Игрок или жертва?

Игрок или жертва?

По материалам публикаций на сайте газеты «Советская Россия».

1 февраля 2018 года в Пресненском районном суде Москвы закончилось оглашение приговора экс-губернатору Кировской области Никите Белых. Суд признал подсудимого виновным в получении взятки в особо крупном размере и приговорил к 8 годам лишения свободы и штрафу на 48 млн 201 тыс. рублей.

Еще не успел вступить в законную силу приговор по делу Белых, как в Дагестане Следственным комитетом России были задержаны разом 7 высокопоставленных чиновников правительства по подозрению в хищении бюджетных средств – от мэра до премьера.

Прямой умысел
или непрофессиональное
безрассудство?

К нынешнему состоянию коррупции власть шла все последние десятилетия. Потери чиновников-коррупционеров в стране за это время символические. И можно считать фундаментальной фразу генпрокурора России Юрия Чайки, которую он обронил в штаб-квартире Интерпола в декабре 2017 года: «Формируется не совсем правильная практика, когда люди с особым статусом так запросто могут быть арестованы, даже по подозрению в каком-то тяжком преступлении».

Оказывается, России нужны международные механизмы, которые не позволяли бы иностранным государствам арестовывать российских граждан «с особым статусом». Коль у себя дома эти механизмы обеспечены, коррупционерам недостает гарантий неприкосновенности за рубежом. А люди «с особым статусом» у нас на каждой ступени власти свои: от районного уровня до администрации президента, от низовой полицейской структуры – до подразделения по борьбе с коррупцией МВД.

Свой вклад в дело коррупции внесла Государственная дума, которая так и не ратифицировала ключевые положения конвенции ООН против коррупции. Это незаконное обогащение (статья 20) и механизмы изъятия имущества через международное сотрудничество в деле конфискации (статья 54). Тем самым законотворцы как бы сказали: «Мы за колхоз, но только в другой деревне». Иначе говоря, Дума не против того, чтобы США, Европа и другие страны применяли эти положения, но в России у коррупции свой путь. Казалось бы, чего проще, когда чиновник по закону обязан объяснить источники финансов по крупным сделкам, если его доходы официальные не покрывают произведенные расходы? Во всем мире это обычная практика как основание для конфискации имущества, но почему для России это нарушение Конституции?

У нас до сих пор за коррупционные преступления нет полной конфискации имущества как дополнительного вида наказания. Конфискация применяется лишь к имуществу, приобретенному на похищенные деньги. Как в той притче про дурака, который по пути на базар перепутал пятаки и забыл, на который и что конкретно нужно купить, и вернулся домой без покупок. И почему-то для принятия тех или иных положений закона о коррупции требуется заключение профильных ведомств – МВД, Минюста, Генпрокуратуры и администрации президента, а мнение миллионов граждан не учитывается. А по факту эти структуры дополнительных законов и полномочий не просят. И как показывает практика, просить не будут, так как именно в рядах силовых структур зачастую находятся коррупционеры. И уж никак не берется во внимание тот факт, что тощего российского бюджета давно недостает на социальные нужды, когда бюджет для коррупции процветает.

Очень меткое определение дал состоянию коррупции Геннадий Зюганов, лидер КПРФ: «Сегодняшняя Россия, пожалуй, единственная страна, в которой запрещена не коррупция, а борьба с ней».

Два лица Никиты Белых

Для того чтобы понять, было ли у экс-губернатора Никиты Белых второе лицо, скрытое от широкого круга, нужно неформально осмыслить информацию пресс-службы Следственного комитета России. Как установлено следствием, в период получения взяток Никита Белых вел роскошный для госчиновника образ жизни.

«Часто на выходные и праздничные дни отдыхал за пределами Кировской области и за границей, снимал дорогие отели, содержал бывшую супругу (платил ей по 200 тыс. рублей в месяц) и многочисленных избранниц, тратил деньги на дорогостоящие увлечения. В 2010–2016 годах оплачивал обучение сына в престижной школе в Великобритании стоимостью 24–25 тыс. фунтов стерлингов в год (почти 2 млн рублей ежегодно). При этом в 2009–2015 гг. размер заработной платы Белых составлял в среднем около 156 тыс. рублей. В этой связи, со слов свидетелей, Белых широкой публике свой образ жизни и фактический достаток не афишировал».

Когда оцениваешь сведения в комплексе, образ бескорыстного политика-либерала растворяется, и открывается образ расчетливого чиновника, использующего на полную катушку свои властные полномочия. Нельзя забывать, что во власть Никита Юрьевич пришел из бизнеса, где занимал вполне успешную нишу. Но как происходит со многими персонами бизнеса, имея деньги, он хотел получить власть. И как следствие, на обладании властью делал новые деньги.

Будучи губернатором, Н. Белых подчеркивал, что у него более 200 дней неиспользованного отпуска и он трудится практически круглые сутки. На этот счет приведу один пример. Пресс-служба правительства в марте 2016 года распространила информацию, что губернатор взял недельный отпуск с 26 марта по 7 апреля. Его обязанности, сообщалось, с 26 марта будет исполнять Дмитрий Матвеев, а с 1 по 7 апреля – Сергей Щерчков. Нетрудно подсчитать, что этот промежуток отпуска по календарю состоит из 13 дней, а отпуск взят на неделю. И неслучайно в сообщении в деталях раскрывался этот трюк, чтобы было понятно любому, как считают свои отпуска начальники во власти.

Экономика и финансы
Никиты Белых

Наибольшие потери за семилетку губернатора Никиты Белых понесли село и сельское хозяйство. Только по официальным отчетам земли сельхозназначения уменьшились в обработке на 393 тыс. гектаров, а число сельхозпредприятий сократилось на 172.

Неэффективным управлением лесами до банкротства было доведено КОГУП «Кировлес», а один из лесных проектов области, связанный с Нововятским лыжным комбинатом, стал по существу кормушкой для самого Никиты Белых. Область по лесу стала сырьевым придатком других регионов, куда отправлялся кругляк, а свои предприятия лесопереработки банкротились одно за другим. Бюджетные доходы от лесной отрасли стали одними из самых низких в России.

О человеке в России принято судить по друзьям. В случае с губернатором Белых его деловым партнером стал Альберт Ларицкий, собственник Нововятского лыжного комбината, который под предлогом модернизации предприятия набрал кредитов в Сбербанке, а по факту вывел деньги на личный счет в Швейцарии. Летом 2015 года Ларицкий был арестован в Москве. Скорее с его показаний по уголовному делу и был взят криминальный след Никиты Белых оперативниками ФСБ.

Еще одним деловым партнером и другом губернатора стал Григорий Гусельников, собственник «Вятка-Банка». Именно этот банк стал пользоваться поддержкой регионального правительства и лично Никиты Белых. Под крыло «Вятка-Банка» перешли и казенные предприятия, ранее обслуживаемые Сбербанком, – «Вятавтодор», «Управление по обеспечению топливом», «Агентство энергосбережения», «Облкоммунсервис» и другие.

Именно в «Вятка-Банке» правительственные структуры получали бюджетные кредиты, коммерческая ставка которых достигала 25%. Только на обслуживании кредитов бюджет области ежегодно терял около 1 млрд рублей. На 1 июля 2016 года сумма долга достигла отметки в 26,88 млрд рублей, или 96% от предельного объема, установленного Законом Кировской области №598-ЗО. В СМИ, неподконтрольных правительству области, отмечалось, что сын Никиты Белых проживает в Лондоне, в доме Гусельникова, и учится в элитной школе. Так деловые отношения и личные интересы губернатора слились в одно целое.

Именно в период работы губернатором Никиты Белых, в конце мая 2009 года, ОАО «Кировэнергосбыт» ушло в офшоры, и этот заграничный след сегодня болью дает о себе знать региону.

Испытание властью

Сегодня вокруг приговора Н. Белых идет множество спекуляций. Большое место занимает версия, что экс-губернатор стал жертвой разборок в политике. Утверждается даже, что взяток он не получал, а изъятые еврокупюры предназначались на общественные интересы. Даже упоминается фамилия премьера Дмитрия Медведева, назначившего Белых на должность губернатора. По моему убеждению, уголовное дело и приговор Никите Юрьевичу даже малейшего отношения к политике не имеют. Горький финал либерала Никиты Белых объясняется гораздо проще: он не выдержал испытания властью, и деньги в его моральных убеждениях взяли верх.

С самого начала своего пути для Никиты Белых важнее всего был личный пиар, но не дела области. Публично отказавшись от служебного автомобиля «Lexus 570», он скрытно принял в подарок от «Вятка-Банка» «Mersedes S350 4-matic», на котором раскатывал по Москве. Не выдерживая малейшей критики в свой адрес, взял под крыло правительства все 38 редакций районных газет. Другие, по утверждению СМИ, через офшоры были скуплены.

С 1 июля 2015 года губернатор преобразовал департаменты в составе правительства в 17 министерств, окружив себя 11 заместителями. И депутаты от ОЗС это решение одобрили. Даже губернаторы более крупных регионов такого штата не создают, как позволил это сделать Никита Белых. Создал представительство в Москве. При такой структуре, обложив себя замами, можно практически всегда выехать за пределы региона, в том числе за границу. В памяти кировчан останется Никита Белых и как любитель разрезания ленточек на объектах, не готовых к пуску. Нет сомнения, что в криминальных аферах во многом он рассчитывал на покровительство своего брата, который с января 2009 года занимал должность прокурора Пермского края, а с июня 2015 года – начальника Управления Генпрокуратуры РФ в Приволжском федеральном округе. В последний год работы брата-губернатора приезжал Александр Белых в Кировскую область для инспектирования и подведения итогов.

В 2010 году Никита Белых защитил диссертацию на тему лагерной экономики 1938–1953 годов, взяв за основу материалы Вятлага. Чем он руководствовался тогда в своем желании – известно ему одному. А сегодня он уже на практике может изучить экономику современной лагерной системы. Это снова его личный выбор. Отвечая на главный вопрос, хочу сказать: Никита Белых – жертва своих желаний и типичное дитя современной системы коррумпированной власти.

Александр ЧУПРАКОВ,
наш специальный корреспондент

Сахалинский приговор
Экс-губернатора А. Хорошавина ждет колония строгого режима на долгий срок

Семь с половиной лет губернаторства на Сахалине (по назначению президентов Путина и Медведева), почти два года предварительного заключения после обвинения в масштабных коррупционных преступлениях, и вот наконец городской суд Южно-Сахалинска объявил приговор экс-главе региона А. Хорошавину: 13 лет в колонии строгого режима и штраф 500 млн рублей. Виновными признаны и его подельники. Бывший советник губернатора Андрей Икрамов получил девять с половиной лет строгого режима, он также выплатит штраф 171 млн руб. Бывший зампред правительства области Сергей Карепкин приговорен к восьми годам колонии строгого режима и штрафу 4 млн руб. Бывший министр сельского хозяйства, торговли и продовольствия Николай Борисов, заключивший сделку со следствием, должен выплатить штраф 2,5 млн рублей.

Приговор называют беспрецедентно строгим для губернаторов. Так, на днях Никита Белых получил восемь лет строгого режима, а бывший глава Тульской области Вячеслав Дудка (тоже и путинский, и медведевский назначенец) получил в 2013 г. 9,5 лет строгого режима. Другие приговоры суровостью не отличались: брянский губернатор Николай Денин получил четыре года колонии общего режима, новосибирский Василий Юрченко – три года условно. Все они также обвинялись в коррупционных преступлениях: взяточничестве, мошенничестве, превышении полномочий.

На подходе и еще один приговор – по делу ОПГ, созданной, как утверждает сторона обвинения, главой Коми Вячеславом Гайзером. Практически все руководство Республики Коми было арестовано в сентябре 2015-го по обвинению в создании преступного сообщества с целью мошенничества.

Хорошавина в создании ОПГ не обвиняли, хотя, как очевидно, мошеннические махинации проводила целая группа чиновников. Сам же он не только не считает себя виноватым, но и полагает, что стыдиться ему вообще нечего. В своем последнем слове так и сказал: «Мне не стыдно за годы работы мэром Охи, за губернаторство и за мою жизнь. Я не шел на компромиссы, не выбирал легких путей, старался отстаивать свои личные принципы, отстаивать интересы родного края. Как это получилось, судить людям. Я очень надеюсь, что те восемь лет окажутся не самыми плохими и тяжелыми в истории региона».

В объяснения, откуда у него и его семьи взялась незадекларированная собственность более чем на миллиард рублей (конфискована решением суда), он предпочитал не вдаваться. Список впечатляет: четыре квартиры стоимостью более 240 млн руб., шесть автомобилей, оцененные в 42 млн, в том числе «Мерседес», два «Бентли» и два «Лексуса». А были еще и пресловутая «эксклюзивная» авторучка за 36 млн, коллекция из 195 дорогих часов, 800 ювелирных изделий, наличность, которую пришлось вывозить чуть ли не вагонами.

Впрочем, посадки губернаторов (а весной прошлого годы были по подозрению в коррупционных преступлениях арестованы главы Марий Эл Маркелов и Удмуртии Соловьев) не приводят к слому коррупционной системы. И похоже, воспринимаются рядом российских чиновников как досадные эксцессы – и допустимая степень риска.

Кроме того, правоохранительные органы многие годы никак не реагируют на многочисленные свидетельства коррупции, по сути, не препятствуя разграблению бюджета. Да и реакция бывает более чем локальная. К тому же с партии власти все подобные преступления ее высокопоставленных руководителей (а все, кроме Белых, попавшие под уголовные преследования губернаторы были и видными единороссами) – как с гуся вода. Вот и получается, что одни коррупционеры сменяют других – и незаметно, чтобы они боялись наказания. Ну а о чести и совести нет даже речи.

Павел СВИРИДОВ

Комментарий редакции: Несомненно, всё вышеперечисленное представляет собой попытки ликвидации последствий, а не причин. Корни коррупции нужно видеть в привитом обществу ультралибералами культе денег, стремления к наживе любой ценой. Пока закон «спал», коррупционная спираль во время приватизации общенародной собственности набирала обороты. И чиновники стремились «урвать» свою выгоду тоже. Поэтому решительный отход от олигархического капитализма является условием подавления преступлений коррупционной направленности. Разумеется, речь должна идти и о ратификации 20-ой статьи Конвенции ООН против коррупции, и о реальном равенстве всех перед законом. Но идут ли на подобное правящие круги? Конечно нет! Более того, до тех пор, пока в «неприкосновенности» остаются итоги приватизации 90-х — главного преступления «демократических реформаторов», пока будут потакать крупномасштабным аферистам вроде Сердюкова и Васильевой, уводя их из-под ответственности, ни о каком сдвиге в борьбе с коррупцией можно и не мечтать.

Что же касается Никиты Белых, то его арест и признание судом его виновным в очередной раз показывает, как «либеральные оппозиционеры», с пеной у рта обвиняющие своих конкурентов в воровстве, сами начинают идти по той же стезе, оказавшись на ключевых должностях. И никакие заверения их политических адвокатов о «провокациях», «подставе» не должны никого вводить в заблуждение. Во-первых, известный перл «младореформаторов» «коррупция во имя реформ» выдал их с головой полностью и окончательно. Во-вторых, местные отделения КПРФ долгое время разоблачали аферы администрации Никиты Белых, добивались расследования. И это сделать удалось. 

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *