По материалам публикаций на Центральном сайте КПРФ.
Системные проблемы российского образования — тема злободневная. Это со страшной убедительностью доказали недавние события в школах Перми, Улан-Удэ, Челябинской области и Симферополя. Свой взгляд на то, что происходит с образовательной системой в нашей стране, изложил в своём выступлении на пленарном заседании Госдумы 26 января член фракции КПРФ Олег Смолин.
ПОВТОРЕНИЕ ФАКТОВ свидетельствует о том, что мы имеем дело с явлением. По школьному насилию, отметил О. Смолин, наша страна уже обогнала Европу и ускоренно догоняет Соединённые Штаты. С 2013 по 2017 год в России зарегистрировано 15 случаев нападения учащихся на школы с применением холодного или огнестрельного оружия. Большая часть происшествий приходится на 2017 год — 9 случаев, а только недавно начавшийся 2018 год добавил к этой тревожной статистике сразу 4 случая. Совершенно очевидно, что процесс нарастает. И надо постараться понять причины этого явления, отметил депутат.
По его мнению, их можно разбить на две группы. Первую можно назвать «глобализацией пороков». Это то, о чём говорили многие, — подражание американским подросткам. Понятно, что путь преодоления глобализации и пороков связан с вопросом, как сделать интернет более безопасным и при этом сохранить свободу в виртуальном пространстве, отметил Смолин. А вот тут, подчеркнул он, вызывает недоумение факт, о котором сообщили СМИ: активная блокировка групп типа «Колумбайн» началась только после очередного акта трагедии. Есть над чем подумать.
Что касается второй группы причин, они носят более глубокий характер, полагает парламентарий. Среди них — психологическое состояние детей, которое всё больше ухудшается. По данным Российской академии образования, к первому классу 48 процентов детей находятся в пограничном состоянии между нормой и отклонениями. А вот главный психиатр России Зураб Кекелидзе приводит ещё более удручающие цифры: психические расстройства и аномалии развития в дошкольном возрасте имеют 60 процентов детей, а уже в школьном возрасте этот показатель возрастает до 80 процентов, при этом у 30 процентов наблюдается дезадаптация в социуме. Может ли отдельный учитель или даже школьный психолог уследить, если явление имеет такой массовый характер? — риторически заметил Олег Смолин.
Вторая причина из этой же группы — бюрократизация школы. По замечанию известного педагога Евгения Ямбурга, школа всё больше превращается в место, где дети и педагоги мешают администрации работать с документами.
Третья причина кроется, по мнению депутата Смолина, в эмоциональном «выгорании» учителей в результате стрессов и чрезмерных нагрузок. В 75 регионах указ президента о зарплате педагогов не исполняется, и они вынуждены работать более чем на полторы ставки в неделю. Разве можно при этом нормально работать, не говоря уже о том, чтобы проявлять внимание к личности каждого отдельного ребёнка, — снова с риторическим вопросом обратился к депутатскому корпусу Смолин.
И последняя причина из того же разряда, обозначенная Олегом Николаевичем, — крайне агрессивная социальная и информационная среда, которая распространяет конкурентный индивидуализм. В досоветскую и советскую эпоху мы всегда были народом общинным, соборным, коллективистским, подчеркнул он. А что случилось с нами теперь? По данным Российской академии образования, в 1993 году 58 процентов подростков ещё отличались альтруистической ориентацией, а в 2012 году таких детей стало уже в 3,5 раза меньше: всего 16 процентов. Дети почти разучились сострадать и сорадоваться. И, как ни парадоксально, это в первую очередь девочки.
Из серии произошедших в январе трагедий, похоже, делаются только примитивные выводы: усиление охраны, тревожные кнопки и т.д., заметил Смолин. Но защитить школу от школьников невозможно. Давайте задумаемся, сказал депутат, почему дети стали ненавидеть школу и устраивать на неё нападения, почему они так не любят себя, планируя после содеянного и свой уход из жизни. «Я думаю, — говорит Олег Николаевич, — публичное насилие в школе нельзя победить только закручиванием гаек, нужно переходить от идеологии мёртвого бюрократического образования к идеологии образования живого, творческого. До недавнего времени системные либералы, да и многие из руководства минобрнауки, доказывали нам: образование — это услуга, из образования нужно исключить человеческий фактор. Такой подход заложен и в идеологии ЕГЭ. Я же убеждён: идея обесчеловечивания образования глубоко порочна. Это из той же серии, что превратить человека в киборга и вынуть из него живую душу».
По мнению Олега Смолина, теория услуг разрушает нравственное содержание образования и унижает педагогов. Группа депутатов из фракции КПРФ — четыре профессора, из которых два академика: Жорес Алфёров. Геннадий Зюганов, Иван Мельников и Олег Смолин — в ближайшее время намерена внести в Госдуму законопроект об исключении теории образовательных услуг из образовательного законодательства. Педагог никого не обслуживает, он служит стране и её будущему, заметил О. Смолин.
При обсуждении календаря рассмотрения вопросов на февраль заместитель руководителя фракции КПРФ Николай Коломейцев поставил перед палатой и ряд других проблем, в числе которых необходимость ужесточения законодательства о выборах. Сегодня средства массовой информации грубейшим образом нарушают и закон о выборах президента, и закон об основных гарантиях избирательных прав граждан, считает он. Избирательная кампания ещё даже не началась, а один из кандидатов в президенты и его сателлиты уже занимают в новостных программах 60 процентов времени, а в оставшуюся часть охаивают другого кандидата. Такого быть не должно, и ЦИК не исполняет здесь своих полномочий, заявил депутат.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.