Юрий Мелитонян. Обыкновенное чудо

Юрий Мелитонян. Обыкновенное чудо

Публикуем материал, размещённый на сайте газеты «Правда».

В Ярославской области, в 40 километрах от Ростова Великого, среди обширных полей, заросших ядовитым борщевиком, стоит село Ивановское. Ничего, казалось бы, примечательного — сколько таких сёл по России! Но в этом случилось чудо. И чудо это — местная школа. В неё родители везут детей со всех концов страны.

ИВАНОВСКУЮ-НА-ЛЕХТЕ ШКОЛУ, как именуют образовательное учреждение по названию местной речушки, съёмочной группе телеканала «Красная Линия» показал директор Владимир Сергеевич Мартышин. Он приехал сюда с женой Татьяной и тремя детьми из Москвы пятнадцать лет назад. Уволился из известного столичного журнала и стал, как и супруга, простым сельским учителем. Через два года Владимира Сергеевича единогласно избрали директором школы. Тогда-то и стала складываться его концепция целостного развития учащихся, которая теперь привлекает людей в село Ивановское.

Школа на 200 учащихся — это пара строений: сруб конца XIX века и здание покрепче, возведённое лет пятьдесят назад. Постройки небольшие: в школьном коридоре — и спортзал, и место для торжественных мероприятий. В учительской на переменах тоже тесновато. Чтобы, например, заглянуть в компьютер, надо занимать очередь. При таких бытовых условиях сразу и не поймёшь, почему конкурс в эту школу доходит до семи человек на место.

Директор объясняет:

— Наша главная задача — воспитание. Ведь если мы сами не будем воспитывать детей, этим займутся другие. И сделают из ребятишек совсем не тех, кого всем нам хотелось бы, не тех, кто по-настоящему нужен обществу. Всё это мы уже проходили, и результаты, откровенно говоря, не радуют.

Действительно, в 1990-х годах либеральные «реформаторы» фактически запретили воспитание детей в школе. Там якобы надо оказывать исключительно «образовательные услуги» и, желательно, за дополнительную плату. И ничего другое учителя интересовать не должно.

В Ивановской-на-Лехте общеобразовательной школе традиции отечественной педагогики, заложенные ещё великим Макаренко, отстояли. А параллельно с этим разработали и внедрили собственную программу целостного развития учеников, осуществив такую революционную и полезную реформу в образовании, о которой либералы, больше всех говорившие о «реформах», и подумать не могли.

— Главное для нас — воспитать в детях стремление к добру, любви к ближнему. Это должно быть фундаментальной основой всего образования, — убеждён Владимир Мартышин.

Он лично разработал и внедрил авторский курс «добротолюбия», который в этой школе проходят с первого по одиннадцатый класс.

Историю здесь начинают изучать с истории собственной семьи. Потом — история родного села, района, края, затем страны и всего мира. Именно так, считает педагог, ребёнок на всю жизнь осознаёт своё место в жизни, место в человеческой истории.

Курс краеведения для восьмого класса называется «Мир русской деревни». Зачем восьмиклассникам знать, во что одевались, о чём пели, во что верили их далёкие предки, здесь понимают очень хорошо.

— Любовь к Родине, да и само чувство Родины, возникает по мере проникновения в культуру того народа, к которому человек принадлежит, — объясняет преподаватель краеведения школы Ольга Климзо.

В этой школе ко всем народам относятся уважительно и стараются перенимать любой полезный опыт. Известно, например, что крупные японские компании приглашают учителей каллиграфии для занятий с сотрудниками. Прагматичные японцы обнаружили, что это развивает творческий потенциал работников. А в Ивановской-на-Лехте школе убеждены: при работе над почерком формируется характер. Поэтому чистописанием тут занимаются с первого класса. Вырабатывают почерк. А одновременно и характер…

Музыку, как и живопись, здесь преподают даже выпускникам-одиннадцатиклассникам. Хореография появилась после первой школьной дискотеки, на которую попал Владимир Сергеевич. Появилась как альтернатива дискотекам. Теперь дискотеки здесь называют школьными балами.

— Пятнадцать лет назад балы были коротенькими, большинство детей стояли за углом в джинсах и ждали, когда бал закончится, чтобы «оторваться» на дискотеке, — вспоминает учительница Ольга Аниканова. — Теперь всё по-другому. Бал длится до 11 вечера. А от дискотек отказались, потому что ребята просто перестали на них ходить. Говорят, неинтересно.

Какие же балы без бальных платьев! Девушки шьют их себе сами. А танцевать учатся всё в том же школьном коридоре. Весело и изящно, со вкусом и достоинством.

Илья Ильич Саранди — учитель технологии, выпускник этой же самой школы. Несколько лет тренировался в кадетском отряде «Ивановский спецназ», потом служил связистом под Мурманском, после армии окончил педагогический университет в Ярославле.

— После кадетского отряда было очень легко служить, — рассказывает Илья. — Сразу смог стать дежурным по роте, получал ответственные задания, работал с секретной аппаратурой связи.

В армии ему предлагали остаться контрактником, он не согласился. Какое-то время работал в Ярославле. Но всегда тянуло назад, в село Ивановское.

— Как это объяснить? — говорит Илья. — Ну как бы домой едешь, к родителям. Просто, чтобы быть рядом. Со школой то же самое. Приезжаешь — и тебе здесь хорошо.

«Ивановский спецназ», в котором тренировался Илья Саранди, — легендарная среди местных подростков организация. «Спецназ» школе потребовался потому, что добро, которому здесь учат, должно быть с кулаками: и сильным, и умным, и выносливым.

— У нас в «спецназе» очень разнообразная жизнь, — рассказывает ученик 11-го класса Николай Кравцов. — Есть строевая подготовка и занятия по рукопашному бою. Учимся выживать зимой в лесу. В этом году сплавлялись по реке на лодках. Всегда держим себя в хорошей спортивной форме.

Очередное занятие, на которое попала съёмочная группа телеканала «Красная Линия», — рукопашная схватка с автоматами, преодоление полосы препятствий, десантирование с автомобиля. Глядя на этих ребят, понимаешь, что они уже готовые бойцы, которые никогда не подведут, смогут постоять за себя и за Родину.

В школе 12 лет работает поисковый отряд «Пересвет». Ребята выезжают на места сражений Великой Отечественной войны, разыскивают останки бойцов Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Отвечает за это направление руководитель кружка военной реконструкции Александр Гуреев. Одновременно он и заместитель директора по безопасности, и учитель истории. В общем, забот хватает.

— За эти годы мы подняли из земли останки более пятисот бойцов Красной Армии, — рассказывает Александр. — Устанавливаем имена, находим родственников.

Из своих поездок ребята не раз привозили проржавевшие каски, фрагменты боеприпасов и оружия, много чего. Вскоре возникла идея создать музей, но не было помещения. Тогда сами вырыли землянку и окопы, разместили экспонаты там. И очень тщательно следят за порядком.

Одиннадцатиклассник Николай Кравцов в село Ивановское приехал с родителями из Москвы. В столице остались его товарищи. Как рассказывает Николай, многие курят, употребляют алкоголь, слоняются по улицам без дела, попадают в полицию.

— Если бы жил в Москве, пошёл бы по той же стезе, — рассказывает юноша. — А здесь всё не так. И это замечательно. Тем более что по качеству образования наша школа не уступает московским, многим ещё и фору даст.

В прошлом году одиннадцатый класс Ивановской-на-Лехте школы выпустили с тремя золотыми медалистами. Ребята поступают в МГУ, на мехмат, в Университет имени Баумана…

Вот такое обыкновенное чудо существует в обычных, на первый взгляд, зданиях сельской школы. Чудо, созданное человеческим умом, руками и душой.

Специальный репортаж «Обыкновенное чудо» смотрите на сайте телеканала «Красная Линия» по адресуhttp://www.rline.tv.

«Игрушка»

ДРЕВНЯЯ языческая вера русичей «одушевляла» всё вокруг. Люди верили в домовых, духов леса, воды, воздуха. Поэтому в избе обязательно должны были присутствовать фигурки, отождествлявшие особо почитаемых божеств. Приход в дом новой игрушки означал счастье и благополучие. К каждому празднику детей старались порадовать новой игрушкой, ибо существовала примета: если дети охотно и много играют с игрушками, быть тому дому благополучным, а небрежное, неуважительное отношение к игрушке могло обернуться для хозяев бедой.

По тому, во что и как дети играют, можно понять, какие люди из них вырастут. Это было известно испокон веку. Игры использовали, чтобы научить ребёнка строить человеческие отношения, привить любовь к ближнему, сопереживание, самостоятельность, как раз те качества, которых часто не хватает нашим детям сегодня.

Специальный репортаж «Игрушка» смотрите на канале «Красная Линия».

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *