По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса».
Экономическое положение России в целом хорошим, увы никак не назовешь. Потому что максимум, что обещают в обозримом будущем самые оптимистичные сторонники возрождения отечественной экономики, это рост в 1−2%. По сравнению с теми результатами, которые фиксировались в 2015, 2016 и даже 2017 году, это смехотворно мало. Поэтому если хотя бы к 2020 году экономике удастся достичь уровня 2013 года, это будет самым настоящим чудом.
Во многих регионах, ситуация, естественно, много хуже, хотя в разрезе среднестатистических показателей все выглядит не так печально, потому что существует, например, довольно успешная Москва, которая с завидным упорством то и дело кроется гранитом, Питер с его бездонной «Зенит Ареной», нефтяные субъекты. Но ведь есть еще и так называемые «дотационные регионы», которые всем давно известны. Крупнейших из них около десятка, и на первых местах всегда оказываются всегда Якутия и Дагестан, потом Дальний Восток, Камчатка и обязательно — Чечня. Несмотря на то, что такая дотационная политика в принципе себя не оправдывает, все прекрасно знают, что получение помощи из центра является, что называется, делом техники — если правильно к федеральной кормушке «подползти», то и получить оттуда, соответственно, можно больше.
Но ведь еще в 90-х годах прошлого века Россия вроде бы с удовольствием отказалось от социализма, и всем казалось, что экономическое счастье — вот оно, близко, однако сейчас, судя по данным государственных институтов вроде ФАС, выходит, что доля государства в экономике вновь составляет практически те же самые «коммунистические» 70% и выше. При этом долги самих регионов перед федеральным центром, свидетельствуют результаты ряда независимых исследований, за последние 10 лет выросли в пять раз, и в серьезных должниках ходят не только вроде бы успешный Татарстан, но даже и сама Москва.
Неудивительно, что этой проблемой озаботился даже президент страны, анонсировав соответствующую программу реструктуризации бюджетных задолженностей регионов, вступившую в силу с января этого года. По словам президента, срок ее действия оставит от 7 до 12 лет. Это позволит субъектам высвободить солидные средства, которые можно будет направить на решение социально-экономических задач, задач, связанных с созданием новых рабочих мест, а также на повышение уровня жизни граждан и, в том числе, на решение вопросов транспортного обслуживания населения.
Что же привело страну к такому парадоксу и насколько эффективными окажутся принимаемые меры?
— На самом деле, — рассуждает эксперт по вопросам бюджета и инвестиций, доктор экономических наук, профессор НИУ «Высшая школа экономики» Иван Родионов, — все эти заимствования из федерального бюджета, по большому счету, являются некоей шуткой, профанацией. Это все равно как если бы вы заимствовали у себя из правого кармана в левый. Главным достижением выстраивания вертикали власти в России является лишь тот факт, что регионам запретили занимать на внешнем рынке, чтобы не превращать эти задолженности в суверенные долги второго или третьего порядков. А все, что происходит внутри страны, не так уж и важно, ведь все эти займы регионов, как правило, заранее согласованы с центром и за этим довольно четко следят, так что банкротство регионов, аналогичное американскому, у нас исключено.
«СП»: — Но ведь долгов-то накоплено на два с небольшим триллиона рублей…
— Они все будут просто списаны. Я думаю, именно это будет сделано, если на выборах все будет хорошо, а программа — просто первый шаг. Вы же видите, что сейчас речь идет о том, чтобы приравнять минимальную зарплату к прожиточному минимуму, причем не с начала 2019 года, а с середины нынешнего. Понятно, что бюджеты регионов это не потянут, все будет сделано на федеральные деньги. Поэтому, видимо, будет вот такая игра — мы вам вот это даем, а заодно вот это прощаем. Это настолько естественно, настолько уже отработано во всех странах. На самом деле здесь речь даже не столько о наличии долга как такового, сколько об управлении возможностями регионов претендовать и просить.
«СП»: — Поясните…
— Предположим, приходит регион и говорит — дайте мне. А ему отвечают — как же мы тебе дадим, у тебя же столько долгов, ты их плохо платишь. Так что к финансам это не имеет отношения.
«СП»: — А для чего же тогда президент особо уточнил, что участие регионов в программе реструктуризации долгов будет сугубо добровольным? Не проще ли было просто обязать всех участвовать?
— Знаете, как кошку добровольно заставить петь, то есть заорать? Вот это примерно из той же серии. Повторюсь, это все не о финансах, а об управлении. Ведь есть регионы, которые очень любят просить, причем не всегда оправданно. Приведу пример. Наверняка вы слышали о проекте высокоскоростной магистрали Москва-Казань как части «Шелкового пути». Китайцы готовы были финансировать этот проект, поскольку он был нужен прежде всего им. Но когда выяснилось, за сколько денег китайские рабочие смогут это сделать, всем стало как-то скучно.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.