Война начинается с переименований?

Война начинается с переименований?

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».

В Киргизии объявлено начало очередной антикоррупционной кампании. Президент страны  раскритиковал руководство правоохранительных органов и потребовал от них начать «борьбу за чистоту» с себя. Однако, как показывает опыт, даже самые воинственные заявления редко приводят к реальным результатам.

С МОМЕНТА официального вступления в должность в ноябре прошлого года Сооронбай Жээнбеков воздерживался от резонансных публичных выступлений. Это дало повод говорить, что новый президент находится в тени предшественника — Алмазбека Атамбаева — и не является самостоятельным в своих действиях. Тем ярче оказался эффект от выступления Жээнбекова на заседании Совета безопасности 8 февраля. Глава государства обрушился с жёсткой критикой на правоохранительную и судебную системы. Особенно досталось Генеральной прокуратуре, Антикоррупционной службе Госкомитета национальной безопасности (АКС ГКНБ) и судам. Надзорные органы президент обвинил в незаконных и необоснованных проверках, прозрачно намекнув при этом, что главной их целью является получение мзды. Так, уголовные дела по результатам проверок возбуждаются менее чем в 10 процентах случаев.

Деятельность АКС ГКНБ и вовсе была названа «неэффективной», а её сотрудников президент потребовал проверить на соответствие должности. Как заявил Жээнбеков, некоторые из них превратились в «касту неприкасаемых». Глава республики привёл цифры, в соответствии с которыми за два года было возбуждено 485 уголовных дел, но обвинительные заключения вынесены лишь по 37. Что касается судебных органов, то они, по словам Жээнбекова, намеренно затягивают процессы и выносят несправедливые приговоры. «Есть вопиющие факты освобождения из-под стражи даже тех, кто совершил самые тяжкие преступления», — сообщил он.

В целом, по мнению президента, борьба с коррупцией не приносит плодов, поскольку «государственные структуры, призванные бороться с этим уродливым и опасным для государства и общества явлением, сами погрязли в коррупции и не могут полноценно выполнять свои функции». «Борьба с коррупцией должна обрести всенародный характер, — возгласил Жээнбеков. — Самая главная сила в этой борьбе — это политическая воля главы государства. Такая политическая воля у меня есть, я готов к этой борьбе!»

Как именно президент собирается реализовывать свою волю, стало известно несколько дней спустя. В подписанном им решении Совета безопасности «Об актуальных мерах по борьбе с коррупцией в судебных, надзорных и правоохранительных органах» содержится план реформирования данных структур. Так, например, до середины 2019 года в служебных помещениях должны быть установлены видеокамеры и налажено постоянное видеонаблюдение за общением сотрудников с гражданами. Правительству поручается взять под особый контроль вопросы назначения и освобождения руководителей среднего и высшего звеньев. Доходы и расходы правоохранителей и судей также будут внимательно изучаться. К примеру, им самим и их ближайшим родственникам предлагается запретить приобретать ценные бумаги, акции и доли в уставных капиталах иностранных компаний. Заводить счета сотрудники смогут только в банках, определённых правительством, а наличные сделки совершать на сумму, не превышающую 10 тысяч сомов (8,3 тыс. руб.). Все приобретения на сумму свыше 20 тысяч сомов (16,7 тыс. руб.) будут вноситься в личное дело. Уволенный за должностное преступление работник лишится всех льгот и не сможет вернуться на госслужбу.

В течение ближайших месяцев в Киргизии будет создана база данных фигурантов коррупционных преступлений, Генпрокуратуре же поручается создать реестр похищенных и уничтоженных уголовных дел. Свою лепту в борьбу с коррупцией должны внести все ветви власти. Правительству предлагается разработать, а депутатам парламента — рассмотреть законопроект «О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов», а также ряд других документов, предусматривающих, с одной стороны, усиление ответственности силовиков за коррупционные преступления, а с другой — формирование эффективной системы социальной поддержки сотрудников указанных ведомств.

Вот только будут ли выполнены эти поручения? Киргизия давно привыкла к тому, что все более или менее здравые инициативы остаются на бумаге. Так может случиться и на этот раз. За время, прошедшее с момента подписания документа, произошло единственное заслуживающее внимания событие — отставка директора АКС ГКНБ Дуйшенбека Чоткараева. Вместе с ним были уволены ещё около 20 сотрудников. Правда, все они уже получили должности в других подразделениях Госкомитета.

Есть ещё один симптом того, что реформа превратится в профанацию. В начале марта премьер-министр страны Сапар Исаков заявил, что крайне важным элементом реформы правоохранительных органов должно стать… переименование милиции в полицию. Как же объясняет он необходимость этой сомнительной затеи? По словам главы правительства, «милиция — это милитаристская авторитарная военизированная структура», что якобы значится «в объяснении, существующем с советских времён». Кроме того, утверждает Исаков, «милиция ориентирована на процесс подготовки статистики, а влияние общественности на её деятельность минимально». Другое дело полиция, чья «концептуальная задача — коммуникация с гражданским обществом».

Ждать позитивных изменений от людей, мыслящих подобными категориями, мягко говоря, наивно. Не исключено поэтому, что война против коррупции превратится в… очередную коррупционную схему.

Комментарий редакции : Антикоррупционная деятельность — предприятие несомненно хорошее и полезное, но опыт реализации подобных «акций» буржуазной властью показывает, что обычно она не заходит в подобных инициативах дальше снятия несогласных, перетасовки наиболее проштрафившихся, гордой бравады в стиле «начните проверку с меня» со стороны действующего главы страны. Ах, да, еще есть очень «действенная» мера с переименованием действующих институтов принуждения с милиции на полицию, но глубокий смысл подобной метаморфозы уходит от простого населения. Как, собственно, и от нашей редакции. По нашему скромному мнению и опыту примерно похожих действий — данная акция это не более, чем попытка создать хоть какое-то движение в информационном вакууме со стороны действующей власти Киргизии. Ну или мнимая попытка войти в историю не как чья-то тень, а как борец с коррупцией. Согласитесь, что последнее для буржуазной власти куда как приятней.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *