Публикуем материал, размещённый на сайте портала «Свободная пресса».
Вечером 25 сентября перевозчик «ВИМ-Авиа» официально признался в том, что и так стало очевидным: компания не имеет средств для продолжения деятельности и прекратит выполнять чартерные рейсы. Первые новости, что у «ВИМ-Авиа» проблемы, появились 22 сентября, когда начались задержки рейсов из аэропорта «Домодедово». Их причиной была названа неурегулированная задолженность перед топливно-энергетическими организациями, хотя в самой компании попытались объяснить все «сезонным спадом» и «спором хозяйствующих субъектов».
Примечательно, что в конце мая у «ВИМ-Авиа» уже была массовая задержка рейсов из разных аэропортов. Тогда перевозчик объяснял их «поздним прибытием воздушных судов». Для стабилизации ситуации компании пришлось сократить чартерную программу на летний период.
Тем не менее, по финансовым документам у «ВИМ-Авиа» все было в порядке. Как отметили в Росавиации, при проведении мониторинга финансово-экономического состояния им была предоставлена бухгалтерская отчетность, которая свидетельствовала о благополучном состоянии перевозчика. Росавиация уже назначила внеплановую проверку компании.
Тем временем, Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело против должностных лиц авиакомпании «ВИМ-Авиа» по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере»).
«Следствием установлено, что не позднее 22 сентября у должностных лиц авиакомпании возник преступный умысел, направленный на хищение денежных средств пассажиров путем обмана в особо крупном размере», — сообщила официальный представитель СК Светлана Петренко.
По версии следствия, заведомо зная о том, что денег авиакомпании недостаточно для закупки топлива, должностные лица продолжали реализовывать авиабилеты на рейсы, получив за это путем обмана денежные средства в размере свыше 1 млн рублей.
А пока ведутся проверки и следствие, десятки тысяч клиентов авиакомпании уже столкнулись или еще столкнутся с колоссальными неудобствами. В Ассоциации туроператоров сообщили, что отказ «ВИМ-Авиа» от выполнения своих обязательств может затронуть как минимум 100 тысяч туристов. До конца сезона, по оценкам АТОР, перевозчик должен был обслужить 200 тысяч пассажиров. В неделю «ВИМ-Авиа» осуществляла несколько десятков чартерных рейсов по самым популярным направлениям.
«Остановка деятельности авиакомпании в первую очередь отразится на этих рейсах, что приведет к коллапсу на туристическом и авиационном рынках, который грозит обернуться значительным репутационным ущербом для органов исполнительной власти, субъектов туристического рынка и широким недовольством рядовых граждан», — говорится в обращении Ассоциации.
В организации уверены, что туроператоры не смогут вернуть в Россию такое количество туристов самостоятельно. В Российском союзе туриндустрии считают, что перелеты нужно осуществлять бортами «ВИМ-Авиа», так как других свободных воздушных судов просто нет. По данным АТОР, кредиторская задолженность компании оценивается от 3 млрд до 10 млрд руб., и у «ВИМ-Авиа» недостаточно оборотных средств для выплаты компенсаций туристам или замены рейсов.
26 сентября Ростуризм сообщил, что создан оперативный штаб по возвращению из-за рубежа российских туристов. Позднее ассоциация выездного туризма «Турпомощь» сообщила, что по сводной информации, полученной от туроператоров, за рубежом находятся 43 тысячи человек, ранее отправленных рейсами авиакомпании в Турцию, Грецию, Италию, Испанию и Крит.
Трудность в том, что фонды ассоциации «Турпомощь», которые сформированы на случай невозможности выполнения своих обязательств туроператорами, по закону не могут быть использованы, поскольку вина за возникновение нештатной ситуации целиком лежит на авиаперевозчике. По информации Ростурима, авиакомпания выполняла регулярные полеты по 16 международным маршрутам.
Впрочем, пострадали не только вылетающие за границу, но и граждане, которые путешествовали по России. В первую очередь, остановки и задержки рейсов компании коснулись людей, которые направлялись на Дальний Восток. Так, рейсы «Москва-Благовещенск-Москва» были задержаны на неопределенный срок, причем в «лучших» традициях отечественных перевозчиков, представители «ВИМ-Авиа» вообще не общались с клиентами и не предоставляли им никакой компенсации. Ни один телефон компании не отвечал, альтернативы никакой не предлагали. Те билеты, которые можно было купить до Благовещенска в других компаниях, стоят так, дорого, что не всем по карману, особенно если летит семья. Ей такой перелет мог бы обойтись до 200 000 рублей. В итоге вылеты возобновились, и, как сообщили в пресс-службе правительства Приамурья, рейсы, запланированные на ближайшие два дня, состоятся.
Но что будет дальше — неизвестно. Изначально в «ВИМ-Авиа» обещали, что перелеты продолжатся до 2 октября, но теперь «ситуация изменилась». Губернатор Приамурья Александр Козлов в обращении призвал жителей региона не рисковать и воздержаться от полетов с проблемной компанией. Как будто у амурчан есть десятки компаний на выбор, а они стремятся попасть только в эту. И что теперь вообще делать дальневосточникам, которым нужно отправиться в другой регион? Власти очень много говорят о необходимости развития Дальнего Востока и составляют различные стратегические программы, но по факту оказывается, что даже элементарная транспортная связь региона с территорией остальной России находится под большим вопросом.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.