Алёна Еркина. Доводят до отчаяния

Алёна Еркина. Доводят до отчаяния

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».

Кто и зачем портит жизнь школьному учителю

Знаменитые «майские указы» президента РФ, как известно, были подписаны В. Путиным в день третьего вступления в должность президента — 7 мая 2012 года. Среди всего прочего большое внимание в них уделялось положению представителей бюджетной сферы: врачей, учителей и т.д. В частности, предполагалось, что уже в 2012 году средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных учреждений будет доведена «до средней заработной платы в соответствующем регионе». Далее планировалось, что такая же «участь» постигнет воспитателей, преподавателей колледжей, техникумов, работников учреждений культуры и наконец — врачей и преподавателей вузов, научных сотрудников, которым обещали к 2018 году повышение их средней зарплаты до 200 процентов от средней зарплаты в том или ином регионе.

Мифы и реальность

С момента подписания «майских указов» прошло 6 лет, и вот уже впереди очередные президентские выборы. Позади многочисленные «реформы», в частности, так называемая оптимизация… Что же изменилось за это время? Как выполняются эти указы в части доведения учительской зарплаты до средней по региону? Эти вопросы корреспондент «Правды» задала оргсекретарю Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Ольге Мирясовой.

— Заявления чиновников различных уровней, что зарплата педагогических работников наконец-то сравнялась со средней по региону, имеют мало общего с действительностью, — сказала О. Мирясова. — Всем понятно, что региональным властям необходимо отчитываться о выполнении указов президента, и, чтобы это сделать, они прибегают к всевозможным ухищрениям. «Повышение» зарплаты учителей до средней по региону произошло во многом за счёт многократного увеличения нагрузки, а также сокращения педагогического состава. Школы и детсады начали избавляться, к примеру, от психологов, логопедов и других работников, не выполняющих непосредственно образовательные функции.

Кроме того, негативную роль сыграло введение в соответствии с «майскими указами» нормативно-подушевого финансирования. В результате бюджет школы стал зависеть от числа учеников: чем их больше, тем больше финансирование, которым уже распоряжаются руководители учебных заведений. Такой подход привёл к тому, что ряд директоров начали увеличивать нагрузку на педагогов, увольнять совместителей, порой высококлассных специалистов, которые выполняли очень важную работу.

Помимо этого, есть неясность с учётом зарплаты административного персонала, потому что официально их заработок не должен включаться в расчёт показателей среднего по учреждению, однако, если, например, завуч или заместитель директора ведёт уроки, вполне возможно, их зарплата, которая определённо выше, будет учитываться при расчёте. Такими вот нехитрыми способами зачастую и создаётся некая средняя цифра сначала по учреждению, а потом и по региону.

Поэтому сегодня работники бюджетной сферы с уверенностью могут сказать: «майские указы» выполнены в большей степени на бумаге, чем в реальности.

Бесправные рабы?

В целом реформы, проводимые в этой сфере, только ухудшили положение педагогических работников, можно сказать, превратив их в рабов, не имеющих права на достойную оплату труда, на работу без катастрофических нагрузок и постоянных переработок. Заполнение бесконечных отчётов в ущерб основной деятельности, множество неоплачиваемых дополнительных обязанностей, многочисленные нововведения в работе, лишь усложняющие жизнь школьному учителю и зачастую во многом бессмысленные (например, так называемая система учительского роста, эффективный контракт, профессиональный стандарт педагога), — об этих и многих других проблемах учителя говорят уже не один год. Однако в лучшую сторону изменений не происходит.

Введение новой системы оплаты труда привело к тому, что в руках директоров школ оказалась вся полнота власти при распределении так называемых стимулирующих выплат, составляющих порой значительную часть учительского оклада. То есть у руководителя школы возникает реальная возможность, в зависимости от личных желаний, отдать кусок пирога (оклада) потолще избранному «любимчику». А остальные учителя — молчите и радуйтесь, что какие-то деньги вам всё-таки ещё платят. Ведь бывает и по-другому.

В Курганской области, например, сельским учителям ряда школ несколько лет не платили стимулирующие выплаты, а также заменили компенсацию платы за коммунальные услуги на выплату в… 1200 рублей. Доведённые до отчаяния педагоги из Звериноголовского района Курганской области объявили о возможности проведения забастовки. Организатор протеста Владимир Кочеулов, преподающий в Звериноголовской школе, рассказал СМИ, что стимулирующие выплаты, которые составляют до 30 процентов оклада, педагогам не платили практически два года, причём нагрузка оставалась прежней. Если раньше зарплата В. Кочеулова, например, составляла 19—21 тысячу рублей, то в связи с невыплатой стимулирующих она сократилась до чуть более 14 тысяч.

Педагог Елена Ковшарова из Половинской школы на одной из встреч учителей с курганскими чиновниками по поводу сложившейся ситуации отметила, что в районе катастрофически не хватает специалистов, молодёжь не идёт работать в общеобразовательные учебные заведения, а одной из возможных причин как раз и стал новый закон об отмене компенсации за коммунальные услуги. Субсидии были серьёзным подспорьем для учителей, а политика урезания и сокращения льгот способствовала оттоку из сёл учителей.

Педагоги готовы в случае дальнейшего игнорирования их требований выходить на новые акции протеста.

А во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга школьным учителям урезали зарплату с формулировкой «в бюджете имеется дефицит средств». В школе №218 сокращение было особенно существенным — от 4 до 10 тысяч рублей на каждого педагога: там был снят коэффициент за использование новых педагогических технологий, который, надо сказать, даже не является надбавкой или доплатой, а включён в должностной оклад. То есть произошло именно снижение зарплаты. Педагоги решили так просто не сдаваться и создали ячейку Межрегионального профсоюза «Учитель», начав борьбу за возврат части зарплаты, которой их лишили, а также за прозрачность при распределении финансовых средств учреждения. И таких примеров можно привести немало. Какое уж тут выполнение «майских указов» президента!

Кстати сказать, профсоюз неоднократно поднимал вопросы, связанные с оплатой учительского труда.

— С заработком педагогов по-прежнему не всё обстоит гладко, — говорит сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий. — Обычный человек часто слышит цифры: средняя зарплата учителя составляет 30 тысяч рублей по стране, в Москве и того больше — 70—80 тысяч. Создаётся впечатление, что педагог очень неплохо зарабатывает. Но никто не говорит, за какую работу он получает такие деньги, если получает вообще. Во-первых, для того чтобы заработать более-менее приличные деньги, многие педагоги берут 1,5—2 ставки. В связи с этим вспоминается случай: в одном из регионов устраивается в школу учительница и просит нагрузку 18 учебных часов (то есть одну полную ставку). Так на неё удивлённо посмотрели и спросили: а на что вы жить-то будете?

Наш профсоюз считает, что необходимо привести в порядок систему оплаты труда: платить достойную зарплату за ставку (18 часов в неделю), ведь сегодня учителя вынуждены увеличивать нагрузку, а это не может не сказываться на качестве образования. Кроме того, есть огромное количество видов работ, входящих в обязанности учителя, но фактически не оплачиваемых: например, дополнительные занятия с отстающими, работа на ЕГЭ и в школьном лагере, проверка тетрадей, выход на замену и т.д. На всё это государство никаких денег не закладывает. В лучшем случае школа может выделить какие-то средства из своего фонда оплаты труда, а это происходит далеко не всегда. То, что все эти виды работ необходимо дополнительно оплачивать, совершенно очевидно. Если этого не происходит, нужно обращаться в контролирующие органы, например, в прокуратуру для проведения проверки.

Сила — в солидарности

Некоторые учителя с такой ситуацией, когда они фактически поставлены в положение бесправных рабов, трудящихся «за себя и за того парня», категорически не желают мириться. И вот тогда им, несогласным, «посмевшим» заявить о нарушении трудовых прав, о нагрузке, о неоплачиваемой работе и о других «радостях» учительского труда, грозят всеми возможными бедствиями, в том числе и увольнениями.

На слуху сегодня совершенно абсурдный случай, происшедший в московской школе №1256. Там член профсоюза «Учитель», преподаватель географии почти с 40-летним стажем, ветеран труда Светлана Колядова была уволена с формулировкой «за аморальное поведение, несовместимое с педагогической деятельностью». Какой же проступок совершила заслуженный педагог?

Как рассказывает Светлана Юрьевна, её увольнение связано с жалобой бабушки ученицы 7-го класса на поведение одноклассника, в результате действий которого девочка получила синяк, а также с жалобой одного из родителей ученика 8-го класса: С. Колядова отобрала на время урока игрушку-спиннер, с которым тот пришёл на занятия. Но какое отношение имеет первый случай к педагогу и в чём заключается «аморальность» второго — понять это доступно не каждому.

В профсоюзе «Учитель» считают, что истинные причины увольнения педагога связаны с её борьбой за трудовые права учителей и с многочисленными неудобными вопросами, которые она начала задавать директору школы. Дело в том, что в учебном заведении было издано распоряжение руководства о дежурстве учителей на переменах, причём устанавливался строгий запрет на то, чтобы покидать пост. Поскольку выходить на дежурство (2 раза в неделю!) надо было сразу же после окончания урока, а уходить с него — после звонка на урок, времени, чтобы отдохнуть или пообедать, у учителей не было в течение всего рабочего дня.

С таким вопиющим нарушением трудовых прав С. Колядова не стала мириться и написала заявления в прокуратуру и департамент образования Москвы и подала иск в суд. Учитель также оспорила в суде незаконное снижение учебной нагрузки (соответственно, уменьшилась и зарплата). Все эти действия вызвали недовольство администрации. На Светлану Колядову началось давление со стороны руководства школы, закончившееся её увольнением в июне 2017 года.

Формальным поводом стало то, что она якобы отсутствовала на рабочем месте с 14.00 до 15.12 29 мая, за что ей был объявлен выговор. Но, утверждает Светлана Юрьевна, в тот день она находилась на судебном заседании по восстановлению педагогической нагрузки и заранее предупредила об этом руководство. Однако директор не пошла на диалог, не пригласила даже для дачи объяснений, а намеренно обострила конфликт и уволила непокорного педагога.

После того как С. Колядова потребовала объяснений, какие конкретно имеются основания для увольнения, выяснилась ещё одна «изумительная» вещь: к первоначальным обвинениям по поводу отобранной игрушки-спиннера, который ученик использовал во время урока, и потасовки девочки с одноклассником добавилось ещё одно, совсем абсурдное: якобы женщина демонстрировала ученикам… обнажённое тело.

— Когда в ходе судебных заседаний администрация школы №1256 поняла, что проигрывает дело, суду были представлены две служебные записки от заместителей директора, — приводит слова Светланы Колядовой профсоюз «Учитель». — Из этих «записок» суд, я сама и юристы спустя три месяца после увольнения узнали о якобы имевшем место факте «задирания верхней части одежды». Эти «записки» не имеют даты, входящих номеров и не могут считаться доказательством, так как не легли в основу увольнения. Я требую признать их служебным подлогом и фальсификацией доказательств. Вызванные в суд в качестве свидетелей заместители директора противоречили друг другу и не могли вспомнить никаких конкретных обстоятельств происшедшего.

Дело Светланы Колядовой далеко не первый случай увольнения педагогов за «аморальный поступок», отмечают в профсоюзе «Учитель». Данное понятие даёт широкие возможности для его различного толкования и соответственно — увольнения под этим предлогом любого учителя. К таким поступкам можно отнести всё что угодно: семейные ссоры, повышение голоса на ученика, посещение несогласованной акции протеста и так далее.

31 января состоится очередное судебное заседание по этому нашумевшему делу, в ходе которого, будем надеяться, очевидно абсурдные обвинения со Светланы Колядовой снимут.

Только коллективная борьба, солидарность учителей, считают в профсоюзе, помогут в разрешении самых наболевших проблем, которые уже давно назрели в сфере образования.

Комментарий редакции: Вывод следующий — система образования находится в глубочайшем кризисе. Все «майские указы» остались на уровне разговоров, не более того. И причину следует искать не только в экономической стагнации, не только в ультрамонетаристской политике правительства, но и в стремлениях буржуазии упразднить образовательную систему. Ведь эксплуататорам нужны бесправная безгласная рабочая сила, а не люди со светлыми головами. Так проще управлять трудящимися. Следовательно, только ликвидировав капитализм можно будет остановить разрушение образования. И такой шанс есть. Спрева следует в массовом порядке поддержать кандидатуру П.Н. Грудинина на предстоящих президентских выборах.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *