Публикуем материал, размещённый на сайте газеты «Правда».
Минэкономразвития назвало снижение нефтяных цен основным фактором риска для российской экономики. Бюджет и платёжный баланс устойчивы при цене нефти 40 долларов за баррель, заявил глава минэкономразвития Максим Орешкин.
ВИЗИТ В МОСКВУ короля Саудовской Аравии Сальмана бен Абдель Азиз Аль Сауда не прояснил жизненно важный для российской сырьевой экономики вопрос о том, будет ли и в дальнейшем Эр-Рияд придерживаться политики ограничения нефтяных квот. Для нашего трещащего по швам бюджета это жизненно важно. Между тем эксперты полагают, что саудиты не прочь использовать «нефтяной шантаж» как важный аргумент в ближневосточной политике для давления на Москву. В том числе по вопросу о сирийском урегулировании и об отказе Кремля от сотрудничества с Тегераном.
Пока что всё выглядит более-менее благолепно. Эр-Рияд как будто намерен закупить в России ракетные комплексы С-400 и декларировал дальнейшее ограничение нефтедобычи сразу после встречи своего короля с российским президентом. Однако уже не раз россияне были свидетелями того, как наши саудовские «друзья» легко отказывались от своих обещаний в угоду собственным региональным амбициям и плясали под дудку Вашингтона. Так, Эр-Рияд уже неоднократно обещал купить наши танки и вертолёты. А затем благополучно забывал об этом.
Нынешняя сделка по С-400, в которой Кремль видит залог «прочной дружбы» с королевством, оценивается в сумму около 2,5 млрд долларов. Для сравнения: по итогам визита Трампа весной с этим аравийским королевством были подписаны контракты на сумму 350 млрд долларов. Отказаться от своей проамериканской ориентации саудиты даже при большом желании не смогли бы.
С другой стороны, в Эр-Рияде прекрасно понимают, что малейшие колебания мировых котировок на нефть сейчас для хилой российской экономики являются критичными. При этом между Москвой и Эр-Риядом продолжают сохраняться разногласия вокруг сирийского урегулирования.
Вызывает в королевстве «Двух святынь ислама» серьёзную обеспокоенность и российско-иранское сотрудничество. Вопрос о регулировании нефтяных квот может стать важным инструментом в руках саудитов для влияния на российскую внешнюю политику. При этом не следует забывать, что Саудовская Аравия является стратегическим союзником США. Вопрос о том, будет ли королевство придерживаться и дальше соглашения в рамках ОПЕК об урезании нефтяных квот, остаётся открытым. Однако уже сейчас очевидно: ничто не способно вернуть нефтяные котировки к уровню более ста долларов за баррель, когда нефтедоллары текли в Россию золотой рекой.
«Колебания нефтяных цен ещё долго будут оставаться слагаемыми риска для российской экономики — слишком сильно бюджет страны зависит от нефтяных доходов. Зависимость от «нефтяной иглы» формировалась десятилетиями, поэтому избавиться от неё будет крайне непросто. Все заявления о том, что мы якобы можем очень скоро отказаться от этой зависимости, являются не более чем словами», — сказал «Правде» руководитель маркетингового агентства «Алехин и партнёры» Роман Алехин.
С ним в беседе с «Правдой» согласился и Иван Капустянский, аналитик Forex Optimum: «Ключевым фактором риска для РФ и после встречи Путина с саудовским королём остаётся падение нефтяных цен. В случае негативного нефтяного сценария это приведёт к увеличению дефицита госбюджета и дальнейшему росту государственного долга».
По итогам встречи с саудовским королём Владимир Путин выразил надежду, что соглашение по ограничению нефтяных квот ОПЕК будет продолжено и в 2018 году. Однако, как сказал «Правде» партнёр компании Rusenergy Михаил Крутихин, «нельзя исключать, что уже в первом полугодии 2018-го Эр-Рияду станет невыгодно придерживаться соглашения по ограничению квот. Саудовская Аравия собирается выставить на торги пять процентов своей нефтяной компании, поэтому сейчас идёт размещение саудовских акций на рынке IPO. Саудиты рассчитывают обогатиться на этом на десятки миллиардов долларов в рамках программы диверсификации экономики. Вполне возможно, что аравийское королевство откажется от соглашения ОПЕК по квотам, чтобы максимально нарастить добычу. Это неизбежно провалит нефтяные котировки на мировом рынке».
Вслед за ними затрещит и шитый белыми нитками кризисный российский бюджет.
Комментарий редакции: Вообще то события предыдущих лет (особенно первая волна финансово-экономического кризиса 2008 — 2009 гг.) недвусмысленно говорят об опасности бесконечного сидения на нефтегазовой игле. Допустим, сегодня наш бюджет так или иначе получает определённую сумму доходов от экспорта углеводородов. Но что будет, когда цены на нефть опустятся ниже плинтуса? Как можно будет выполнять пусть и весьма урезанные, но социальные обязательства государства? Откуда возьмутся ресурсы на поддержание обороноспособности России? Поэтому надо не вкушать праздно «манну небесную», не ожидать наступления «лучших времён» (очередного улучшения мировой экономической конъюнктуры), а принимать последовательные и системные меры, направленные на проведение модернизации экономики и новой индустриализации. Только это сможет обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие России. Однако данная задача диктует целесообразность кардинальной смены модели развития. Но всё дело в том, что господствующей компрадорской буржуазии явно не выгодна структурная перестройка экономики. В противном случае она непременно утратит собственное доминирующее положение.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.