Публикуем материал, размещённый на сайте газеты «Правда».
На прилавке у Гули Ахметовой только натуральные продукты. Телячья грудинка, лопатка, голяшка на холодец. Много чего. Ценники — 260, 280, 300 рублей за килограмм. Торговля на новом кооперативном рынке в Ульяновске идёт у Гули бойко. И не только у неё — у большинства кооператоров, которые привозят свою продукцию из нескольких районов Ульяновской области. Довольны остаются и продавцы, и покупатели, ведь цены здесь, по крайней мере на мясо, в среднем процентов на тридцать ниже, чем в сетевых магазинах. Почему так получается? В этом разбирался специальный корреспондент телеканала «Красная Линия» Аркадий Медведев.
СЕБЯ Гуля Ахметова называет членом семейно-деревенского кооператива. В селе Железнодорожная Майна, где живёт её семья, в кооператив объединились все фермеры и владельцы личных подсобных хозяйств. Платы за аренду мест на ульяновском рынке от них не требуется. Надо только погашать счета за электричество и отопление.
— Вместе всё легче, — улыбается женщина. — И продавать, и покупать, и возить, и перерабатывать.
По её словам, объединиться в кооператив людей в этом селе заставила сама жизнь. Все поняли: время фермеров-одиночек прошло.
За последние год-полтора в Ульяновской области созданы десятки новых потребительских, сбытовых и торгово-сбытовых кооперативов. Настоящий бум кооперативного движения! Пока оно, правда, в самом начале пути. Общая собственность у кооператоров лишь формируется — и на средства производства, и на многое другое. Но подвижки налицо. Помещение, в котором располагается экспериментальная Ульяновская выставка-ярмарка фермерских продуктов, принадлежит сейчас частному лицу — у самих кооператоров нет денег, чтобы строить собственные рынки в больших городах. Зато торговое оборудование — столы, холодильники, прилавки — уже кооперативные. То есть общие.
— На сегодняшний день система кооперации в области состоит из двух уровней, — рассказывает управляющая ульяновским рынком Ольга Готальская. — На первом — производственные кооперативы. Это они обеспечивают наш рынок продуктами. Но не самостоятельно, а с помощью кооператива второго уровня, который сами же и учредили. Его задача — собрать продукцию у производителей, а потом реализовать.
Ольга Готальская постоянно вспоминает про советский коопторг. И жалуется, что пока его опыт полностью использовать не получается. Впрочем, она уверена: вектор развития выбран правильно. Сельские жители наконец-то получили возможность цивилизованно продать излишки продукции личных подсобных хозяйств. И получается это у них вполне успешно.
— Могу понять торговые сети, — продолжает Ольга. — Допустим, приходит к ним фермер и предлагает мясо — от трёх или пяти баранов. Но сетям-то нужна стандартная продукция, не в одном магазине, а во всех торговых точках. На десятки, а тем более сотни магазинов пяти баранов не хватит, и такому фермеру отказывают. Тогда он обращается к нам, продаёт мясо, берёт деньги и идёт работать дальше.
Кооператив второго уровня оказывает сельским производителям и другие услуги. Сертификация, ветеринарный контроль, расфасовка, а если нужно, то и реализация — этим здесь занимаются специалисты. Лично стоять за прилавком обычному крестьянину не нужно. Тем более что у него и другой работы хватает.
Вячеслав Варганов — председатель Совета Ассоциации фермеров Ульяновской области. Вызвался отвезти съёмочную группу телеканала «Красная Линия» в Майнинский район, где десяток фермеров недавно объединились в производственный кооператив.
По дороге Вячеслав рассказывает:
— На федеральном уровне приняли целую госпрограмму по развитию кооперации. Но она не работает, по крайней мере так, как хотелось бы. И кооперативное движение сегодня развивается не государством, а идёт снизу, от народа. Так, например, как у нас в Майнинском районе. Да что говорить, приедем — сами увидите.
Члены кооператива, организованного фермером Василием Козловым, включились в общую работу буквально в считанные дни. А «виной» всему богатый урожай этого года. Пока наливались силой колосья, крестьяне-единоличники ходили и хмурились: куда девать зерно? Кому продать и по какой цене? А если некуда везти, то как хранить? Словом, вопросов больше, чем зёрен в пшеничном колоске.
— Никогда в Ульяновской области не было такого урожая зерновых — миллион шестьсот тонн. Наводнение какое-то, стихийное бедствие, — смеётся Вячеслав. — Так что решать вопрос надо было быстро.
Крестьянское фермерское хозяйство Василия Козлова, куда Варганов привёз съёмочную группу, специализируется как раз на производстве зерна. Хозяйство крепкое. Много лет назад начиналось с 18 гектаров, сегодня же таких гектаров уже пять тысяч.
— В перспективе у нас будет общий транспорт, общая переработка, — делится планами инициатор создания сельскохозяйственного производственного кооператива «Содружество» Василий Козлов. — Земля у каждого своя, работает крестьянин на ней сам, а вот обрабатывать, возить урожай на продажу будем в складчину. Ну и продавать крупными партиями. Каждый будет вносить деньги в общий котёл в зависимости от объёма переработки или перевозок. Председатель кооператива за этим проследит, он, собственно, для этого и нужен.
Сын Василия Козлова Алексей — один из соучредителей кооператива «Содружество». У него своё крестьянско-фермерское хозяйство. Своя техника и своя земля, которую сам же и обрабатывает.
— Кооператив хорош тем, что никто не будет указывать, что и когда мне сеять, — Алексей объясняет, почему послушался отца и стал соучредителем кооператива. — Сам буду решать, как мне быть с моей землёй.
Есть у производственной кооперации и другие преимущества: топливо и удобрения при больших оптовых контрактах обойдутся дешевле, более крупные партии зерна наверняка заинтересуют оптовых покупателей, ну а самое главное, с чиновниками крепкому коллективу разговаривать и договариваться гораздо легче, чем фермеру-единоличнику.
— Чиновники на уровне области уже понимают, что мы сила, — радуется Алексей Козлов. — Приглашают на совещания, прислушиваются к нашему мнению. Если будет работать кооператив, значит, будет работа на селе, будет жизнь. Деревня не умрёт, станет развиваться.
Председателю Совета Ассоциации фермеров Ульяновской области Вячеславу Варганову о местном сельскохозяйственном производстве известно всё до мелочей. Он знает, какая техника есть в конкретных хозяйствах, помнит, у кого проблемы с транспортом, полностью в курсе дел с урожаем и надоями.
Дело в том, что все заявки на государственные гранты для местных фермеров проходят через ассоциацию фермеров. Отработка этих грантов тоже под строгим контролем ассоциации. Как уверяет Вячеслав, за этим здесь следят едва ли не строже, чем в областном министерстве сельского хозяйства. Дабы не было соблазнов ни у чиновников, ни, боже упаси, у самих фермеров.
— Ленин не случайно говорил про учёт и контроль, — вспоминает Варганов слова основателя Советского государства. — И про социализм как строй цивилизованных кооператоров тоже. Нам сегодня всего этого очень не хватает.
Не хватает и многого другого. Самым печальным Варганов считает то, что отходит от дел поколение знающих и толковых людей, занимавшихся сельским хозяйством в советские годы, в 1970-х и в начале 1980-х, когда на земле работали колхозы и совхозы. Их опыт очень пригодился бы тем, кто пытается наладить цивилизованную кооперацию в недружелюбных «рыночных» условиях.
Специальный репортаж «КООПерация по Ильичу» смотрите на сайте телеканала «Красная Линия» по адресу: http://www.rline.tv.
Автор: Юрий Мелитонян.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.