Публикуем материал, размещённый на сайте газеты «Правда».
На вопросы «Правды» о пекинском форуме отвечает заместитель Председателя ЦК КПРФ Дмитрий НОВИКОВ
— Дмитрий Георгиевич, вы совсем недавно вернулись с международной встречи партий, состоявшейся в Пекине. Оперативная информация в наших СМИ о ней практически отсутствовала. Как официально называлось весьма необычное мероприятие, проходившее в китайской столице в начале декабря? Каков его статус и политические цели?
— Тема мероприятия, на которое была приглашена Компартия Российской Федерации: «КПК в диалоге на высоком уровне с политическими партиями во всём мире». Исходя из самого названия, видно, что речь не идёт о партиях какого-то одного политического спектра. Действительно, в форуме принимали участие разные партии. Причём те участники, которые занимают ведущие государственные должности, на этой встрече представляли не государства, а именно свои организации. Например, председатель парламента Республики Корея участвовала в пекинском форуме не в этой роли, а в качестве одного из руководителей правящей южнокорейской партии.
Идея организаторов форума состояла в следующем. Исторически все народы стремятся к лучшей жизни. В процессе нарастающей глобализации человечество превращается в общество совместного будущего, где взаимосвязь с людьми усиливается. Как будет развиваться мир? В каком направлении движется человечество? Эти вопросы интересуют каждого из нас. Китайские товарищи исходят из того, что построить общество совместного будущего и прекрасный мир — это общее стремление всех народов «глобальной деревни». Политические партии, формируя общественное мнение, прямо влияют на строительство будущего. В связи с этим со стороны КПК было предложено встретиться в Пекине и обменяться мнениями по ключевым вопросам: «Как мы можем содействовать построению общества совместного будущего для человечества?», «Каким мы себе представляем лучший мир?»
— Кто участвовал во встрече? Можно ли определить тот принцип, по которому организаторы проводили отбор участников?
— Прежде всего отмечу, что в Пекине были широко представлены почти все новые государства, появившиеся на территории союзных республик СССР — от Прибалтики до Средней Азии. Лишь с Украины не была приглашена ни одна партия. Российская Федерация на пекинском форуме была представлена не только КПРФ, но и «Единой Россией» и «Справедливой Россией». Всего в Пекин приехали 600 представителей от 300 партий из 120 стран.
— Что могло объединить столь разнообразный и широкий состав участников?
— Хозяева форума достаточно чётко определили его тему: «Объединить усилия и построить для человечества прекрасное будущее и прекрасный мир». Сегодня в КНР много говорится о мечте китайского народа, Компартия Китая поставила перед собой задачу воплотить эту мечту в жизнь. Исходя из таких представлений, организаторы форума считают, что у каждого народа есть своя мечта, а задача политических партий — помочь народам воплотить её в жизнь. Ведь за каждой политической партией, по мнению руководителей КПК, стоят большие массы людей. Но без соединения усилий разных народов осуществить свои мечты им не удастся. Кстати, хозяева форума предложили ещё одну формулировку вынесенной ими на обсуждение темы: «Построить сообщество с общей судьбой для человечества, вместе сделать мир лучше — ответственность политических партий».
Надо сказать, что подобный формат встреч, когда партии собираются вместе исходя не из общей идеологической или мировоззренческой платформы, не какое-то совсем новое явление и использован был не впервые.
В последнее время регулярно проходят саммиты азиатских партий. Но они проводятся по очереди в разных странах, у них нет единого центра, а используется принцип паритетных начал. Декабрьский форум в Пекине иного формата: у него есть чётко выраженный организатор. Им выступала Коммунистическая партия Китая. Кстати, она проявила готовность сделать подобный форум традиционным, ежегодным. Таким был её ответ на прозвучавшие пожелания ряда участников встречи.
— Какие идеи предложил мировому общественному мнению Си Цзиньпин в своём докладе?
— Действительно, форум открыл развёрнутым докладом генеральный секретарь ЦК Коммунистической партии Китая Си Цзиньпин. Он напомнил, что идея строительства совместного будущего для человечества была впервые высказана в 2013 году. С тех пор появились материальные инструменты воплощения этой идеи в жизнь. Прежде всего он назвал китайскую инициативу «нового» Шёлкового пути, ставшую известной как «Один пояс — один путь». В первую очередь это экономический проект, призванный содействовать созиданию «общества совместного будущего».
— Какова сущность этой китайской концепции?
— По сути речь идёт о формировании альтернативы тому курсу глобализации, который проводят США. В документах КПРФ его обычно называют империалистической глобализацией или глобализацией по-американски. Известно, что стратегия глобалистов не предполагает при осуществлении интеграционных тенденций равенства национальных экономик и культур. Наоборот, она исходит из империалистического диктата ведущей страны капитала, которая проводит политику навязывания своих правил и подходов в глобализационных процессах. Сущность этой стратегии — формирование колониализма XXI века как экономическими, так и военными средствами.
Китай в этих условиях предлагает свою альтернативу, которая может быть положена в основу современной глобализации. Сами по себе глобализационные тенденции принимаются Китаем как неизбежные, а речь идёт об условиях, при которых процессы интеграции будут полезны и выгодны всем участвующим в ней народам.
— Скажем так, вариант глобализации по-китайски.
— При этом КНР предлагает осуществлять её на началах равноправия и взаимного уважения, признания ценности каждой культуры, которая создана тем или иным народом. Важный посыл китайских товарищей: без равноправного экономического сотрудничества в XXI веке страны развиваться не могут.
— Можно ли рассматривать идеи, доминировавшие на пекинском форуме — «формирование человеческого общества единой судьбы» и т.д., как развитие советского постулата о мирном сосуществовании двух систем?
— Должен сказать: в докладе Си Цзиньпина подчёркивалось, что Китай не намерен заниматься экспортом своей модели развития в другие страны. Этим самым генеральный секретарь ЦК КПК ещё раз подчёркивал, что Китай стремится развивать свои отношения со всеми государствами на равноправной основе. Одновременно недвусмысленно указывалось на успешность китайской модели и открытость китайской политики. Китай не намерен закрываться от других стран, и если кто-то считает целесообразным использовать китайскую модель развития, то симпатии будут ему обеспечены. КНР не намерена скрывать от мира рецепты достижения своих успехов, подчёркивалось в докладе Си Цзиньпина.
— Но вопрос о базе новых китайских инициатив, прозвучавших на пекинском форуме, возможно, даёт основания искать следы использования в них концепции конвергенции социализма и капитализма. Особенно когда ставится вопрос об «обществе совместного будущего».
— Следы концепции конвергенции имеет смысл искать там, где есть на неё намёк. На форуме таких намёков я не услышал.
— В «Правде» в соответствии с договором между центральными органами КПРФ и КПК ежемесячно выходит страница «Народный Китай: свершения, задачи, цели», которую готовят китайские коллеги. Выпуск от 1 декабря был посвящён деловому саммиту Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Там широко пересказывалось выступление товарища Си Цзиньпина. В нём, как я понял, отношение к рынку рассматривается как стратегическая линия китайской политики. Но рынка не бывает без частной собственности.
— Думаю, надо иметь в виду особенности сегодняшнего понимания рынка китайскими товарищами. Они подчёркивают, что рынок не является специфическим атрибутом капитализма, что он появился задолго до формирования буржуазной системы. Этот экономический инструмент, подчёркивают они, не является изобретением, достижением и прерогативой буржуазного мироустройства. Они не считают, что только капитализм обладает монополией на использование рынка.
— А какие коммунистические партии присутствовали на пекинском форуме?
— В его работе участвовали представители коммунистических партий Кубы, Вьетнама, Венесуэлы, Белоруссии, Киргизии, Таджикистана, Чехии и Моравии, Финляндии, Южно-Африканской Республики и ряда других стран.
— За месяц до пекинского форума в Ленинграде (Санкт-Петербурге) состоялась XIX Международная встреча коммунистических и рабочих партий. В своём выступлении в Пекине вы уделили ей значительное внимание. Поднимали ли другие выступавшие вопрос о роли международного коммунистического движения в современных глобальных политических процессах? Есть ли вообще какая-либо связь между встречами в Питере и Пекине?
— О Встрече компартий… Здесь всё-таки был другой формат. И у питерского, и у пекинского мероприятий были разные задачи. Конечно же, о встрече коммунистов не говорили бывший премьер-министр Канады или председатель южнокорейского парламента. Не упоминали о ней и представители «Единой России» или «Справедливой России».
Если говорить о связи между двумя межпартийными саммитами, то она была уже в том, что на XIX Международной встрече компартий присутствовали товарищи из международного отдела ЦК КПК, а в Пекине на плечи этого отдела легла вся организационная работа. Многие пленарные заседания вели его руководители.
— Как, на ваш взгляд, оценили пекинский форум его организаторы?
— Общее впечатление: они форумом удовлетворены. Его программа была выполнена, всё, что планировалось, реализовано.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.