгово-промышленного класса, чтобы совместно с ними обсудить вопрос об условиях их вхождения в состав Вр. Правительства».

Газета рассказала о примечательном эпизоде, происшедшем на Демократическом совещании 20 сентября (17-й номер вышел 22 сентября, т.е.

5 октября по новому стилю). Основываясь на выступлении Церетели, большинство делегатов проголосовали за внесённую им резолюцию. Но когда он её огласил, то она вызвала возмущение значительной части делегатов: она явным образом расходилась с основными положениями речи Церетели. Расхождение это прямо бьёт в глаза. Делегаты проголосовали за ряд изменений. Но на следующий день в правительственной газете она была опубликована в первоначальном виде.

Самый важный материал 18-го номера — «Декларация фракции большевиков», оглашённая в Демократическом совещании. В нём выражено критическое отношение как к этому политическому спектаклю, так и к сформированному им предпарламенту (Демократическому совету).

19-й номер «Рабочего Пути», вышедший 24 сентября (7 октября), открывался передовой «Куют цепи», написанной Сталиным. В ней ярко комментировался сговор по формированию нового коалиционного министерства, в котором «с одной стороны — кадеты и промышленники, с другой стороны — оборонцы и кооператоры».

Посланец кадетов Кишкин на первом заседании Временного правительства заявил: «Отсеките от себя большевиков, и тогда у буржуазии и демократии будет общий фронт». Ему вторил представитель кооператоров в новом кабинете Беркенгейм: «Буржуазии следует считаться с ростом большевизма и заботиться о создании коалиционной власти не менее демократии».

До чего же ясно господа разъяснили, для чего создаются буржуазией коалиционные правительства с участием «социалистов»! И Сталин пишет: «Вы слышите: коалиционная власть нужна, оказывается, для борьбы с большевизмом, т.е. с Советами, т.е. с рабочими и солдатами».

Вывод: «Наша партия была права, утверждая, что мелкобуржуазные эсеры и меньшевики, черпающие силу не в революционном движении масс, а в соглашательских комбинациях буржуазных политиканов, — не способны на самостоятельную политику.

Наша партия была права, говоря, что политика соглашателей ведёт, неизбежно ведёт, их к измене интересам революции».

Итоги Демократического совещания подвёл в том же номере газеты Ленин в статье «О героях подлога». (Это название статьи сохранялось в первых трёх изданиях собрания Сочинений В.И. Ленина; но в Полном собрании сочинений дано развёрнутое название: «О героях подлога и об ошибках большевиков».) Его слова подобны гвоздям: «Тайные сделки с корниловцами, тайное кумовство (через Терещенко и Ко) с империалистами «союзниками», тайные оттяжки и саботирование Учр. Собрания, тайные обманы крестьян, чтобы услужить Родзянке, т.е. помещикам (удвоение хлебных цен) — вот чем занимается Керенский на деле. Вот его классовая политика. Вот в чём его бонапартизм».

Одновременно Ленин обращает внимание на ошибки большевиков:

«Большевики должны были в числе 99/100 своей делегации идти на фабрики и в казармы; там было бы настоящее место делегатов, съехавшихся со всех концов России… Там, поближе к массам, следовало бы обсудить в сотнях и тысячах собраний и бесед уроки этого комедийного совещания.

Десять убеждённых солдат или рабочих из отсталой фабрики стоят в тысячу раз больше, чем сотня подтасованных Либерданами делегатов от разных делегаций. Использование парламентаризма — особенно в революционные времена — состоит вовсе не в том, чтобы терять дорогое время на представителей гнилья, а в том, чтобы учить массы на примере гнилья».

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *