Родина-мать отмечает юбилей

Родина-мать отмечает юбилей

Публикуем материал, размещённый на сайте портала «Военное обозрение».

Недавно в Волгограде началась реконструкция знаменитого монумента «Родина-мать зовет». Промышленные альпинисты будут ремонтировать бетонное полотно монумента, которое от времени и плохих погодных условий потеряло вид, потрескавшись во многих местах. Реконструкционные работы были задуманы давно, но приурочены они к пятидесятилетию памятника.

15 октября 1967 года, ровно пятьдесят лет назад, в городе-герое Волгограде (Сталинграде) было завершено строительство монумента «Родина-мать зовет». Его с полным правом можно назвать одним из символов воинской доблести нашей страны. Скульптура посвящена великой победе советского народа над гитлеровской Германией и по всем известным и понятным причинам установлена в городе, который также является подлинным символом победы.

О том, что в Сталинграде необходимо установить монумент, который бы напоминал не только жителям города и советским людям, но и всему миру о подвиге города, власти стали задумываться практически сразу же после Сталинградской битвы и начала переломного этапа в войне. Еще не закончилась война, а в 1944 году уже был объявлен конкурс на создание памятника. Принять в нем участие могли все желающие. Поэтому в конкурсную комиссию поступали эскизы монумента — как от известнейших советских архитекторов, скульпторов, художников, так и от простых граждан, прежде всего — от фронтовиков, солдат и офицеров, которые не понаслышке знали, что такое Сталинградская битва. Предложения поступали самые разные. Например, Андрей Буров предложил соорудить пирамиду высотой 150 метров с каркасом из переплавленных танков. Были и другие предложения — сделать стелу, увенчанную бюстом Иосифа Виссарионовича Сталина, и т.д.

Примечательно, что сам скульптор Евгений Вучетич, которому впоследствии предстояло создавать проект монумента, в этом конкурсе участия не принимал. Что касается самого художественного образа «Родины-матери», то он получил всесоюзную известность еще в 1941 году, когда художник Ираклий Таидзе создал самый известный плакат Великой Отечественной войны. Именно образ «Родины-матери» и лег в основу триптиха, в который входит скульптура в Волгограде (триптих состоит, как известно, также из из монументов «Тыл — фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке).

В конечном итоге, как мы знаем, строительство монумента доверили скульптору Евгению Викторовичу Вучетичу (1908-1974). Профессиональный скульптор, к началу 1940-х годов уже добившийся серьезных успехов и известности, Евгений Вучетич добровольцем ушел на фронт. Он, тридцатитрехлетний скульптор, пошел простым солдатом — пулеметчиком, а к концу 1942 года уже носил звание капитана. После контузии при штурме города Любань Евгений Викторович был направлен на лечение, а затем переведен военным художником в Студию военных художников имени М.Б. Грекова в Москве. Там он работал до 1960 года.

Еще в 1946 году Вучетич был назначен руководителем проекта по созданию ансамбля-памятника воинам Советской Армии в Трептов-парке в освобожденном Берлине. Помимо Вучетича над монументом работали архитектор Я. Б. Белопольский, художник А. В. Горпенко, инженер С. С. Валериус. В центре композиции в берлинском парке, как известно, находится бронзовый советский воин, который стоит на обломках свастики и в одной руке держит опущенный меч, а другой рукой поддерживает немецкую девочку. Интересно, что в первичном варианте проекта солдат держал в руке автомат, однако заменить автомат на меч Вучетича попросил сам Иосиф Виссарионович Сталин.

Строительство монумента в Волгограде началось значительно позже — в 1959 году, через шесть лет после смерти Сталина и через четырнадцать лет после победы в Великой Отечественной войне. Скорее всего, создавая скульптуру, Вучетич вдохновлялся фигурой «Марсельезы» на триумфальной арке в Париже и статуей Ники Самофракийской. Однако кто позировал Вучетичу при создании эскиза скульптуры, до сих пор неизвестно. Существует несколько версий. Согласно наиболее распространенной, лицо статуи скульптор лепил с собственной жены Веры Николаевны, а фигуру — с знаменитой спортсменки-дискоболки Нины Яковлевны Думбадзе. Эту версию озвучила в свое время Валентина Клюшина — бывший заместитель директора памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы».

Однако есть еще несколько женщин, которые претендуют на роль «модели» для статуи Родины-матери. В 2003 году пенсионерка Валентина Изотова, в свое время работавшая официанткой в ресторане «Волгоград», заявила, что «Родину-мать» Вучетич лепил именно с нее. В 2012 году с таким же заявлением выступила 79-летняя Анастасия Пешкова из города Барнаула. Наконец, Екатерина Гребнева, в прошлом — спортивная гимнастка, также заявила, что Вучетич лепил скульптуру в том числе и с нее, но Гребнева все же утверждает, что образ Родины-матери скульптор создавал сразу с нескольких натурщиц и она не была единственной, кто позировал Евгению Вучетичу.

Отдельная история — у меча, который держит в руках «Родина-мать». Поскольку волгоградский монумент — часть триптиха, то и меч связан с мечами на других монументах. На монументе «Тыл — фронту», установленном в городе Магнитогорске, рабочий передает меч воину. Затем в Волгограде этот меч поднимает «Родина-мать» и в Берлине его опускает «Воин — освободитель», завершающий освобождение мира от нацизма. Сам меч имеет длину 33 метра и весь 14 тонн. Первоначально он был изготовлен из нержавеющей стали и обшит листами титана. Но листы в ветреную погоду гремели и в перспективе могли способствовать разрушению конструкции. Поэтому в 1972 году, через пять лет после установки памятника, лезвие меча заменили — теперь оно было полностью изготовлено из фторированной стали.

В качестве места для размещения скульптуры был выбран Мамаев курган, расположенный на правом берегу реки Волги, на территории Центрального района города Волгограда. С сентября 1942 г. по январь 1943 г. здесь шли ожесточенные бои. Мамаев курган стал братской могилой для 35 тысяч человек. Как подчеркивают историки, на один квадратный метр кургана приходилось от 500 до 1200 осколков и пуль, поэтому весной 1943 года здесь даже не взошла трава.

Сама скульптура «Родины-матери» была сделана из железобетона весом в 5500 тонн и металлоконструкций (общий вес 2400 тонн). Монумент был отлит единоразово, без швов. Как известно, он полый внутри, а толщина бетонных стенок составляет 25-30 см. Внутри монумента находятся 99 стальных канатов, предназначенных для стягивания конструкции, лестница и комната хозяйственного назначения для слежения за состоянием стальных канатов. Высота самого памятника «Родина-мать зовет» составила 85 метров.

Техническими расчетами создания монумента руководил известный советский архитектор и инженер — строитель, доктор технических наук Николай Васильевич Никитин (1907-1973), на момент начала строительства памятника работавший главным конструктором Института Моспроект и бывший членом-корреспондентом Академии строительства и архитектуры СССР. Именно Никитин разрабатывал конструкции фундаментов и несущих каркасов таких памятников советской архитектуры как Дворец Советов, Главное здание Московского государственного университета на Воробьевых горах, Центральный стадион в Лужниках, Дворец культуры и науки в Варшаве. То есть, это был опытнейший и талантливый советский архитектор, поэтому ему и доверили такую ответственную работу как разработка конструкций «Родины-матери» в Волгограде.

Торжественное открытие монумента состоялось 15 октября 1967 года. Для участия в нем в Волгоград прибыли внушительные делегации советских государственных, партийных и военных деятелей. Возглавил церемонию Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев. Присутствовали и видные советские военачальники. Разумеется, прибыл министр обороны Советского Союза Маршал Советского Союза Андрей Антонович Гречко. Приехали и легендарные маршалы — участники Сталинградского сражения. Маршал Советского Союза Андрей Иванович Еременко непосредственно командовал Юго-Восточным (Сталинградским) фронтом в звании генерал-полковника. Маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков во время Сталинградской битвы в звании генерал-лейтенанта командовал 62-й армией в составе Юго-Восточного фронта. Именно соединения и части 62-й армии наиболее отличились при героической обороне Сталинграда. Кстати, Василий Иванович Чуйков затем был похоронен, согласно своему желанию, у подножия Мамаева кургана — в городе, для обороны которого он и его подчиненные сделали все возможное и невозможное.

Что касается другой части триптиха — монумента «Тыл — фронту» в Магнитогорске, то он был построен в 1979 году, уже после того, как в 1974 году скончался Евгений Викторович Вучетич. Поэтому скульптуру разрабатывал Лев Николаевич Головницкий. Хотя монумент в Магнитогорске был построен много позже и берлинского, и волгоградского, именно он считается первой частью триптиха, поскольку изображает рабочего и воина. Рабочий передает воину меч, который он выковал для того, чтобы воин защищал Родину.

Долгое время статуя Родины-матери оставалась без постамента самой высокой статуей в мире, пока в 1996 году в городе Уси в провинции Цзянсу в КНР не была установлена 88-метровая статуя Будды Шакьямуни. Затем в списке высочайших статуй мира Родина-мать сдвинулась еще дальше, но до сих пор обгоняет ее лишь несколько статуй Будды и божеств в Китае, Японии, Таиланде и Мьянме. До сих пор статуя Родины-матери остается высочайшей статуей в Европе и на всем постсоветском пространстве. Она намного выше статуи Свободы — главной символической скульптуры США и статуи Христа-Спасителя в Рио-де-Жанейро.

За полвека, прошедшие после установки, монумент «Родина-мать зовет», разумеется, был тронут временем. Особенно ухудшилось его состояние после «лихих девяностых», когда государству не было особого дела до состояния монументов и памятников, да и финансовая ситуация в стране была далеко не из лучших. В средствах массовой информации очень часто проскальзывали сообщения о том, что «Родина-мать» в Волгограде сильно наклонилась и вот-вот упадет. Однако знающие люди уверяют, что об этом и говорить не приходится. Во-первых, конструктор Никитин, руководивший строительством монумента, заложил допустимый уклон в 470 мм. Сейчас же уклон статуи составляет 277 мм. Причем в течение последних пяти лет «Родина-мать» даже несколько уменьшила уклон — на 11 мм. Специалисты говорят, что это результат реакции материала на изменения температуры. Во-вторых, статуя «Родины-матери» стоит на тяжелом постаменте и никак не закреплена на кургане. Поскольку постамент намного тяжелее самой статуи, такая конструкция просто не может упасть вниз без постороннего воздействия.

Единственное, что необходимо скульптуре — «косметический ремонт», чтобы оживить и сделать более нарядным ее внешний вид. В марте 2017 года стало известно о том, что должны начаться реставрационные работы по улучшению состояния памятника. На первом этапе реставрационных работ промышленным альпинистам предстоит убрать отслаивающиеся куски бетона с поверхности монумента, чтобы они не упали вниз и не травмировали людей. Также на данном этапе будет осуществлена поочередная замена крепежной арматуры внутри самой скульптуры. Те 99 стальных канатов, о которых мы писали выше, будут заменены новыми. Кстати, каждый такой трос имеет гарантию на пятьдесят лет эксплуатации. Сейчас их время подошло к концу и надо заменить канаты новыми. После выполнения этой задачи все 6500 квадратных метров монумента покроют специальным составом, который обладает влагоотталкивающими свойствами и должен обезопасить статую от воздействия дождя и снега.

Второй этап реставрации скульптуры должен начаться в следующем году, как раз после того, как завершится Чемпионат мира по футболу — 2018, который будет проходить, в том числе, и в Волгограде — на стадионе «Волгоград — Арена», что напротив Мамаева кургана. После чемпионата статую решено реставрировать потому, что в 2018 году болельщики и туристы должны получить возможность увидеть ее без строительных лесов. В целом же работы планируется завершить к 9 мая 2019 года — к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Монумент «Родина-мать зовет» является важнейшей достопримечательностью Волгограда, его силуэт изображен на гербе и флаге Волгоградской области. Хочется надеяться на то, что и федеральные, и региональные власти не будут забывать о монументе и поддерживать его состояние вне зависимости от памятных дат. Уходят последние ветераны Великой Отечественной войны, стареет поколение их детей, но память о великом подвиге советского народа будет жить в веках в том числе и благодаря таким величественным монументам, как «Родина-мать».

 

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *