По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».
Тщетно депутаты-коммунисты пытались добиться от инициаторов принятого Госдумой 7 февраля в двух чтениях пакета законов о продлении «амнистии капиталов» ответа на вопрос, сколько же денег вернулось в российскую экономику за период действия «программы помилования». Оказывается, тайна, которой окутан этот процесс, и есть, собственно, его достоинство. Так, во всяком случае, объяснили парламентарии, взявшиеся реализовать идею президента по перевёртыванию «офшорной страницы нашей экономики».
ПЕРВЫЙ ЭТАП «амнистии» охватил период с 1 июля 2015 года по 30 июня 2016 года. Тем бизнесменам, кто в эти сроки добровольно задекларировал своё имущество, активы (в том числе оформленные на номинальных владельцев), а также зарубежные счета и контролируемые иностранные компании, гарантировалось отпущение грехов, связанных с уклонением от уплаты налоговых и таможенных платежей, неисполнением требований законодательства о валютном регулировании и валютном контроле. Эти предприимчивые господа освобождались от налоговой, административной и уголовной ответственности. Эффект получился не шибко выдающийся. Было подано 7200 деклараций, сообщил один из авторов триптиха законов об «амнистии» Андрей Макаров. Цифра, прямо скажем, ничего не значащая. Сколько в результате денег попало в бюджет, об этом история умалчивает. Зато «единороссам» доподлинно известно, какие суммы аккумулировали, например, Ирландия или Аргентина в ходе проведённых ими аналогичных «амнистий капиталов». А вот считать собственные деньги, с их точки зрения, неуместно.
По данным международной исследовательской организации Tax Justice Network, занимающейся независимыми расследованиями в области уклонений от уплаты налогов, с начала 1990-х годов из России было выведено более 1,5 триллиона долларов. Об итогах первого этапа «амнистии капиталов» депутат-коммунист Алексей Куринный сделал запрос в минфин. Ответ был прислан с пометкой «Для служебного пользования». Но кое-какие цифры депутат всё-таки смог обнародовать. Так, о своём иностранном участии в различных формах заявили 12 тысяч физических и юридических лиц из предполагаемых 120—130 тысяч. За 2015 год удалось получить от таких компаний в виде НДФЛ и налога на прибыль 6 миллиардов рублей, а эксперты подсчитали, что должно бы быть несколько сот миллиардов рублей.
Чего ожидать от второго этапа «амнистии», который продлится с 1 марта 2018 года до 28 февраля 2019 года? Партия парламентского большинства горячо доказывает, что доверие бизнесменов к власти прошло проверку временем и теперь они валом повалят в объятия российской налоговой системы. Бизнесмены смогут смело продекларировать свои счета и вклады в зарубежных банках, открытые по состоянию на 1 января 2018 года, а также зарубежные счета, открытые до 1 января 2018 года и закрытые на дату подачи декларации. Ведь они, предприниматели, сами президенту челом били, чтоб дали им последний шанс.
Однако же, если зрить в корень причин продолжения истории о «помиловании», тут и западные санкции, и приближающиеся президентские выборы. Вот бизнес с Кремлём и ручкаются. Но ни экономике, ни государственной казне от этих жестов не будет ни горячо и ни холодно, уверены коммунисты.
Безусловно, нужно стараться, чтобы активы вернуть в Россию, отметил Валентин Шурчанов. Но параллельно нужно принять меры, чтобы вывоз капитала за пределы нашей страны стал невозможен. Есть и другая сторона вопроса, полагает депутат. Бизнесмены, чьи интересы простираются за пределы России, получили немало преференций. Многие из них более 25 лет, прошедших с развала Советского Союза, получают от нынешнего режима всевозможные льготы, чтобы вписаться в глобальную финансовую экономическую систему. Совершенно в иных условиях приходится вести дела предпринимателям, работающим на внутреннем рынке. Этого неравенства не должно быть, считает парламентарий.
Принятие подобных законопроектов — признание бессилия государства вернуть уворованный капитал, оценил «амнистию» Николай Харитонов. По сути, даётся разрешение криминалу войти в нашу экономику. Решение об «амнистии» должно рассматриваться индивидуально, по каждому отдельному случаю, а не всем скопом. И без ответа на вопрос, откуда появились эти громадные финансы, тут не обойтись, уверен коммунист.
При чём здесь вообще декларация о доходах? — недоумевал Юрий Синельщиков. Прекратить дело о преступлении в сфере экономической деятельности может только суд либо следователь с согласия руководителя следственного органа. И нам должны доложить, сколько дел возбуждено, сколько лиц признаны подозреваемыми, скольким предъявлено обвинение, в отношении скольких дела прекращены, заметил депутат. Должен быть отчёт о причинённом и возмещённом ущербе. Ничего этого нет. Фракция КПРФ, убеждённая, что криминалу в экономике не место, не поддержала такую «подпольную амнистию».
Экономическая тема была продолжена на «правительственном часе», куда был приглашён глава минэкономразвития Максим Орешкин. От фракции КПРФ вопросы министру задали Сергей Пантелеев, Павел Дорохин, Валерий Рашкин. В разных аспектах они подняли одну и ту же проблему — планирование экономики.
Позицию фракции коммунистов обобщил в своём выступлении Николай Арефьев. Он отметил, что идёт финансово-экономическая война по уничтожению России. И правящий режим играет на руку нашим заокеанским врагам, искореняя советскую символику, извращая историю великого государства. Это измена своему Отечеству, это подножка делу укрепления мира и единства народа, подчеркнул он. Вывоз капитала, разрушение промышленности, сельского хозяйства, социальной сферы, Вооружённых сил — это тоже, по его словам, подарки нашим заокеанским врагам.
После смещения правительства Примакова—Маслюкова страна устремилась к экономической пропасти. По сравнению с 2000 годом, когда, кстати, во главе государства встал В. Путин, снизились все макроэкономические показатели. Сократился удельный вес промышленности. Если вычесть 10 процентов нефтяной отрасли, то объём промышленности в ВВП составит всего 17 процентов. Стремительно сокращается доля машиностроения. В 2000 году она составляла 15 процентов ВВП, в 2012-м — 8, в 2015-м — 1,4. По сравнению с 2000 годом наша страна стала производить вдвое меньше станков и троллейбусов, в три раза меньше тракторов, в пять раз меньше подшипников… и так по всей номенклатуре. Всё это отразилось и на уровне жизни народа, заметил Николай Арефьев. С 2013 по 2017 год доходы населения снизились на 13 процентов.
Об импортозамещении благополучно забыли. За 2 с половиной последних года в России реализовано 882 проекта. Депутат напомнил, что сразу после войны в Советском Союзе восстанавливалось по 1,5 тысячи заводов. Сегодня, чтобы решить задачу импортозамещения, надо воссоздать те 75 тысяч заводов и фабрик, которые уничтожили «эффективные менеджеры». При нынешних темпах на это понадобится 85 лет.
Ликвидация опережает ввод новых мощностей. В условиях экономической экспансии Запада продолжение уничтожения предприятий просто неизбежно, подчеркнул депутат. В добывающей отрасли в общем объёме уставных капиталов 42 процента принадлежат иностранцам. Получается, что иностранцы за 1,4 миллиарда долларов купили контроль над одной третью оборота добывающей промышленности. В торговле доля организаций с участием иностранного капитала — 81 процент, в пищевой промышленности — две трети. Мы под контролем Запада изнутри, а ведь это всё-таки враги, заметил Н. Арефьев. Где ещё можно увидеть такую игру в поддавки со странами, которые обложили государство санкциями?
По данным Центрального банка, за последние 16 лет легальный вывоз капитала из России составил 550 миллиардов долларов, или 32 триллиона рублей. Незаконный отток, по данным американской международной исследовательской организации Global Financial Integrity, достиг 782 миллиардов долларов, или 46 триллионов рублей по текущему курсу. Сегодня теневая экономика оценивается в 46 процентов ВВП. И никто даже не пытался остановить этот произвол, наоборот, «амнистией» капиталов преступления узакониваются, подчеркнул Н. Арефьев. Созданы и узаконены схемы разворовывания государственных денежных средств, благодаря которым корпорации «Роснефть» и «Роснефтегаз» могут показывать убытки. Повышение курса доллара обогатило олигархов, зато Центральный банк утратил 9,9 триллиона рублей активов, лишился 630 миллиардов рублей доходов, 211 миллиардов рублей прибыли, а ведь это всё наши государственные средства, заметил Арефьев.
Минэкономразвития занимается гаданием на кофейной гуще, выдавая три сценария социально-экономического развития страны, из которых ни один не сбывается, заявил депутат-коммунист. Тогда зачем это министерство, которое ничем не руководит, не направляет, ни за что не отвечает, но пожирает огромные средства? — с негодованием заметил он.
Арефьев прокомментировал предвыборные посулы власти о том, что экономика, возможно, даст 3 процента роста в ближайшие годы. Это полсмены выпуска станков, меньше сменного выпуска комбайнов в советское время, сопоставил он. Российская экономика сегодня находится в таком положении, когда рост даже в 10 процентов нельзя считать значительным, полагает Н. Арефьев. По его мнению, нужно загружать действующие производственные мощности, строить новые заводы и фабрики, а для этого надо отобрать у США более 100 миллиардов долларов наших денег и отдать их на инвестиции, ввести санкции на все иностранные торговые сети, выгнать всех иностранных инвесторов-кровососов, сделать кредиты на уровне 3—4 процента годовых, повысить потребительский спрос. «В общем, надо сделать то, что знает даже студент второго курса экономического факультета. Жаль, что минэкономразвития руководствуется не наукой, а домыслами Гайдаровского форума и советами заокеанских друзей. Эти советы превратили нашу страну из мощного государства, с которым все считались, в побирушку, которая клянчит деньги, у которой арестовывают за границей граждан, счета, суда, самолёты, спортсменов которой не пускают на Олимпиаду, предлагают унизительные процедуры участия. «За державу обидно!» — подытожил своё выступление известной фразой таможенника Верещагина депутат Арефьев.
Как величайшая заслуга путинской команды был представлен законопроект о досрочном приравнивании минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму населения в трудоспособном возрасте. Если первоначально предполагалось сделать это к январю 2019 года, то теперь неожиданно нашлись деньги, чтобы повысить МРОТ до 100 процентов прожиточного минимума, установленного на второй квартал предыдущего года, уже с мая 2018-го. Таким образом, работникам нельзя будет платить меньше 11163 рублей. Это повышение коснётся трёх миллионов человек, из которых 1,6 — бюджетники. На самом деле, заметил Николай Коломейцев, просто-напросто выполнена статья 133 Трудового кодекса, принятого 16 лет назад. Но проблема в том, продолжил депутат, как считается этот прожиточный минимум, который уложен в потребительскую корзину. Мало того, что эта корзина вместо того, чтобы быть пересмотренной в минувшем году, заморожена до 2020 года, так она просто нереальна. Николай Коломейцев предложил дать министрам по МРОТ, вычесть оттуда стоимость коммунальных услуг, купить им всё на оставшиеся деньги и посмотреть, какие они будут элегантные через месяц, если выживут. Заявив о поддержке фракцией КПРФ законопроекта, Николай Коломейцев подчеркнул, что минимальный размер оплаты труда должен быть не менее 25 тысяч рублей.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.