Д.А.Парфенов выступил на совместном совещании подкомитета Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления по реализации профильных государственных программ РФ и Экспертно-консультативного совета по совершенствованию законодательства в области межбюджетных отношений и местного самоуправления. Рассматривались проблемы бюджетного федерализма. Несмотря на то, что мероприятие организовано ЕР, даже у депутатов от партии власти многие мнения были весьма критическими. Участники, а это представители от всех фракций, представители 7 комитетов ГД, представители правительства и Счетной Палаты согласились с тем, что сверхконцентрация налогов в федеральном центре и слишком большая необеспеченность финансами регионов и муниципалитетов является тормозом развития страны. Колоссальный разрыв в уровне развития субъектов и их закредитованность способствуют стагнации и скатыванию в преддефолтное состояние. Были предложены определённые рецепты по преодолению этой опасной ситуации: в частности Счетная Палата создает реестр расходных обязательств регионов, который позволит, наконец, здраво оценить реальный объем расходов, необходимый для решения вопросов на местах.
Ниже публикуем текст выступления Д.А. Парфёнова:
Госдума каждое пленарное заседание рассматривает несколько десятков законопроектов. Безусловно, все они так или иначе влияют на жизнь страны, однако есть несколько базовых вопросов, без решения которых сложная социально-экономическая, да и непростая политическая обстановка не улучшится. К таким базовым вопросам относятся проблемы бюджета, налоговой системы, собственности, избирательное законодательство и устройство политической системы. Тема бюджетного федерализма в этой связи также является важнейшей, поскольку напрямую связана с эффективностью управления на местах, в регионах и муниципалитетах, с самой способностью власти обеспечивать достойную жизнь граждан на местах.
Бюджетная система с сильным федеральным бюджетом и, соответственно, централизацией налоговых полномочий и налоговой базы, является характерной чертой российской модели бюджетного федерализма. В части формирования бюджетов всех уровней такая политика способствует централизации бюджетных и налоговых полномочий, при одновременном ограничении полномочий на нижестоящих уровнях. Одновременно с этим, полномочия, передаваемые в регионы центром зачастую обеспечены финансово в несоразмерном объеме.
Несоответствие налоговых полномочий регионов и муниципалитетов объему их расходных полномочий и, способствует увеличению количества дотационных территорий, воспроизводит дефицитность региональных и местных бюджетов. В результате, субъекты федерации оказываются в полной зависимости от центра по причине высокой зависимости их бюджетов от безвозмездных отчислений, нежели от налогов.
Имеет место и крайняя неравномерность экономического развития страны и, соответственно, налоговых отчислений: так, при поступлении налогов, сборов и иных платежей в консолидированный бюджет за I полугодие 2017 года город Москва дал 17,9% всех поступлений, а 5 регионов России дали меньше 0,1% каждый.
Ярко выражена сверхконцентрация экономики, населения в городах федерального значения. 60% налоговых доходов формирует 10 регионов, где проживает 27% населения страны. ВРП на душу населения между пятью регионами с максимальными и минимальными значениями отличается более чем в 20 раз.
Ситуация всех последних лет – это проведение бюджетной политики, которая ориентирована на решение одной задачи – сбалансированности бюджета. При этом о стимулировании экономического роста речи не идет, несмотря на многочисленные декларации.
Фактически вопросы развития отодвинуты сейчас на второй план, а на первый выходят проблемы элементарного выживания. Очевидно, что в условиях падения внутреннего спроса из-за сокращения реальных доходов граждан на протяжении уже 36 месяцев, на первый план выходят вопросы стимулирования этого спроса. Необходимо искать резервы для его роста.
Перспективы возврата к хоть сколько-нибудь устойчивому экономическому росту упираются в решение проблемы стимулирования внутреннего спроса как со стороны населения, так и со стороны государства и бизнеса. В этой связи та же самая парадигма сокращения бюджетного дефицита, будучи правильной с одной стороны, с другой – на самом деле означает циклическую бюджетную политику, которая не стимулирует внутренний спрос, а, напротив, его сокращает. Это становится ещё одним серьезным фактором, сдерживающим возможности роста, наряду с высокой налоговой нагрузкой на предприятия и организации, а также высокой ключевой ставкой Центрального банка.
Существенным риском для исполнения региональных и местных бюджетов является повышение уровня долговой нагрузки. За последние 10 лет её уровень на консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации вырос в 5 раз и сейчас составляет 2,5 триллиона рублей.
Реальные источники погашения долга при этом у многих субъектов Российской Федерации отсутствуют. В такой ситуации возникают риски дефолта регионов, так как у федерального центра ограничены ресурсы для реструктуризации региональных долгов. Многие регионы брали на себя коммерческие долги, с более обременительными процентными ставками. Структура долга с преобладанием рыночных заимствований, приводит к тому, что растут расходы на обслуживание долга, отвлекая тем самым и без того очень ограниченные средства, которые могли бы быть направлены на развитие.
Представляется необходимым разработать новую Концепцию межбюджетных отношений, в которой основное внимание должно быть уделено мерам по укреплению собственной доходной базы региональных и местных бюджетов, оценке эффективности расходов региональных бюджетов и соответствия указанных расходов доходной базе.
Целесообразно также двигаться по пути расширения контрольных полномочий Счетной палаты Российской Федерации и контрольных органов на уровне субъектов.
- Разработать механизм компенсации «выпадающих» доходов и дополнительных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации в случае принятия федеральными органами власти соответствующих решений. Законодательно закрепить использование данного механизма компенсации.
- Рассмотреть возможность изменения нормативов отчислений федеральных налогов и сборов в территориальные бюджеты.
- Рассмотреть возможность расширения налоговых полномочий субъектов Российской Федерации самостоятельности региональных и муниципальных бюджетов.
- Внести изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, предусматривающие ежегодную индексацию фонда финансовой поддержки регионов исходя из уровня инфляции. Установить, что заключение соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации должно осуществляться в начале финансового года, а перечисление средств в бюджеты регионов — в первой половине финансового года.
- Разработать и внедрить на практике методику прогнозирования доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.
- Разработать план мероприятий по снижению относительного и абсолютного размера долговых обязательств региона.
- Предусмотреть проведение регулярного аудита эффективности использования бюджетных средств, направляемых на исполнение всех видов бюджетных обязательств регионов.
- Разработать региональные программы совершенствования администрирования бюджетных доходов.
- В целях снижения нагрузки на региональные бюджеты рассмотреть возможность повышения степени участия федерального бюджета в софинансировании программ и проектов.
- Разработать механизм стимулирования субъектов Российской Федерации, своевременно и в полном объеме перечисляющих в федеральный бюджет мобилизованные на своих территориях доходы
Представляется, что в условиях предстоящего роста бюджетных расходов, обусловленного необходимостью реформирования пенсионной системы страны, модернизации оборонно-промышленного комплекса, отечественного авиастроения и автостроения, сельского хозяйства, ускоренного развития инфраструктуры (строительство дорог, коммунальных предприятий и др.), актуальна реализация сценария, основанного на развитии смешанной экономики. Это означает, что бюджетная и налоговая политика государства должна опираться не только на централизацию финансовых ресурсов, создаваемых в стране, и использовании этих ресурсов на приоритетных направлениях. Опыт многих стран, включая СССР, показывает, что в периоды кризисов и восстановления экономики централизация финансовых ресурсов дает обществу возможность в короткие сроки достигнуть и превзойти докризисный уровень за счет сосредоточения ресурсов и направления их на мобилизацию индустриального, человеческого потенциала.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.