Публикуем материал, размещённый на сайте портала «Военное обозрение».
140 лет назад, 11 сентября 1877 года, родился Феликс Эдмундович Дзержинский. Легендарный создатель советских органов безопасности и разведки, нарком путей сообщения СССР и председатель ВСНХ.
После разрушения СССР и господства западнической либеральной идеологии «Железный Феликс» ассоциировался главным образом с «красным террором» и как глава «кровавого» ЧК-ВЧК. Однако он вошёл в историю России-СССР главным образом как один из виднейших созидателей советской государственности, который напряженно трудился во благо Союза и народа. Он стал одним из людей, который спас Россию от хаоса, анархии, подавил бандитизм. Феликс Эдмундович реально боролся против врагов народа и строил новую советскую цивилизацию, общество, основанное на идее социальной справедливости. Дзержинский был одним из основателей программы советской индустриализации, на фундаменте которой до сих пор стоит современная Россия. Видимо, поэтому Дзержинский и вызывает чувство ненависти у российских либералов, для которых прозападная и слабая, полуколониальная Россия — это идеал государства, а сильная, независимая русская держава, жестко подавившая «пятую колонну» и не боящаяся давать отпор внешним врагам, — «тоталитарное кровавое государство».
Феликс Дзержинский родился 30 августа (11 сентября) 1877 года в имении Дзержиново Ошмянского уезда Виленской губернии в польской мелкопоместной и многодетной дворянской семье. Образование получил в гимназии (курса не окончил). Юный Феликс воспитывался, как и многие поляки, в ненависти к России, которая «оккупировала Польшу». В 1922 году, когда Дзержинский был уже одним из руководителей Советской России, он так писал о своих детских патриотических чувствах: «Еще мальчиком я мечтал о шапке-невидимке и уничтожении всех москалей». Также Феликс был ревностным католиком и даже хотел вступить в орден иезуитов. Однако, когда в 16 лет он стал готовиться к карьере католического священнослужителя, его отговорили.
После этого он ушёл в другую крайность — стал поклонником немецкой социал-демократической партии. В итоге Феликс стал образцовым профессиональным революционером. Ещё в гимназии, осенью 1895 года, вступил в литовскую социал-демократическую организацию и вёл пропаганду в кружках ремесленных и фабричных учеников. В 1900 г. вступил в Социал-демократию Королевства Польши и Литвы (СДКПиЛ). Вел партийно-подрывную работу в Вильно, городах Царства Польского, в Петербурге. С 1906 года представитель СДКПиЛ в ЦК РСДРП. В 1906-1912 гг. был членом ЦК РСДРП(б). Неоднократно был арестован, дважды бежал, несколько раз освобождался по амнистии. Все последние годы перед революцией 1917 г. провёл в заключении. Так, в апреле 1914 года Дзержинский был приговорён к 3 годам каторжных работ; отбывал их в Орловском централе. Дополнительно приговорён в 1916 году ещё к 6 годам каторги, отбывал её в Бутырской тюрьме в Москве, откуда был освобождён 1 марта 1917 года после Февральской революции. «Железный Феликс» провел в общей сложности на каторге и в ссылке 11 лет своей жизни.
Таким образом, к 1917 году Феликс Эдмундович стал одним из самых видных профессиональных революционеров и членов партии большевиков. По предложению Ленина 7 (20) декабря 1917 был назначен председателем Всероссийской Чрезвычайной Комиссии (ВЧК) при СНК РСФСР по борьбе с контрреволюцией и саботажем. ВЧК и ее местные органы получили широчайшие полномочия, вплоть до вынесения смертных приговоров. «Железный Феликс» стал самым знаменитым руководителем ЧК. Фраза Феликса Дзержинского о том, что «чекистом может быть человек с холодной головой, горячим сердцем и чистыми руками» впоследствии стала легендарной. Дзержинский контролировал основные спецслужбы Советской России: с марта 1919 г. одновременно возглавлял НКВД РСФСР, с августа того же года — Особый отдел ВЧК (военную контрразведку), а с ноября 1920 г. — и службу охраны границ. С октября 1919 г. — председатель Военного совета войск военизированной охраны (ВОХР), с ноября 1920 г. — войск ВНУС (внутренней службы).
В личной жизни был аскетически скромным и чрезвычайно трудолюбивым человеком, полностью погружавшимся в порученное партией дело. Как вспоминал М. И. Лацис, Дзержинский «не довольствуется только руководством. Он сам жаждет действовать. И мы нередко видели, как он сам допрашивает обвиняемого и роется в изобличительных материалах. Его настолько захватывает дело, что он просиживает ночи в помещении ВЧК. Ему некогда сходить домой. Он спит тут же, в кабинете за ширмой. Он и столуется тут же, курьер приносит ему еду, какой питаются все сотрудники ВЧК». Вячеслав Менжинский писал: «Организатор ВЧК, в первое бурное время, когда не было ни опыта… ни людей, сам ходивший на обыски и аресты, лично изучавший все детали чекистского дела, столь трудного для старого революционера довоенной выделки, сросшийся с ЧК, которая стала его воплощением, Дзержинский был самым строгим критиком своего детища».
«Только такой человек, как Дзержинский, с его решительностью, твердостью и неослабевающей энергией мог преодолеть все эти препятствия, завоевать доверие к себе и ВЧК. Для него не существовало никаких трудностей, никаких преград. Он шёл вперёд убежденно, верно, не срываясь. Несмотря на то, что он горел в борьбе, что для него борьба была сама жизнь, он не увлекался, сохраняя хладнокровие в самые тяжелые моменты. Только такой человек, с такой выдержкой, с такой решимостью, мог возглавлять ВЧК», — писал в своих воспоминаниях П. Яков (заместитель председателя ВЧК, ОГПУ).
Дзержинский стал лучшим образцом аскета-управленца. По воспоминаниям современников, Феликс Эдмундович был очень скромным человеком — он всю жизнь выступал за социальное равенство для всех, и сам был примером этого равенства. Чекист Ян Буйкис вспоминал: «Мы глубоко и преданно любили своего Дзержинского и готовы были идти за ним на самые трудные дела и подвиги. В нём было что-то светлое, особенное. Он как бы излучал тепло, проникающее в душу. Само присутствие Феликса Эдмундовича среди нас вселяло спокойную уверенность, бодрость и желание работать самоотверженно и смело. Закалённые при нём чекисты оказались умнее и сильнее любой вражеской и иностранной разведки. Чекисты были неподкупные, честные». Также чекист отмечал удивительную работоспособность советского руководителя: «Когда бы я ни заходил к нему — утром, днем, поздно ночью, я всегда заставал его за работой. Невольно возникала мысль: когда же он спит? И спит ли вообще? Часа в три-четыре ночи Дзержинский ложился отдыхать тут же в кабинете за ширмой на простую железную кровать. Но стоило только открыть дверь, как он тут же вставал и снова был на своём рабочем месте».
Дзержинский принимал людей, выслушивал и действовал немедленно. «Думаете, это правильно, когда не замечают просьб и нужд отдельных людей? Нет. Массы состоят из личностей. И каждый человек имеет право на свидание», — говорил он. Однажды Дзержинский узнал, что некоторые сотрудники ОГПУ из бюро пропусков в столе справок (те, кто обычно сидят за окошком и отвечают на вопросы граждан) хамят посетителям. Проверка это подтвердила. Дзержинский распорядился тогда, чтобы в часы приема за окошком сидели только начальники управлений и отделов ОГПУ, чтобы они давали исчерпывающие ответы и непременно в вежливой форме.
В годы Гражданской войны неоднократно посещал различные фронты, руководил борьбой с бандитизмом, повышал дисциплину в войсках. Страну раздирали не только белые армии и правительства, но и левые радикалы (анархисты, левые эсеры), националисты-сепаратисты, басмачи (предшественники современных джихадистов), агенты иностранных держав, интервенты. Сейчас мало кто об этом знает, но развал Российской империи, «реформы» Временного правительства и Гражданская война привели к настоящей криминальной революции. Бандиты («зелёные») создавали свои вооруженные формирования, целые «армии». Россия могла погибнуть в этой анархии и бандитском беспределе. Необходимо было навести порядок. Только жесткие действия могли спасти страну, позволить советскому правительству создать новый проект развития и новую государственность. И Дзержинский смог решить эту титаническую задачу. «Железный Феликс» оказался уникальным руководителем.
С 1921 г. одновременно с основной чекистской работой возглавил комиссию по улучшению жизни детей; руководил ликвидацией детской беспризорности. На должности председателя комиссии Дзержинский организовал систему детских учреждений — приёмников-распределителей (временного пребывания), детских домов, «коммун» и детских «городков». В этих учреждениях тысячи обездоленных детей получали медицинское обслуживание, образование, питание, и самое главное, возможность стать нормальными людьми.
В феврале 1922 г. в связи с ликвидацией ВЧК стал председателем новой организации — Главного политического управления (ГПУ) при НКВД РСФСР. Одновременно стал наркомом путей сообщения. С сентября 1923 г. председатель ОГПУ при СНК СССР. Неоднократно избирался членом Оргбюро ЦК РКП(б).
С 1922 года Дзержинский являлся сторонником Сталина в его борьбе с Троцким. Со Сталиным у Дзержинского были неплохие как личные, так и деловые отношения. Дзержинский был интересен для Сталина не только тем, что поддерживал его политику, но и тем, что был сторонником быстрого восстановления и развития хозяйства и хорошо разбирался в хозяйственных вопросах. Кроме того, взгляды Дзержинского и Сталина сходились в том, что стране необходима сильная центральная власть. По сути, они были государственниками, «имперцами», выступая против разделения Советской России на автономные республики. К сожалению, в этом вопросе победила точка зрения Ленина — СССР как союз республик.
После смерти Ленина (январь 1924 г.) Дзержинский был назначен во главе комиссии ЦИК СССР по организации похорон. Дзержинский настоял, вопреки возражениям вдовы покойного Крупской, на бальзамировании тела умершего. Под его руководством в кратчайшие сроки был построен мавзолей, ставший одним из главных символов советской цивилизации. С февраля 1924 г., не оставляя поста председателя ОГПУ, возглавил Всероссийский Совет Народного Хозяйства (ВСНХ) СССР, под его контролем находилось практически всё народное хозяйство страны. На посту председателя ВСНХ привлек к его работе опытных специалистов с дореволюционным образованием, продолжал линию поддержки НЭП. Это вызвало глубокий конфликт с лидерами оппозиции Зиновьевым и Каменевым.
В это время в советской верхушке шёл спор о путях и методах индустриализации. Как превратить огромную аграрную страну, только-только закончившую восстанавливать экономику после тяжелых лет Первой мировой войны, Гражданской войны и интервенции Антанты, в страну индустриальную, высокоразвитую. Было очевидно, что социалистический строй и советский проект можно сохранить лишь при условии создания высокоразвитой индустрии. Т. н. «левая оппозиция» предлагала провести индустриализацию за счёт деревни, «мужика», выжать из села все средства и создать тяжелую промышленность. Однако такой путь грозил дестабилизировать страну, в которой только что завершилась Гражданская война, вызвать конфликт рабочих и крестьян, привести к новой крестьянской войне в условиях внешнего крайне враждебного окружения. Это вело к провалу самой программы индустриализации и поражению всего советского проекта. Поэтому Дзержинский выступил с резкой критикой такой позиции: «Если послушать вас… то… как будто тут нет союза рабочих и крестьян, вы не видите этого союза, как основу Советской власти, при диктатуре пролетариата, который сознательно ведет страну к определенной цели, к социализму… Этот совершенно ошибочный политический уклон может быть и для нашей промышленности и для всей Советской власти убийственным».
Стоит отметить, что Дзержинский был крупной фигурой не только как «чекист №1», но и глава всего народного хозяйства. Под его руководством была вся промышленность, которая находилась в стадии восстановления. Он разработал перспективную «локомотивную» программу. Её суть заключалась в немедленном развертывании паровозостроения в СССР (то есть машиностроения). По обоснованному мнению Феликса Эдмундовича, программа позволяла полностью загрузить паровозостроительные заводы, что в свою очередь резко подтягивало за собой другие, смежные отрасли. В частности, металлургию. Таким образом, Дзержинский планировал сделать паровоз «локомотивом» советского экономического роста. Сталин, который также хорошо разбирался в экономике, безоговорочно поддержал этот план.
В своей программе Дзержинский практически предвосхитил основы будущей индустриализации. Он предлагал сосредоточить усилия на производстве группы А: производство средств производства. Необходимо было создать мощную машиностроительную индустрию, что вело к хозяйственному перевороту в стране. Основной способ индустриализации: а) крупномасштабное планирование развития целых отраслей промышленности в их взаимосвязи и взаимном влиянии друг на друга; б) развитие вместе с крупной металлургической и машиностроительной промышленностью смежных и связанных отраслей хозяйства. Основной характер индустриализации — концентрация производства на крупнейших заводах и строительство самых крупных и современных предприятий. В политическом отношении индустриальное преобразование страны вело к ликвидации экономической роли крестьянства путем создания крупных товарных производств, основанных на крупномасштабном применении машин и оборудования, произведенных на советских заводах.
Понятно, что программа Сталина и Дзержинского в развитии страны и её первые успехи приводили в бешенство Троцкого и прочих «троцкистов-интернационалистов», которые явно или по умолчанию работали на Запад, решая задачу превращения России в отсталую сырьевую периферию «мирового сообщества». Они делали все возможное, чтобы саботировать успешное развитие советской промышленности, которое превращало Россию-СССР в одну из передовых мировых держав, гарантируя её экономическую и политическую независимость. В частности, министр финансов Г. Я. Сокольников-Бриллиант (впоследствии «невинно репрессированный») настаивал не только на резком сокращении финансирования программы развития промышленности, которую выдвинул Дзержинский, но и на сохранении за наркоматом финансов функции распределения всех отпущенных для промышленности средств. То есть троцкист Сокольников по своим взглядам практически неотличим от нынешних российских либералов, которые в 1990 и 2000-е годы уничтожали и продолжают душить в настоящее время хозяйство, науку и образование, здравоохранение России постоянной «оптимизацией» (сокращением расходов).
Есть версия, что именно троцкисты, скрытые враги народа, устранили Дзержинского как одного из активных сторонников развития советской цивилизации. 20 июля 1926 года Феликс Эдмундович Дзержинский произносил резкую критическую речь на пленуме ЦК, посвященном состоянию экономики страны. Он подверг резкой критике представителей оппозиции, Пятакова, которого он назвал «самым крупным дезорганизатором промышленности», и Льва Каменева, которого обвинил в том, что тот не работает, а занимается политиканством. Из-за нервного срыва ему стало плохо. В тот же день он скончался от сердечного приступа.
Позднее был создан миф о том, что Сталин виновен в смерти Дзержинского. В реальности Дзержинский мешал больше всего троцкистам, «пятой колонне», которая работала в интересах западных держав, саботируя развитие советского проекта и превращение СССР-России в мощную индустриальную, а значит и военную державу, экономически и технологически независимую от Запада. Также «Железный Феликс» мешал врагам советской цивилизации и Сталина как глава органов безопасности. Дзержинский сохранял огромное влияние на органы госбезопасности, несмотря на загруженность делами хозяйства страны. А внутри ОГПУ уже сложилось как бы параллельное руководство, которое осуществлял заместитель «Железного Феликса» Г. Г. Ягода, родственник некогда могущественного председателя ВЦИК Я. М. Свердлова (известного русофоба и агента влияния Запада). Он сколотил свою группу — К. В. Паукер, М. И. Гай и др. В результате, когда Дзержинского устранили, органы госбезопасности стали оплотом троцкистов, врагов народа, до тех пор пока эти «авгиевы конюшни» не расчистил Берия. Они и организовали травлю Дзержинского на всех уровнях. Здоровье Феликса Дзержинского и не выдержало (а он не отличался богатырским здоровьем). Кроме того, возможно, что «сердечный приступ» организовали. Затем громкую смерть свалили на Сталина, как и в ряде других случаев.
Таким образом, миф о Дзержинском, «кровавом убийце», который только отметился только жестоким террором в отношении «лучших людей России», был создан врагами советской цивилизации и народа, с целью очернить одного из величайших деятелей Советского Союза.Феликс Дзержинский был одним из основателей Советского государства, создателем и руководителем органов внешней и внутренней безопасности, боролся с хаосом и анархией, в которую погружалась великая страна, защищал Советскую Россию от внутренних и внешних врагов, строил новую советскую цивилизацию, в основе которой была социальная справедливость. При этом Дзержинский стал одним из отцов программы индустриализации, которая позволила СССР выстоять и победить в жесточайшей мировой войне, стать сверхдержавой, благодаря которой современная Россия ещё имеет вес в мировой политике. Поэтому «Железный Феликс» и вызывает чувство ненависти у российских либералов.Ненависть к Дзержинскому, Сталину и «проклятому советскому прошлому» — это неприятие социальной справедливости, социалистического общества служения и созидания.
Автор: Самсонов Александр
От редакции: Вполне понятно, что либералы, поливающие грязью Дзержинского (да и Советскую власть в целом), стремятся очернить идеи социальной справедливости и равенства, сильного государства, ну и, разумеется, сам социализм. Именно поэтому большевикам постоянно приклеивают ярлыки «убийц», «палачей» и т.д. Но пускай тогда ответят на такие вопросы: а превозносимые антисоветчиками Столыпин, Колчак и прочие чем занимались? Они сколько людей повесили, расстреляли, отправили на тот свет? Примечательно, что даже ряд современников, отнюдь не относящихся к сторонникам Советской власти, подчёркивали, что белый террор был более жестоким чем красный. Кстати говоря, последний и являлся закономерным ответом на белый террор. То есть, нашу «демократическую общественность» беспокоят не «репрессии» как таковые, а отпор со стороны общества в отношении антинародных элементов.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.