Уважаемые участники круглого стола, уважаемые гости!
Тема нашего сегодняшнего мероприятия – «Очередь на жилье: проблемы реализации конституционного права граждан на жилище». Мы не зря подчеркнули в названии темы тот факт, что жилищные права граждан гарантированы Конституцией. Основной закон страны указывает, что никто не может быть произвольно лишен жилища, а органы государственной власти и местного самоуправления должны поощрять жилищное строительство и создавать условия для осуществления права на жилище. Наконец, именно Конституция гарантирует, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Однако на практике, как мы все хорошо знаем, с соблюдением жилищных прав, прописанных в Конституции и других законах страны, имеются серьезные проблемы. И сегодня мы с вами собрались, чтобы обсудить ситуацию, которая на сегодняшний день сложилась с очередью на жилье.
После распада Советского Союза государство быстрыми темпами начало отказываться от своих социальных обязательств. Если в советское время квартира от государства и улучшение жилищных условий была не мифом, а нормальным развитием жизненного сценария для миллионов семей, то в постсоветские годы ситуация постоянно ухудшалась, и получить жилье становилось все сложнее.
В раздаточных материалах на первых страницах есть графики, составленные по данным, которые публикует Росстат. На них видно, как резко с 1990 года упало количество семей, стоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В последние годы на учете стабильно стоят примерно 5% российских семей. Не менее резким было и падение числа семей, которым удавалось получить квартиры и улучшить свои жилищные условия – эти данные можно увидеть на втором графике.
Наконец, особый интерес представляет третий график, где показано, как в разные годы менялась доля семей, которые смогли получить жилье и улучшить жилищные условия, от общего числа семей, стоящих на учете в качестве нуждающихся в жилье. То есть как менялся процент тех семей, которые смогли, наконец, дождаться своей очереди в тот или иной год. На графике видно, как в 1990-е годы эта доля резко упала, к 2010 году был подъем этого показателя, но в последние годы опять наблюдается очередной спад. В 2016 году только около 5% семей, стоящих на учете, смогли улучшить свои жилищные условия, тогда как в 1990 году эта доля была почти в 3 раза выше.
На графике приведены данные в целом по стране. Естественно, в разных регионах этот показатель сильно отличается. Так, есть регионы, где в 2016 году эта доля превышала 10% и даже 15% – например, Магаданская область, Еврейская автономная область, Мурманская область. Но во многих субъектах эта доля была ниже среднего значения, а в ряде регионов в 2016 году жилищные условия смогли улучшить только 1-2% семей от общего числа семей, стоящих на учете. Нужно обратить внимание, что в этот список вошла и Москва. В столице только 1,73% семей, стоящих на учете в качестве нуждающихся в жилье, получили жилье в 2016 году.
В раздаточных материалах также приведена большая таблица, где показаны результаты расчетов: как изменилась доля получивших жилье за 5 лет – в 2016 году по сравнению с 2012 годом. И, как можно увидеть в таблице, в подавляющем большинстве субъектов эта доля снизилась (во всех регионах в таблице, где процент указан со знаком «минус» – это означает падение этого показателя).
Обратите внимание: Москва и по этому показателю оказалась среди аутсайдеров. В 2016 году доля получивших жилье от общего числа московских семей, стоящих на учете, оказалась на 4,42% ниже, чем в 2012 году. Так что в столице с 2012 года у нас, к сожалению, не прогресс, а ухудшение ситуации.
Все эти статистические данные и цифры на практике ощущаются самими очередниками. Сроки ожидания жилья постоянно растут. Очередники Москвы сообщают, что сегодня они превысили 27-30 лет, хотя раньше приходилось стоять на очереди максимум 20 лет. Из других регионов сообщают совершенно недопустимые цифры – сроки ожидания жилья могут доходить до 40-50 лет и даже больше.
И несколько поколений одной семьи все это время вынуждены ютиться в тяжелых условиях, на маленькой жилплощади, надеясь, что когда-нибудь очередь наконец дойдет до них, и если не дети, то хоть внуки смогут вселиться в нормальные условия. Я думаю, мы сегодня еще услышим примеры подобных историй.
Это, конечно, совершенно недопустимая ситуация. Какого улучшения демографии, о котором нам постоянно рассказывают и к которому призывают, государство ждет от населения, если само ставит граждан в такие условия?
И когда мы начинаем разбираться в причинах, почему очередь так медленно движется, вот тут-то мы сталкиваемся с самым возмутительным. Казалось бы, уж в Москве-то такие темпы строительства, в том числе на бюджетные средства, что за 10-15 лет можно было бы всех очередников давно расселить, а у нас регион далеко не в лидерах, и проблема очень острая. В чем дело? А дело в том, что жилье, которое строится как социальное, реализуется как коммерческое на рынке. До очередников доходят только остатки, и вот мы и имеем ежегодно очень низкую долю тех, кто смог получить квартиры, и постоянно растущие сроки ожидания своей очереди для остальных.
Очередники сообщают, что сегодня в Москве есть целые микрорайоны, которые стоят незаселенными, и город несет нагрузку по содержанию этого жилья, но очередникам квартиры там не выделяются.
Отдельно хочу сказать несколько слов о проблеме многодетных семей. В Москве только менее 4% многодетных семей города стоят в очереди на жилье – это около 5 тысяч таких семей. Причем около 40% многодетных семей-очередников стали на очередь еще до марта 2003 года, то есть более 15 лет назад. И город не может никак обеспечить эту категорию граждан жильем. Раньше были специальные программы, потом отдельная очередь для многодетных семей, которую упразднили в конце 2014 года. Повторюсь: о какой демографической политике можно говорить, о каком стимулировании рождаемости, если государство демонстрирует такое отношение к многодетным семьям?
В заключение мне бы хотелось кратко обозначить основные требования, с которыми предлагается выступить в качестве путей решения проблемы очередников.
Во-первых, законодательно прописать максимальный срок ожидания социального жилья – не более 15 лет. В противном случае ничем не ограниченные сроки так и будут продолжать растягиваться до совершенно неприемлемых значений.
Во-вторых, утвердить критерии для первоочередного улучшения жилищных условий – прописать социальные группы (семьи с инвалидами, жители коммунальных квартир и т.д.). Отдельным пунктом – обеспечить отдельную приоритетную очередь на жилье многодетным семьям.
В-третьих, законодательно гарантировать жилье в районе проживания всем очередникам. Иначе получается, как это бывает сегодня: когда москвичам при освобождении жилищной площади в хорошем районе города дают новое жилье в труднодоступном районе за МКАД. Из-за этого по факту улучшения жилищных условий не происходит.
Наконец, нужно проработать иные проблемные вопросы в этой сфере: например, добиться полного осваивания выделяемого бюджета для покупки жилья очередниками, привести коэффициенты для расчета стоимости жилья по программе социальной ипотеки в соответствие с плановым годом обеспечения и т.д. Я надеюсь, мы сегодня еще проговорим все эти конкретные вопросы и придем к более подробному плану действий по каждому.
Уважаемые коллеги, я кратко обрисовал проблему, которую мы сегодня обсуждаем. Теперь предлагаю перейти к выступлениям остальных участников круглого стола. Приглашаю всех к дискуссии и рассчитываю на плодотворные результаты от сегодняшнего мероприятия.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.