Публикуем материал, размещённый на сайте газеты «Правда».
Демократическое совещание было детищем социал-соглашателей, то есть эсеров и меньшевиков. Если Советы были классовым органом революционных трудящихся, то Демократическое совещание было представлено гражданам России как орган «народного единства», то есть «единства» рабочих и крестьян с буржуазией, с кадетами. Эта с виду «надклассовая» коалиция на основе Демократического совещания сформировала предпарламент из 313 депутатов, которым до созыва Учредительного собрания должно было стать подотчётным Временное правительство.
НО ПОСКОЛЬКУ идеологами и дирижёрами коалиционного министерства были Керенский и кадеты, то, стремясь окончательно преодолеть классовый, ориентирующийся на интересы пролетариата и беднейшего крестьянства, характер государственной власти, они своим решением, во-первых, уподобили предпарламент Булыгинской думе (та должна была стать совещательным органом при царе, этот — при Керенском и его министерстве), во-вторых, расширили её состав до 555 человек, назначив на все новые места представителей объединений капиталистов и помещиков, в-третьих, велеречиво назвали эту времянку «национального согласия» Временным Советом республики. («Положение о Временном Совете Российской Республики» «Рабочий Путь» опубликовал в 26-м номере). Классовая направленность обеих ветвей такой власти, несмотря на заметное присутствие в ней «социалистов», могла быть только буржуазной, эксплуататорской.
В вышедшем 30 сентября (13 октября) 24-м номере «Рабочего Пути» вместо передовой стояло заявление ЦК большевистской партии «Перед съездом Советов». Оно подводило итог манипуляций Керенского и социал-соглашателей: «В самый критический момент революции, в самое трудное время для нашей страны меньшевики и официальные социалисты-революционеры ещё и ещё раз предали интересы рабочих, солдат и крестьян, отдавши власть корниловцам-кадетам. Контрреволюционное правительство Керенского остаётся у власти и при нём создаётся законосовещательный «булыгинский» предпарламент, призванный по плану к.-д. заменить собой Учредительное собрание и помочь контрреволюции раздавить Советы…
Поднимают голову капиталисты-локаутисты. Безработица увеличивается. Разруха растёт, голод надвигается вплотную. Финансовое банкротство становится всё ближе и ближе. Денежная «помощь» союзников только увеличивает кабалу, только усиливает зависимость от кучки банкиров и торгашей международного империализма».
На полярном политическом фланге «негодование бурлит в широчайших массах рабочих, солдат и крестьян. Рабочие и солдаты не могут дальше мириться с издевательствами буржуазии, с наглостью капиталистов, с бонапартизмом буржуазного правительства».
В этих условиях большевистский ЦК заявлял свою позицию: «Мы разделяем это негодование, с наших уст также рвётся проклятие тем, кто хочет погубить величайшее революционное движение, какое когда-либо знал мир. И всё-таки мы говорим: мы не пойдём на бой тогда, когда это нужно нашим врагам. Никаких частичных выступлений!.. Будем бдительны. Будем разоблачать все попытки буржуазии провоцировать вспышки гражданской войны. Все силы сосредоточим на подготовке съезда Советов на 20 октября — съезда, который один обеспечит созыв и революционную работу Учредительного Собрания».
В этом же номере — большая статья А. Коллонтай «Банкротство лозунга «гражданского мира». Она писала: «Всё чаще и чаще проникают в печать скудные, тщательно «очищенные» цензурой сведения о том, что не в одной только России, но и в других странах лозунг «гражданского мира» обанкротился». Охарактеризовав внутриполитическую ситуацию в Европе и США, автор указывала: «Не в одной России лозунг «классового мира вытесняется исторически неизбежным восстановлением тактики классовой борьбы».
На эту же тему заметка Сталина «Бумажная коалиция». Она, естественно, о процессах в своей стране: «Соглашатели из эсеров и меньшевиков со всех крыш кричат о необходимости коалиции с «живыми силами» страны, определённо указывают на московских промышленников… Есть ли предел тупости «революционных» болтунов, не перестающих воспевать коалицию с преступными локаутчиками?»
В номере много материалов с мест, которые убеждают, что революционные настроения нарастали практически во всех регионах страны.
Естественно, что и в следующих номерах тема классового противостояния оставалась главной. Позиции полярных сил были убедительно отражены в 25-м номере. «Чего требует буржуазия?» — вопрос, вынесенный в заголовок одной из статей. В ней цитируется рупор российского капитала «Биржёвка». А высказывания — откровеннее некуда: «Большевики стремятся к власти, от этой власти они должны быть отброшены во что бы то ни стало и чего бы это ни стоило». Ей вторит, славя государственный патриотизм, другое буржуазное издание: «Наступают минуты, когда все государственные элементы России должны объединить свои силы для борьбы с внутренним врагом». Враг называется по имени: большевизм.
В этом же стане ставший приверженцем министра-председателя
Г.В. Плеханов (увы, тот самый Плеханов, когда-то «первый марксист России», к этому времени полностью растерявший революционный багаж): «А.Ф. Керенский должен был бы, наконец, сдержать обещание, во всеуслышание данное им России в московском Большом театре («подавить кровью и железом» большевизм. — В.Т.). Решится ли он на это?»
А вот голос с другого полюса: «В Петроградском Совете Профессиональных Союзов». На его заседании обсуждался конфликт между столичными деревообработчиками и Обществом фабрикантов и заводчиков. Курс — на забастовку, в резолюции чётко записано: «Все меры переговоров исчерпаны».
Передовая 26-го номера «Съезд Советов и Учредительное Собрание» возвращает читателей к вопросу о власти: «Кадеты, превращаясь в пламенных защитников Учредительного Собрания (!), из всех чернильниц стреляют по съезду Советов. Против рабочих, против солдат, против революционных крестьян выступают «единым фронтом» кадеты, меньшевики и эсеры (оборонцы): «Не нужно съезда Советов, ибо через несколько дней Учредительное Собрание!» А между тем те же самые Церетели — Гоцы, которые срывают «революционный парламент» Советов, изо всех сил участвуют в изготовлении уютного «предпарламентского» гнёздышка для правительства Керенского. Им не нужен на 20 октября советский парламент, «ибо остаётся всего несколько недель», но им нужен на 5 октября кадетский предпарламент, хотя Учредительное Собрание вроде бы «на носу».
Проводя «линию «Правды», «Рабочий Путь» твёрдо заявляет, что съезд Советов мешает не Учредительному Cобранию, а «Временному Cовету республики» и витающему над ним диктаторскому правительству».
В 28-м номере, вышедшем 5 (18) октября, в передовой «Кто срывает Учредительное Собрание?» Сталин отвечал на этот вопрос с фактами в руках: «Всего неделю назад вожди «донского казачества» предложили отложить выборы в Учредительное Собрание ввиду «неподготовленности населения».
Спустя два дня после того газета «День», близкая сотрудница кадетской «Речи», проговорилась, что «волна аграрных беспорядков… может отложить решение Учредительного Собрания».
А вчера телеграф принёс известие, что «общественные деятели» в Москве, те самые, которые направляют теперь Временное Правительство, тоже «находят невозможным» выборы в Учредительное Собрание».
В передовой есть ответ и на другой вопрос: «Где та сила, которую можно будет противопоставить контрреволюционным попыткам буржуазии?» Вот он: «Сила эта — растущая русская революция. Соглашатели не верят в неё. Но это не мешает ей расти, захватывая деревню и сметая устои помещичьей власти».
Невозможно пропустить опубликованное в большевистском ЦО «Опровержение». Оно касается голосования: «Враги меньшевиков-интернационалистов задумали раз навсегда опорочить репутацию Л. Мартова и влекущихся за ним. Они распространили гнусное утверждение, будто Л. Мартов голосовал в Демократическом совете (ещё одно название предпарламента. — В.Т.) за поправку левых эсеров, требующую «передачи всей земли в распоряжение земельных комитетов». И Л. Мартов спешит «категорически» заявить, что ни он, ни его друзья не голосовали за эту поправку.
«Честь» меньшевистского интернационала восстановлена. С него снято подозрение в солидарности с революционным крестьянством. Мы рекомендуем всем помещикам усиленно записываться во фракцию меньшевиков-интернационалистов».
Газета в №27, 28 и 30 опубликовала большую статью Сталина «Заговор против революции». В ней ясно указываются штабы контрреволюции: «Наша партия была права, утверждая, что правительство Керенского есть правительство буржуазной контрреволюции, опирающееся на корниловщину и отличающееся от последней лишь некоторой нерешительностью.
Наша партия была права, утверждая, что идейные и политические нити контрреволюции сходятся в центральном комитете партии кадетов».
Сталин добавляет: «Теперь ясно для всякого, что, создавая директорию после неудавшегося корниловского «мятежа», Керенский проводил иными средствами ту же самую корниловскую диктатуру… «Предпарламент» — вот тот «представительный орган», который должен был составить «демократическую» опору для «коллективной диктатуры» Корнилова — Керенского».
Из конкретного анализа вытекает конкретный вывод: «Нужно передать власть в руки новых революционных классов, в руки пролетариата и революционного крестьянства. Для этого нужно сосредоточить власть внутри массовых революционных организаций, внутри Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов. Эти классы и эти организации, и только они спасли революцию от заговора. Они же обеспечат ей победу».
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.