Публикуем материал, размещённый на сайте газеты «Правда».
Центробанк объявил о начале санации банка «ФК Открытие», входящего в десятку крупнейших российских банков
Это будет первая санация с использованием нового механизма: Банк России, вложив средства созданного в этом году Фонда консолидации банковского сектора, станет главным акционером «Открытия». Меры по финансовому оздоровлению затронут также и другие компании финансовой группы «Открытие». Затраты государства на санацию «Открытия» ЦБ предварительно оценивает в 250—400 миллиардов рублей. Таким образом, мы видим очередной вопиющий пример несовершенства банковского надзора в России, который либо не в состоянии заметить проблемы банка на ранней стадии, либо (что более вероятно) не обладает достаточной свободой в принятии решений.
БАНК «ФК Открытие» является частью финансовой группы «Открытие», которая в последние несколько лет агрессивно расширяется и наращивает активы за счёт слияний и поглощений. Этот агрессивный рост начался ещё в 2008 году, когда «Открытие» получило кредит от ВТБ в размере 38,8 млрд рублей (под залог 10% акций), в результате чего «Открытие» получило огромную по тем временам сумму «живых» денег, тогда как в то время на российском финансовом рынке денег катастрофически не хватало (кризис 2008—2009 годов). Это позволило «Открытию» начать энергично наращивать свои активы, и этот безудержный рост продолжался все годы, но уже в основном на заёмные средства и деньги клиентов и вкладчиков.
Наращивание активов осуществлялось главным образом через поглощение других банков, в частности через поглощение проблемных банков посредством принятия их на санацию. За эти годы «Открытие» санировало Русский банк развития, банк «Петровский» (бывший ВЕФК), Свердловский губернский банк, банк «ВЕФК-Сибирь» и банк «Московский Капитал», а также печально известный банк «Траст» (группа «Открытие» тогда получила льготный кредит от АСВ в размере 127 млрд рублей: из них 99 млрд на покрытие «дыры» в балансе «Траста» — на 10 лет под 0,51% годовых, а остальные 28 млрд — на «поддержание ликвидности» санируемого банка — под 6% годовых на 6 лет).
Банк «ФК Открытие» сформировался на основе нескольких банков из тех, что были поглощены группой «Открытие» за последние годы: это Номос-банк, банк «Петрокоммерц», «Ханты-Мансийский банк Открытие» и ещё несколько банков поменьше. Интересно отметить, что поглощённый «ФК Открытием» в 2012 году Номос-банк с активами 640 млрд рублей был значительно крупнее самого «ФК Открытие», у которого на тот момент активы составляли лишь 240 млрд рублей.
Начиная с 2015 года группа «Открытие» стала проводить поглощение не только банков, но и других компаний — финансовых и нефинансовых. В частности, структуры группы «Открытие» вошли в капитал нескольких негосударственных пенсионных фондов (в том числе НПФ «Лукойл-Гарант»), что позволило привлечь инвестиции из средств пенсионных накоплений этих фондов. А незадолго до объявления решения о санации группа «Открытие» приступила к поглощению группы Росгосстрах, включающей в себя одноимённую страховую компанию — одного из лидеров рынка ОСАГО — и Росгосстрах-банк, входящий в Топ-50 по активам.
Столь стремительный рост должен был бы уже давно привлечь внимание ЦБ как мегарегулятора финансового рынка (тут уместно вспомнить ещё один свежий пример рискованности столь ускоренного роста — а именно недавно лишившийся лицензии банк «Югра», который также демонстрировал стремительное наращивание активов, только не за счёт слияний и поглощений, а за счёт агрессивного привлечения депозитов физлиц).
Однако, по-видимому, органам надзора не хватило политической воли вмешаться в эту потенциально рискованную ситуацию на ранней стадии (группа «Открытие» обладает хорошим лоббистским потенциалом), и проблемы «Открытия» стали постепенно просачиваться в публичную сферу. Так, в мае 2017 года рейтинговое агентство S&P понизило рейтинг «ФК Открытие» с BB- до B+, а в июле российское рейтинговое агентство АКРА присвоило этому банку практически «мусорный» рейтинг BBB-, который уже не позволял ему привлекать средства федерального бюджета и негосударственных пенсионных фондов. В июле начался массовый отток средств клиентов из банка «ФК Открытие»: так, по данным ЦБ, за период с 3 июля по 24 августа отток средств клиентов составил 527 млрд рублей.
Ещё одно нашумевшее событие в истории с «Открытием» — это попавшая в прессу клиентская рассылка одного из аналитиков УК «Альфа-капитал», в которой говорилось, что вложения в ценные бумаги некоторых банков могут быть рискованными: а именно были перечислены «ФК Открытие», Бинбанк, Промсвязьбанк и Московский кредитный банк (МКБ). УК «Альфа-капитал» быстро дезавуировала эту информацию, заявив, что это было мнение конкретного аналитика; тем не менее последующие события показали, что это мнение было вполне обоснованным. Дело в том, что указанные четыре банка тесно связаны между собой через совместные инвестиции, участие в капитале друг друга и взаимное кредитование, так что банкротство одного из этих банков — «ФК Открытие» (если бы оно состоялось) сильно ударило бы и по всем остальным банкам из этой четвёрки.
Ситуация с «Открытием» разрешилась 29 августа, когда ЦБ объявил о начале санации банка. Санация будет проходить по новой схеме — через передачу банка Фонду консолидации банковского сектора (ФКБС), недавно созданному Центробанком специально для проведения санации проблемных банков. По сути это означает национализацию проблемного банка. В случае банка «ФК Открытие» ФКБС получит долю не менее 75% в его капитале; при этом до 25% останутся у предыдущих собственников, но только в том случае, если временная администрация не выявит в балансе банка «дыру» (отрицательный капитал). Если же «дыра» обнаружится, то банк «ФК Открытие» на 100% перейдёт государству в лице ФКБС.
Эта схема принципиально отличается от использовавшейся ранее кредитной схемы санации. При кредитной схеме деньги вливались регулятором в капитал банка не напрямую, а предоставлялись банку-санатору в виде льготного долгосрочного кредита (кредит на 10—15 лет под полпроцента годовых в рублях) через посредника в лице АСВ. Кроме того, банки-санаторы зачастую использовали санируемый банк как «помойку» для плохих активов, передавая ему (через сложные схемы) и свои собственные проблемные активы. Таким образом, государство по сути не только платило по долгам санируемого банка, но и обеспечивало сверхприбыль для банка-санатора.
Новый механизм санации (основные положения соответствующего закона вступили в силу с 16 июня) по сути сводится к национализации проблемного банка. Управляющая компания при фонде консолидации банковского сектора будет брать на баланс проблемные банки, вести их оздоровление, а затем (возможно) продавать на открытом рынке. Таким образом, государство по-прежнему будет компенсировать долги проблемного банка, но уже не будет тратить деньги на обеспечение сверхприбылей банков-санаторов (поскольку это звено теперь полностью исключается из процесса). В результате ЦБ рассчитывает, что новый механизм позволит сэкономить порядка 25—30% государственных средств.
Любопытно мнение о новой схеме санации, высказанное лидером «Партии роста» бизнес-омбудсменом Борисом Титовым на Восточном экономическом форуме. Господин Титов считает, что «лучше забирать самые проблемные кредиты, невозвратные из банков» и реструктуризировать их на уровне государства. Сам банк при этом лучше «отправлять в свободное плавание», чтобы он сохранял свою структуру собственников и структуру активов, но мог при этом «вздохнуть». Иными словами, бизнес-омбудсмен предлагает, чтобы государство компенсировало «дыры» в капитале проблемных банков, а их собственники, которые довели банк до этого состояния, не теряли своих долей в капитале и продолжали бы получать прибыль от оздоровлённого банка. Ну и наглость!
Тем не менее даже с новым механизмом санация банков будет обходиться государству непозволительно дорого, особенно если речь идёт о столь крупных банках, как «ФК Открытие», когда на санацию могут потребоваться сотни миллиардов рублей. По предварительным оценкам ЦБ (оглашённым заместителем председателя ЦБ Василием Поздышевым 1 сентября в интервью агентству «Рейтер»), на санацию «Открытия» может потребоваться от 250 до 400 млрд рублей. Дело в том, что под санацию попадает не только сам банк «ФК Открытие», но и другие компании группы, в частности банк «Траст» и недавно поглощённые Росгосстрах-банк и страховая компания Росгосстрах, а также пенсионные фонды — всего около 30 юридических лиц. Очень похоже, то истинная цель поглощения проблемного Росгосстраха проблемным и уже ожидающим санации банком «ФК Открытие» состояла в том, чтобы Росгосстрах также попал под санацию за счёт государства, то есть банк «ФК Открытие» выступил здесь в роли «помойки» для сброса плохих активов. Таким образом, санация группы «Открытие» станет самой дорогой санацией в истории российского банковского сектора, опередив предыдущего «лидера» — Банк Москвы, на санацию которого банком ВТБ в 2011 году государством было выделено 295 млрд рублей.
Хотя эти деньги идут не из государственного бюджета, а по сути через эмиссию (при новой схеме санирования управляющая компания при ФКБС, получив акции санируемых банков, будет создавать ПИФы и продавать их паи Центробанку), риски для финансовой системы в случае эмиссии столь больших сумм могут быть довольно значительны: это может быть и всплеск инфляции, и падение курса рубля. Дело в том, что такая эмиссия — а именно вливание денег в банковский, а не в реальный сектор экономики через целевые кредиты — бесполезна для целей развития и поэтому несёт большие инфляционные риски.
При этом объём расходов государства на санацию банков и на выплаты вкладчикам обанкротившихся банков по линии АСВ растёт с каждым годом. С 2008 года на санацию банков в совокупности было потрачено порядка 1,1 трлн рублей, а совокупный объём выплат по линии АСВ составил порядка 1,9 трлн рублей; итого примерно 3 трлн рублей «непродуктивной» эмиссии. Описанная выше кредитная схема санации, использовавшаяся ранее, также является по сути эмиссионной, а выплаты вкладчикам от АСВ идут из фонда, в который банки отчисляют взносы, но этого фонда не хватает для нужного объёма выплат, и дефицит фонда финансируется через кредит от ЦБ, то есть опять же через эмиссию.
Приходится ещё раз констатировать: к сожалению, банковский надзор в России неэффективен и не свободен от влияния «внеэкономических» факторов, и государству приходится платить за это высокую цену. Возникает вопрос: а зачем вообще нужны в России частные банки? Поддержание существующей банковской системы обходится государству в астрономические суммы, а её польза для экономики почти незаметна: банковское кредитование реального сектора экономики который год стагнирует на крайне низких уровнях и расти не собирается. Не пора ли обратиться всерьёз к идее создания подлинно государственного банка, работающего на нужды экономики, а не на максимизацию прибыли (как делают сейчас российские «госбанки», которые своей деятельностью ничем не отличаются от обычных частных банков, но только получают поддержку государства)?
Татьяна КУЛИКОВА. Экономист.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.