По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».
В отношении к дню рождения Красной, Советской Армии сказываются современные политическая конъюнктура и мифология. Цель известна: уничтожение советского наследия. Вычеркнуть и заставить забыть нельзя, но можно «перекодировать», впрыснуть другое содержание. Вот и объявляют 23 февраля Днём защитника Отечества. Не вдаваясь в подробности, какого защитника и какого отечества.
МЕЖДУ ТЕМ создание Рабоче-Крестьянской Красной Армии — это принципиально новое и принципиально важное событие в насчитывающей не одно тысячелетие истории вооружённых сил. Она родилась вместо трещавшей по швам и разбегавшейся по домам царской армии. Вырасти непосредственно из царской армии защитница революции никак не могла, поскольку, как указывал В.И. Ленин, старая армия «есть самый закостенелый инструмент поддержки старого строя, поддержки господства капитала».
Позднее, на VIII съезде партии, Владимир Ильич говорил о том, что «…вопрос о строении Красной Армии был совершенно новый, он совершенно не ставился даже теоретически». А РККА, как с самого начала определил декрет Совета Народных Комиссаров от 15 января 1918 года, организовалась не для захватнических войн, а «для защиты завоеваний Октябрьской революции, власти Советов и социализма».
Красная Армия строилась на основе выдвинутых вождём пролетарской революции принципов: солдат не пешка, а сознательный инициативный человек с ружьём, защищающий рабоче-крестьянскую власть; сознательная самодисциплина; казарма не школа муштры, а школа и военного дела, и грамотности, и культуры; интернационализм, а не ненависть к другим нациям; единство армии и народа, из чего вытекает неразрывная связь фронта и тыла (решающий фактор побед!).
Владимир Ильич Ленин стал и первым бойцом невиданной ещё в истории вооружённой силы, приняв вместе с красноармейцами в строю 11 мая 1918 года присягу на верность трудовому народу.
18 мая ЦК РКП(б) дал указание о том, что все члены партии должны немедленно приступить к обучению военному делу. Каждый член партии обязан был предъявлять в партийные организации наряду с партийным билетом свидетельство о том, что он прошёл курс обучения военному делу. Партийные организации уделяли большое внимание Всевобучу. Были разработаны программы занятий, выпущены учебные пособия, проводились специальные «Дни Всевобуча», во время которых устраивались смотры рабочих полков и батальонов. Возглавленное коммунистами движение за овладение военными знаниями стало массовым. К концу 1918 года в системе Всевобуча обучалось более 800 тысяч человек, из них только в Москве — свыше 120 тысяч.
Благодаря вниманию и помощи партийных организаций Всевобуч стал могучим источником подготовки резервов для Красной Армии. Создавая регулярные вооружённые силы, партия не отказывалась в принципе от милиционной системы. Она считала, что Всевобуч, пройдя ряд этапов, согласованных с необходимостью формирования регулярных частей, должен «привести нас к созданию действительно милиционной армии».
Переход к новой системе комплектования советских вооружённых сил, то есть к созданию массовой регулярной армии, был начат в конце мая и первой половине июня 1918 года. Советское правительство приняло декреты о призыве в Красную Армию рабочих и беднейших крестьян на основе всеобщей воинской повинности трудящихся в ряде губерний, главным образом прифронтовых, а также в Москве и Петрограде.
Большое значение для перехода к новому этапу военного строительства имел V Всероссийский съезд Советов, принявший 10 июля специальное постановление «Об организации Красной Армии». В этом постановлении было сказано: «Период случайных формирований, произвольных отрядов, кустарного строительства должен быть оставлен позади. Все формирования должны производиться в строгом соответствии с утверждёнными штатами и согласно развёрстке Всероссийского Главного Штаба».
Так родилась Красная Армия — первая в мире армия трудящихся. Страшная для врагов и любимая народом. А потому непобедимая…
Когда началась интервенция и усилилась Гражданская война, бывшие дворяне, не утратившие чувства долга перед страной и своим народом, не могли не видеть в большевиках, в Советской власти единственную силу в России, способную отстоять её национальную независимость. Нелегко далось это прозрение, но оно состоялось, что художественно сильно показал А. Толстой в своём романе «Хождение по мукам»: один из главных его героев Вадим Рощин — блестящий офицер из дворян — бежит из белой армии, убедившись, что она воюет против народа. Он выстрадал свою веру в Советскую власть и с ней связал свою судьбу: перешёл на сторону красных. История Рощина типична: 43% офицеров бывшей царской армии пошли на службу в Красную Армию в годы Гражданской.
К тому же к концу братоубийственной войны каждый седьмой офицер белой армии перешёл к красным. Что примечательно: почти половина самой подготовленной, элитной части офицерского корпуса — офицеров Генерального штаба — оказалась в Красной Армии (639 человек, в том числе 252 генерала, включая легендарного А.А. Брусилова). Генерал Антон Станкевич в боях под Орлом попал в плен к деникинцам, ему предложили перейти на сторону белых, он отказался и был казнён. Генерал, награждённый орденом Красного Знамени, похоронен у Кремлёвской стены…
Что сдвинуло российский патриотизм в сторону большевиков? Что повлекло российское офицерство к Красной Армии? 22 апреля 1918 года ВЦИК издал декрет о создании Красной Армии с участием военспецов. На съезде трудовых казаков Ленин говорил: «…Военные науки знает только офицерство — полковники и генералы… нужно было набирать командный состав из бывших офицеров, чтобы рабочие и крестьяне могли у них учиться, ибо без науки современную армию построить нельзя…». Победа в Гражданской войне могла быть только у того, на чьей стороне оказалось преобладающее большинство трудящегося крестьянства — бедняков и середняков. А оно было на стороне Красной Армии, на стороне Ленина, потому что большевики, как это воспринималось российским крестьянином-тружеником, решили вековечный русский вопрос — вопрос о земле. Добавим, долгожданный вопрос социальной справедливости: земля передавалась в руки крестьян всех народов России.
Ни Деникин, ни Колчак не могли и не желали сделать то, что сделали большевики. Крестьяне на собственной шкуре испытали возвращение кабалы под властью белых. В большинстве своём крестьянство в конечном итоге приняло сторону красных. Крестьянин отдал ей, армии народа, самое дорогое — своих сыновей и последнего коня. Это и определило исход Гражданской войны: поражение белого движения было неизбежным.
Российский патриотизм сдвинулся в сторону коммунистов ещё и потому, что белое движение накрепко оказалось связанным с интервенцией, полностью зависело от решений, принимавшихся в Париже, Лондоне и Вашингтоне. Быть под пятой Запада — вот что ожидало Россию, победи белая армия. Украина, напомним читателям, попала бы под протекторат Франции, богатый нефтью Азербайджан, Кавказ и всё Закавказье — под протекторат Англии. Всё это знали белые генералы. И на всё это они были согласны. Колонизация России — такова была цена их победы.
Нет, не случайно каждый седьмой офицер белой армии бежал из неё: рушилась вера в единую и неделимую Россию по-деникински, по-колчаковски. Становилось понятным: русский патриотизм для Деникина и Колчака не более чем риторика, ширма для прикрытия их прозападной политики.
Что было причиной верноподданности Западу вождей белого движения? Классовый интерес — вернуть власть буржуазии и помещикам во что бы то ни стало — вот причина, заставившая их пойти на национальное предательство. Их классовое сознание, преисполненное ненависти к рабочим, крестьянам и солдатам, взявшим власть в свои руки, подавило национальное сознание, уничтожило чувство долга перед своей страной, если таковое имелось.
Когда стало понятным это положение вещей мелкобуржуазному среднему крестьянству, которое относилось к новой власти настороженно, бывало и потребительски («Дайте землю! Дайте мир — от войны настрадались!»); когда это стало понятным для мелкобуржуазной, но патриотически настроенной интеллигенции, честным и мыслящим представителям дворянства (тем же генералам и офицерам, у которых любовь к Отечеству была выше их классового интереса), тогда произошёл исторический поворот в Гражданской войне. «…История сделала так, что патриотизм теперь поворачивает в нашу сторону», — таково ленинское заключение.
К Красной Армии можно было обращаться с просьбами от имени трудового народа, как обращался Ленин: «Прошу принять все меры, не останавливаясь перед героическими…».
Большевики нашли эффективный метод сочетания проблемы демобилизации старой армии с сохранением линии фронта и одновременным созданием социалистической армии. В конце 1917 года были проведены армейские и фронтовые съезды по демобилизации. На общеармейском съезде 30 декабря 1917 года по письму Ленина было принято «Положение об организации социалистической армии» и «Обращение к солдатам, рабочим и беднейшим крестьянам» с призывом вступать в ряды новой армии. В Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, утверждённой 25 января 1918 года на III Всероссийском съезде Советов, было декретировано «вооружение трудящихся, образование социалистической Красной Армии рабочих и крестьян».
Основные положения Декларации были развиты в декрете СНК от 28 января 1918 года «Об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии». В нём изложены главные принципы строительства вооружённых сил социалистического государства. Верховным руководящим органом РККА декрет объявлял Совет Народных Комиссаров. 11 февраля 1918 года на заседании СНК был принят аналогичный декрет об организации Рабоче-Крестьянского Красного Флота.
На основе этих документов развернулась напряжённая организаторская работа по формированию отрядов Красной Армии и частей Красного Флота. Она проводилась Всероссийской коллегией по формированию Красной Армии, солдатскими комитетами, военными отделами местных Советов. Ленин постоянно следил за тем, как проходило формирование частей в городах промышленных районов и на фронтах. Солдаты старой армии вступали в ряды Красной Армии не только поодиночке, но и целыми частями (3-й Заамурский полк 59-й дивизии, 12-й и 126-й Рыльский Советский Красногвардейский стрелковые полки, авиационные отряды, лётные и технические школы и другие).
В процессе демобилизации старой армии были приняты меры для сохранения вооружения, военного и военно-технического имущества, выполняемые солдатскими комитетами. Совнарком ввёл рабочий контроль за работой военной промышленности, организовал восстановление ряда заводов и принял меры по улучшению продовольственного снабжения рабочих.
После срыва мирных переговоров Л.Д. Троцким 18 февраля 1918 года германское командование развернуло наступление против Советской республики. 21 февраля Совет Народных Комиссаров обратился к народу с ленинским декретом-воззванием «Социалистическое Отечество в опасности!». Декрет провозгласил защиту республики Советов священным долгом рабочих и крестьян России и объявил, что все силы и средства страны целиком предоставляются на дело революционной обороны.
Призыв Советского правительства вызвал в народе подъём. 23 февраля развернулась массовая запись добровольцев в Красную Армию, решением исполкома Петроградского Совета дата 23 февраля была объявлена Днём защиты социалистического Отечества. Сформированные части добровольческой Красной Армии вступили в бои с наступающими германскими войсками. Так Красная Армия получила боевое крещение. На псковском и нарвском направлениях численность войск составила 5—6 тысяч человек, севернее Пскова — 600 человек, на центральном направлении — около 5 тысяч, на Украине — около 35 тысяч. В Красную Армию вступали и части, сформированные из иностранных граждан, находившихся в России: венгерских интернационалистов, действовавших под Нарвой, а на Украине — отряды чехов, словаков и сербов.
В тот же день, 23 февраля, в крупных советских городах с огромным подъёмом прошли митинги рабочих, на которых принимались решения о вступлении в ряды Красной Армии и партизанские отряды. Для отпора врагу только в столице было мобилизовано около 60 тысяч человек, из них около 20 тысяч сразу же было отправлено на фронт. В ознаменование массового вступления добровольцев в Красную Армию и мужественного сопротивления отрядов красноармейцев германским захватчикам 23 февраля 1922 года было объявлено Днём Красной Армии, а позднее стало ежегодно отмечаться как День Советской Армии (до 1946 года — Красной Армии) и Военно-Морского Флота.
Фронтовые съезды и съезды Балтийского и Черноморского флотов поддержали Советское правительство во главе с Лениным. Это обеспечило подавляющее превосходство революционных сил в стране. Военное противодействие установлению Советской власти было оказано только в казачьих регионах — на Дону, Южном Урале и на Украине.
Для организации борьбы с контрреволюционными выступлениями по инициативе Ленина 23 ноября 1917 года был создан революционный полевой штаб в Могилёве на базе Ставки. Как пишет его бывший начальник М.К. Тер-Арутюнянц, штаб замыкался непосредственно на председателя СНК. В декабре 1917 года развернулись боевые операции против мятежей генерала А.М. Каледина на Дону, атамана А.И. Дутова на Южном Урале и на Украине против буржуазной Центральной рады. Начальником штаба Ставки СНК назначил генерала М.Д. Бонч-Бруевича, перешедшего на сторону Советской власти вместе с группой офицеров.
Основной формой борьбы было использование революционных частей армии, отрядов балтийских моряков и красногвардейцев Петрограда, Москвы и других городов в сочетании с агитационной работой, мобилизацией и формированием военных отрядов среди местного населения.
На наиболее опасное направление — против казачьих войск на Дону, куда стекались контрреволюционные силы, были переброшены части из-под Харькова и Воронежа под командованием В.А. Антонова-Овсеенко, которые вместе с отрядами, сформированными из рабочего населения городов и революционных казаков, нанесли поражение войскам Каледина. Добровольческая армия ушла на Кубань, а 23 марта была образована Донская Советская республика.
На борьбу с атаманом Дутовым решением СНК были посланы красногвардейские отряды из Петрограда, Уфы, Самары и ряда городов Урала, которые вместе с отрядами башкирской, татарской и казахской бедноты отбросили войска Дутова и к концу февраля освободили Южный Урал.
На Украине 11 декабря 1917 года в Харькове было создано Советское украинское правительство, выступившее против буржуазной Центральной рады и сформировавшее свои военные отряды. 14 января советские войска под командованием М.А. Муравьёва вступили в Киев. Центральная рада нашла приют в Житомире под опекой германских войск, объявив о создании «независимой народной республики». В марте 1918 года Советская власть утвердилась в Крыму и Средней Азии, кроме Хивинского ханства и Бухарского эмирата.
В итоге к концу марта формирующиеся вооружённые силы Советской России сумели отстоять победу Великой Октябрьской социалистической революции. В декабре 1918 года ЦК РКП(б) вынес специальное постановление. В нём подтверждалось, что «политика военного ведомства, как и всех других ведомств и учреждений, ведётся на точном основании общих директив, даваемых партией в лице её Центрального Комитета и под его непосредственным контролем».
…Разгромом Врангеля закончился период иностранной военной интервенции и Гражданской войны в Советской стране. В ожесточённой борьбе молодое Советское государство отстояло свою свободу и независимость, завоевало возможность существования рядом с капиталистическими странами и обеспечило условия для строительства социализма. «Нечего и доказывать, — подчёркивал Ленин, — что о сравнении военных сил РСФСР с военными силами всех капиталистических держав и речи быть не может. В этом отношении мы в десятки и сотни раз слабее их, тем не менее, после трёхлетней войны мы принудили почти все эти государства отказаться от мысли дальнейшего вмешательства».
Будем помнить обращение Коминтерна в РККА: «Трудящиеся массы не могут уничтожить ига богачей и наёмного рабства иначе как войной с оружием в руках».
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.