Алёна Еркина. Во имя мира, против войны

Алёна Еркина. Во имя мира, против войны

Публикуем материал, размещённый на сайте газеты «Правда».

В городе-герое Туле прошёл XV Международный фестиваль военного кино имени лауреата Ленинской и Государственной премий СССР, заслуженного деятеля искусств Польши, Чехии и Словакии кинорежиссёра Юрия Озерова.

УЧАСТНИК Великой Отечественной войны, создатель масштабных киноэпопей «Освобождение», «Солдаты свободы», «Битва за Москву» и «Сталинград» Ю.Н. Озеров говорил в своих интервью, что во время штурма Кёнигсберга загадал: если останусь жив, обязательно расскажу людям, как всё происходило. Доносить правду, препятствовать фальсификации исторических событий, защищать память и подвиг русского солдата, показывать, какой ужас несёт человечеству война, — этим задачам и посвятил всю свою дальнейшую жизнь Юрий Николаевич. И не случайно сегодня фестиваль его имени проходит под девизом «Через войну в кино — против войны в мире».

Война — это чудовищно и противоестественно, и об этом постоянно нужно напоминать. Продолжать традиции, заложенные мастером, стремятся организаторы кинофестиваля. Ведь события, которые происходят сегодня в мире, к сожалению, показывают, что история ничему не учит: в Польше сносят памятники советским воинам-освободителям, на Украине подняли голову бандеровцы, да и в нашей стране активно действует «пятая колонна».

Сейчас, когда против России ведётся грязная информационная война, когда идёт борьба за умы молодого поколения между различными силами, особенно важно включиться в это противостояние всем по-настоящему народно-патриотическим силам. И кинематограф в этом отношении — мощнейшее средство воздействия. К сожалению, нынешнее российское телевидение порой откровенно помогает нашим врагам: на телеэкранах появляются насквозь лживые и очерняющие историю Великой Отечественной войны и её героев фильмы и передачи. Что ж, в «демократической» России режиссёр отныне свободен в самовыражении, в чём бы оно ни проявлялось: давно канули в Лету художественные советы, обеспечивавшие высокий творческий уровень кинопроизведений.

— Не думаю, что сейчас есть смысл возрождать что-то подобное, — сказал корреспонденту «Правды» народный артист РФ Юрий Назаров. — Есть такое выражение: всё, что делает дурак, всё он делает не так. Бывает цензура холуйская, идиотская, и это один вопрос. С другой стороны, сегодня, в эпоху бесцензурья, появляется очень много «произведений искусства», в том числе кинолент, со знаком минус. У искусства должна быть цель: воспитание, образование, передача опыта. Сейчас во многих случаях это всё отсутствует. Но какими-то запретительными мерами проблему засилья такого «искусства» вряд ли возможно решить. Нужно соображать что к чему. Только тогда можно противостоять чудовищной лжи, которая льётся на нас. Многие в мире, кстати, уверены, что на Хиросиму и Нагасаки бомбу сбросил Советский Союз. Потому что американская пропаганда работает едва ли не со времён окончания Второй мировой войны. И в нашей стране так же извращённо некоторые «эксперты»-конъюнктурщики очерняют историю Советского Союза, в том числе Победу в Великой Отечественной войне. Кино — это чистейшая политика.

Например, в своё время наделавший немало шуму телесериал «Штрафбат». В нём всё от начала до конца — враньё. Геббельсовская пропаганда: чем чудовищнее ложь, тем скорее в неё поверят. Поэтому прежде всего каждому из нас для борьбы с этим явлением нужно иметь свою голову на плечах, разум, нужно трезво мыслить и рассуждать, отличая зёрна от плевел. А без этого никакие художественные советы не помогут.

В НЫНЕШНЕМ ГОДУ кинематографисты привезли в город-герой Тулу около семидесяти новых фильмов, которые были представлены в программах игрового кино «Боевая десятка», документального кино «Битва за жизнь», короткого метра «АКМ», а также детско-юношеского кино «Соколёнок». Создана отдельная ретроспективная программа «Солдаты свободы». Фильмы демонстрировались на 24 площадках города и области. Количество площадок по сравнению с прошлым годом увеличилось в два раза, и зрители — традиционно бесплатно — могли посмотреть фильмы и пообщаться с любимыми артистами и режиссёрами в школах, вузах, домах культуры, музеях, театрах городов Тула, Венёв, Новомосковск, Суворов, Узловая, посёлков Дубна, Первомайский и др. В самый разгар фестиваля в Тульской филармонии состоялся творческий вечер популярного киноактёра Сергея Маховикова «От Пушкина до Высоцкого».

В программе фестиваля — военные фильмы и о Великой Отечественной войне, и о современных локальных войнах. Казалось бы, самая страшная и кровопролитная война ХХ века — Вторая мировая — должна была надолго сделать прививку человечеству от желания разжечь очередной мировой пожар, от которого страдают прежде всего невинные люди. Но нет. Войны продолжают вспыхивать в разных частях земного шара. К примеру, фильм Эмира Кустурицы «По Млечному Пути» метафорично рассказывает о боснийской войне.

Документалистика — особый жанр. Здесь явственно ощущаешь весь трагизм, который несёт с собой война.

В программе документального кино — работы китайских, сербских, русских режиссёров. Всего более двадцати картин о разных войнах — от Второй мировой до событий в Сирии и Донбассе… Например, документальная лента Вячеслава Серкеза «Красные камни Тавриды». Она рассказывает о партизанском движении в Крыму во время Великой Отечественной войны. Или фильм «Ленинград. Номер 7», который режиссёр Ю. Рыбакова посвятила истории создания композитором Шостаковичем легендарного произведения, ставшего символом непокорённого Ленинграда, — симфонии №7. Кинолента «Русские соколы в небе Китая»

Г. Илугдина — об участии советских лётчиков-добровольцев, помогавших Китаю сражаться с японскими милитаристами в войне 1937—1945 годов. Этим же событиям были посвящены два игровых китайских фильма «Храбрые воины» и «Битва у реки Сянцзян».

Особое внимание в документальном кино привлекают фильмы военного корреспондента Максима Фадеева о современной войне в Донбассе. «Донбасс. Моя Спарта» — так называется фильм режиссёра, посвящённый жителям и защитникам Донецка. Это хроникальный рассказ с передовой без авторского текста о том, как в условиях войны выживают простые люди, о бойцах армии ДНР, вставших на защиту своей родины от неофашистов. В программе и фильм «Одесса. Чёрная весна» сценариста и режиссёра Андрея Дёмина — о событиях в Одессе 2 мая 2014 года. Здесь комментарии излишни.

Но вернёмся к главной программе игрового кино «Боевая десятка».

— Мы включили в программу игрового кино «Боевая десятка» фильмы, на первый взгляд, с военной темой не связанные, — говорит президент фестиваля, режиссёр, выпускник мастерской Ю.Н. Озерова Олег Урюмцев. — Это лента о космосе Дмитрия Киселёва «Время первых». Считаем, что это всё-таки наш фильм, имеющий прямое отношение к теме фестиваля, так как космос всегда был связан с военной промышленностью, освоением новых технологий. Кинокартина «Землетрясение» Сарика Андреасяна — о землетрясении 1988 года в Армении — фильм-катастрофа о героизме и самопожертвовании. Фильм «Сноуден», можно сказать, тоже о войне, только о войне в информационном пространстве и технологиях. «Притяжение» Фёдора Бондарчука — также в сущности не о войне, но о действиях нашей современной армии в экстремальных, пусть и фантастических, условиях, своего рода фильм-метафора. И это очень интересно! Словом, ленты в программе разноплановые.

22 СЕНТЯБРЯ состоялась церемония закрытия фестиваля, на которой были оглашены результаты и вручены призы «Золотой меч». Главную награду — Гран-при — в номинации «Лучший игровой фильм» решено было не присуждать. Как пояснили организаторы, это связано с тем, что в программе фестиваля оказались равно сильные фильмы и авторы: Стоун, Кустурица, Шахназаров, Чухрай, Бондарчук.

Главную награду в программе документального кино получил фильм о Великой Отечественной войне «Равная величайшим битвам» (г. Екатеринбург, режиссёры Г. Негашев, П. Фаттахутдинов, А. Титов).

В начале войны Сталин принял решение об эвакуации промышленных предприятий. О том, как происходил этот поистине грандиозный процесс, обеспечивший бесперебойную работу предприятий в тылу и имевший важнейшее значение для армии и для Победы, и рассказывает фильм. Всего было эвакуировано 667 предприятий (научные институты, целые заводы и фабрики), которые через две недели после переезда уже начали работу.

«Золотой меч» «За лучшую мужскую роль второго плана» получил китайский актёр Сунь Вейминь (фильм «Битва у реки Сянцзян»). В номинации «За лучшую женскую роль» награда досталась актрисе Елене Лотовой (фильм «Три дня до весны» режиссёра А. Касаткина). Кинолента А. Шальопы и К. Дружинина «28 панфиловцев» награждена «Золотым мечом» в номинации «Лучший дебют» («Правда» подробно писала об этом фильме в №135 от 2—5 декабря 2016 года в статье Л. Ягунковой «Подвиг шагнул на экран»). В номинации «Лучший сценарий» награду взял фильм Оливера Стоуна «Сноуден».

«Золотой меч» в номинации «Лучшая режиссура» жюри присудило молодому венгерскому режиссёру Ласло Немешу за фильм «Сын Саула», уже ставшему обладателем Гран-при Каннского кинофестиваля и «Оскара» за «Лучший фильм на иностранном языке». Фильм сложный и во многом неоднозначный. Главный герой Саул — пленный, член так называемой зондеркоманды, в которую входят заключённые, брошенные фашистами на «вспомогательные» работы, связанные с сопровождением узников в газовые камеры, сжиганием их тел и одежды, дальнейшей очисткой помещений. Буквально на несколько минут выживший после газовой камеры мальчик кажется Саулу его сыном, хотя на самом деле детей у него нет. Но Саул хочет думать, что это его сын, он уверен в этом. Герой решает похоронить его по всем канонам — с еврейской молитвой (кадишем). Для этого ему во что бы то ни стало надо найти раввина. Тем временем товарищи Саула, члены зондеркоманды, узнают, что скоро их всех планируют уничтожить. Начинается подготовка к побегу, в которую вовлечён и герой.

С маниакальным упорством Саул ищет раввина и вдобавок ко всему таскает с собой тело ребёнка. Актёр гениально сыграл одержимость, которая овладевает Саулом. Его цель — выжить и похоронить своего сына (как кажется ему) обязательно по всем канонам. Саул словно пытается остаться человеком, а не ходячей тенью, подчинив своё безумное существование рядом со смертью, кровью, смрадом, страданием какой-то высшей, «человеческой цели» из той, другой жизни. Ведь хоронить умерших по правилам возможно где угодно, только не в концентрационном лагере, где ты сам на волоске от смерти. Замысел режиссёра интересен, но к его воплощению на экране у зрителя может возникнуть ряд вопросов. Можно ли остаться человеком, достигнув желанной цели за счёт людей, которые рядом с тобой? Для Саула словно не существует товарищей, которых он подвергает смертельной опасности своими неосторожными действиями: в суматохе, связанной с задачей спрятать тело, он теряет порох, который ему поручают достать для побега, угрожает другим членам зондеркоманды сдать их немцам, если они будут пытаться остановить его… Действия героя не поддаются обыкновенной логике, и задача зрителя — самому найти ответ на те вопросы, которые будут возникать у него во время просмотра.

Геза Рёриг, играющий Саула, — непрофессиональный актёр, но со своей ролью справился великолепно. После выхода фильма он сказал, что это его последняя роль.

«Землетрясение» армянского режиссёра Сарика Андреасяна не получило наград, хотя это довольно интересная картина. Сюжет основан на реальных событиях. 7 декабря 1988 года в Армении произошло мощное разрушительное землетрясение, которое затронуло территорию с населением около миллиона человек. За 30 секунд были полностью разрушены город Спитак, оказавшийся в эпицентре землетрясения, и более пятидесяти сёл; частичному разрушению подвергся город Ленинакан и около 300 населённых пунктов. По меньшей мере, 25 тысяч человек погибли; 19 тысяч стали инвалидами, десятки тысяч остались без крова.

История главных героев разворачивается в городе Ленинакане буквально за считанные часы до стихийного бедствия. Режиссёр показывает зрителю первые четыре дня трагедии (с 7 по 10 декабря). Он не увлекается эффектной натуралистичностью, к которой зачастую прибегают авторы подобных кинолент, стремящиеся воздействовать на зрителя. Тем не менее сцены разрушений сняты действительно сильно, их масштаб поистине поражает. Но это отнюдь не давление на психику зрителя, на его эмоции, на выжимание слезы, в чём некоторые кинокритики пытаются упрекнуть фильм.

Да, в кинокартине много смертей, много горя. Но он не об этом. Это фильм о дружбе народов, о взаимовыручке, о братстве, героизме и мужестве людей разных национальностей, о прощении и сплочении перед общей бедой. Недаром картина сопровождается девизом «Трагедия, объединившая мир»: в восстановлении пострадавших от разрушительного землетрясения районов приняли участие все республики СССР, помогали и другие страны мира.

XV фестиваль военного кино имени Ю.Н. Озерова завершился. Следующий, XVI, пройдёт тоже в Туле: с прошлого года он получил здесь постоянную «прописку».

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *